12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Махрова Александра Юрьевна27
4

План - конспект мастер-класса на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г Вязьма Смоленская область







План - конспект мастер-класса на тему



«Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»







Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №11

Махрова Александра Юрьевна

















Вязьма

2017 г.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я?

сколько в моем сердце любви?


t1570716737aa.gif






ПЛАН – КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА


Тема: «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»

Продолжительность мастер – класса: 45 минут

Педагог – мастер: Махрова Александра Юрьевна

Цель мастер-класса:  Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы, повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса 

 Задачи:

Повышение культурного, духовного, методического уровня специалистов ДОУ

Демонстрация методов и приемов по рассматриванию иконы

Сформировать у участников мотивацию к самообучению, саморазвитию

Оборудование: проектор, экран, компьютер, подзорная труба, шапочка с изображением солнца.
















ХОД МАСТЕР – КЛАССА


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (Организационная) (5 минут)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей на основе православных ценностей и традиций русского народа.  Педагоги используют различные приемы, формы и методы организации  воспитательно - образовательного процесса с привлечением родителей.

Особое внимание в работе с дошкольниками  уделяется рассматриванию икон. Сегодня наш педагогический коллектив представит Вам свой опыт ознакомления с  иконой, используя методику рассматривания картин. При этом важно учитывать возрастные возможности детей, их интеллектуальный уровень, эффективные приемы погружения в сокровенный мир православной иконы.

Не так давно, 15 февраля мы отмечали один из главных праздников церковного года – Сретение Господне. Это послужило основанием к выбору темы нашего мастер-класса. Итак, дорогие гости, сегодня Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по ознакомлению детей подготовительной группы с иконой «Сретение». Для этого предлагаем Вам на время представить себя в роли детей.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 минут)

Перед участниками мастер-класса на большом экране возникает Презентация 1 (слайд 1) (Приложение 5), фоном звучит музыкальное сопровождение. (Приложение 6)

Педагог 1:

«Сегодня я познакомлю Вас с иконой, которая называется «Сретение». С церковнославянского «сърѣтение» переводится как «встреча». Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. (Презентация 1, слайд 2) У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина через сорок дней после родов должна была принести в Храм очистительную жертву. (Презентация 1, слайд 3) В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку.

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. (Презентация 1, слайд 4)

И вот, Мария и Иосиф, родители Иисуса Христа, прибыли в Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка».

Педагог 2:

«Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна».
(Приложение 1)

Педагог 1:

(Презентация 1, слайд 5) «После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…». (Презентация 1, слайд 6)

Педагог 2:

«И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.


Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.


И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.


А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,


реченное некогда слово храня,

Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света


Источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».— Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила».
(Приложение 1)

Педагог 1:

«По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Ученый усомнился, но ему явился Ангел и сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть».

На экране проигрывается Презентация 2 «Песнь Симеона Богоприимца». (Приложение 7)

Педагог 1:

«В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла Анна-пророчица. Она много лет жила и работала при Храме, постом и молитвой, служа Богу день и ночь. Анна - пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Спасителя. А Святое Семейство вернулось в Назарет.

А теперь давайте рассмотрим икону, посвященную этому событию».

На экране возникает изображение иконы «Сретение». (Приложение 2) Звучит музыкальное сопровождение (Приложение 6).


Прием «Вхождения в икону»

Педагог 1:

«Предлагаю всем встать и подойти поближе к экрану. Закройте глаза и представьте, что вы оказались внутри иконы, вошли в нее. Откройте глазки, посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите?»

Предположительные ответы: «Богородицу, Иосифа, старца, пророчицу, младенца».

Педагог 1:

«Правильно. А куда они пришли?»

Предположительные ответы: «В храм».

Педагог 1:

«Да, Богородица в сопровождении Иосифа принесла в храм младенца – Иисуса. Их встречает праведный старец. Как зовут этого старца?»

Предположительные ответы: «Симеон».

Педагог 1:

«Правильно. Посмотрите, с каким трепетом Симеон держит младенца, ведь он понимает, что принял в свои руки спасителя мира, истинного Бога. Старец весь склонен над божественным младенцем, весь обращен к нему. Всмотритесь, друзья, младенец Христос изображен сидящим на руках Симеона как царь, восседающий на престоле. Голова же младенца обращена не к матери, а к Симеону, Иисус как бы внимательно всматривается в тот мир, куда он пришел для спасения рода человеческого. За спиной младенца стоит Богородица. Кажется, что только сейчас еще она склонялась над младенцем, держала его в своих объятьях, но руки ее уже пусты. Скажите, какие чувства отражены на лице Богоматери?»

Предположительные ответы: «Грусть, печаль».

Педагог 1:

«Правильно. Матерь Божья изображена, как бы лишившись сына, и в этом выражено будущее страдание Марии у креста. В облике ее тихая печаль и одновременно смиренная готовность все претерпеть по воле Бога».



Прием «Подзорная труба»

Педагог 1:

«А теперь предлагаю вам продолжить рассматривание иконы при помощи нашей волшебной подзорной трубы. Она поможет нам лучше рассмотреть то, что ранее не было замечено. Посмотрите внимательно, что еще мы не увидели?»

Предположительные ответы: «Голуби в руках Иосифа, ступени, дома, красная ткань».

Педагог 1:

«Зачем Иосиф принес голубей в храм?»

Предположительные ответы: «Это жертва»

Педагог 1:

«Правильно, это очистительная жертва. Обратите внимание на важную деталь: в центре иконы изображен алтарь на четырех колоннах. Он называется киворий, а в центре его расположен престол. Вверху, на кивории, мы видим ткань красного цвета. Она перекинута между храмом и домом. А как вы думаете, какая она? Тяжелая?»

Предположительные ответы: «Нет, легкая, воздушная».

Педагог 1: «Действительно, она легкая, похожа на парус, она так и называется – велум, что в переводе с латинского обозначает «парус». Изображен велум не ради красоты. На нашей иконе он имеет два значения. Во-первых, он говорит нам о том, что действие происходит в храме, он изображен слева. А во-вторых, велум показывает связь между Ветхим и Новым Заветом.

Итак, мы внимательно рассмотрели икону. А теперь, может кто-нибудь хочет сам рассказать о нашей иконе?»

Все садятся на места. Далее следуют описательные рассказы по иконе.

Педагог 1:

«Праздник Сретения издавна любим в народе. В этот день в деревнях стали отмечать встречу зимы с весной. С этим связано много поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». А вы знаете поговорки о весне?»

Предположительные ответы: «Весенний дождь лишним не бывает», «Весна красна цветами, а осень пирогами».

Педагог 1:

«Молодцы. А еще, сретенскими называли последние зимние морозы и первые весенние оттепели. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. Существует так же множество народных примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили люди, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а вот если поднималась вьюга, то урожая не жди: «Если в Сретенье метель дорогу переметает, то корм подметает». И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. Особым праздник был у детей. Они выкрикивали так называемые заклички – короткие призывные песенки. Давайте и мы с вами сейчас позовем весну»

Все становятся в хоровод, и вместе с педагогом проговаривают закличку:

«Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы!

Выгляни, солнышко, до вешней поры!

Видело ль ты, ведрышко, красную весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко, старую ягу,

Бабу ли ягу - ведьму зиму?

Как она, лютая, от весны ушла,

От красной бегла, в мешке стужу несла,

Холод на землю трясла, сама оступилась,

Под гору покатилась, встретила весну - солнцеву сестру»...


Педагог 1:

«Посмотрите, а вот солнышко выглянуло. Давайте поиграем с ним».

Проводится русская народная игра «Солнышко».

По считалке выбирают водящего - «Солнышко». Водящий одевает на голову шапочку с изображением солнца. Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две подходят ближе к «Солнцу», делают поклон, затем отходят, «Солнце» говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Педагог 1:

«На этом наш мастер – класс окончен. Всем спасибо за внимание».


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексивная) (5 минут)

Все участники мастер-класса участвуют в опросе-дискуссии об организации, проведении и результативности мастер-класса, об эффективности данной формы представления педагогического опыта. Обсуждение представленных приемов «вхождения в икону», «подзорной трубы» для рассматривания мелких деталей отражения сюжета события «Сретения» по желанию участников занятия, музыкального сопровождения, презентаций, описательных рассказов по иконе. Участникам мастер – класса предлагается заполнить опрос – анкеты. (Приложение 3)




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Акафист Сретению Господню https://azbyka.ru/days/caa/53*

Будур Н. Православные иконы. – М.2002.

Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. – СПб., 1892.

Раушенбах Б.В. Пристрастие. – М.,1997.

Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.

Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.

Прот. Башкиров В. Праздник Сретение Господне. – http://minds.by/article/63.html

Звездина Ю.Н. Растительная символика в памятниках духовной культуры позднего времени: возможности интерпретации. – http://iconkovcheg.com/articles/127

Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве, Интернет-журнал Сретенского монастыря, 14.02.2006 – http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm

Прот. Погребняк Н. Иконография Сретения Господня. – http://www.pravmir.ru/ ikonografiya-sreteniya-gospodnya/

Шумакова М. Иконография праздника Сретения Господня. – http://www.sobor-chel.ru/god/library/?r=1&a=69

























ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.







Приложение 2

Икона «Сретение»


t1570716737ab.jpg












Приложение 3

Опрос - анкета

Уважаемый коллега!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результатив­ности мастер-класса, проведенного в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.

Из каких источников Вы узнали об этом мастер — классе?

Электронная почта

Телефонная связь

Другие источники____________________________________________________________

Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?

желание усовершенствовать собственную методику;

стремление познакомиться с педагогами;

желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями;

простое любопытство;

обязало начальство;

другое    ___________________________________________________________________

Что Вам понравилось?

оригинальная методика;

личность педагога;

инновационные подходы;

отдельные педагогические приемы;

техническое оснащение;

структура занятия;

организация мастер — класса;

атмосфера мастер — класса;

другое  ____________________________________________________________________

Что, по Вашему мнению, в данном мастер — классе требует дополнительных разъяснений?

методика;

отдельные педагогические приемы;

техническое оснащение;

структура занятия;

организация мастер — класса;

другое ____________________________________________________________________

Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?

стала понятной авторская система педагога-автора;

повысилась моя компетентность по ряду аспектов;

получил навыки _______________________________________________________________

Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?

__________________________________________________________________________

Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными? __________________________________________________________________________

Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?

__________________________________________________________________________

 

Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?

___________________________________________________________________________

Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

___________________________________________________________________________

В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:

Возраст _________________________________________________________________________

Должность ______________________________________________________________________

Место работы ____________________________________________________________________





Благодарим Вас за участие в опросе!





































Опубликовано


Комментарии (2)

Покутняя Роза Михайловна, 10.10.19 в 17:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное за интересный, познавательный мастер-класс!+
Шуткова Татьяна Михайловна, 10.10.19 в 18:40 1Ответить Пожаловаться
По ФГОС занятие в подготовительной группе не более 30 минут. Для обычного детского сада многовато религиозной информации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.