Конспект итогового занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Задания от кота Букварика»
Цель: выявить у детей сформированность вербальной коммуникации средствами родного языка
Задачи:
- выявить автоматизацию/дифференциацию всех звуков в свободной речи,
- обобщить у детей знания о звуках, слоге, слове, предложении;
- выявить умение употреблять в речи предлоги (сложные/простые): в-из, на- с/со, под-из-под, перед т.д.;
- выявить способность к словообразованию и словоизменению в речи (употребление ум-ласк. сущ., притяжательных прил., относительных прил., сущ. в Р. п.);
- выявить умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок (4 шт.) с придумыванием окончания рассказа;
- продолжать воспитывать чувство сотрудничества, товарищества, умение слушать друг друга;
- продолжать воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий;
Демонстрационный материал: туча, солнце, дождинки с буквами ШКОЛА, серия сюжетных картинок «Неудачная рыбалка» «Почему Вова опоздал в школу?», кот - игрушка.
Раздаточный материал: карточки-слоги к игре «Слог читай - слово называй», печатные слова, предметные картинки к словам в игре «Слово прочитай - картинку выбирай», игра «Собери предложение», буквы УЧЕНИКИ, РУЧКА, к ним предметные картинки к игре «Ребусы»
Оборудование: столы, магнитная доска, магниты,
Сюрпризный момент: шариковые ручки
Ход:
1. Организационный момент: Игра «Скажи ласково (ум. -ласк. Прил+сущ.)
Кто это? кот. Он серый. Как назвать ласково серого кота? (серенький котик)
Его зовут Букварик и он предлагает поиграть с картинками.
Дети называют ласково предметы на картинках (зелёный мяч – зелёненький мячик, жёлтый лимон- жёлтенький лимончик, серый волк – серенький волчок т.д.)
2. Игра «Какой? Какая? Какие? Какое?» (притяж. прил.).
У Букварика всё кошачье? лапы чьи? уши чьи? усы чьи? У Букварика есть друзья
медведь - у медведя все медвежье. Лапы чьи? У лисы всё лисье? хвост чей?
Букварик был с нами весь учебный год. Он видел, как вы занимались, как старались. Он предлагает вам поиграть, попутешествовать. На чём можно отправиться в путешествие? ответы детей. Ставиться задача для решения возникшей проблемы.
Определяется маршрут деятельности.
Игра «Слог прочитай, слово называй»
- Итак, мы отправляемся к первой станции «Слоговичок». Вам надо прочитать слог и придумать на / с этим слогом слово. («ра» -ракета, рак) т.д.
- По-моему, путешествие не бывает без тайн и загадок. Как только вы выполнили задание - появляется буква. Давайте собирать буквы и выкладывать их на доске. Может нам откроется какой-то секрет?
Дети выкладывают букву «Ш»
Игра «Слово прочитай- картинку выбирай»
Станция «Словечки»
- Путешествие не может быть лёгким, над каждым заданием надо будет подумать. На столе слова и картинки. Возьмите слово, прочитайте и выберете предмет на картинке, обозначающий это слово. Проверяем вместе.
Грамматические игры с предметными картинками «Один- много», «Не стало чего?» «Из чего какой?». С этим вы справились, теперь поиграем наоборот, я вам раздам предметы-картинки, а вы должны правильно найти слово.
- Кажется появилась ещё буква. «К»
Игра «Предложение составляй»
Как вы думаете, что надо выполнить в этом задании? Составить предложение. Дети составляют предложение, раскладывая карточки в нужном порядке.
- По-моему, Букварик хочет поиграть. "Где Букварик?" (употребление предлогов). Смотрите, он нашёл ещё одну букву. «О»
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
- Садимся на транспорт и в путь к следующей станции. Ой, ребята, пока мы ехали, сильный ветер сломал название станции, и я не знаю, как она называется, да тут какие-то картинки, тоже ветер перемешал. Что же надо сделать? Ответы детей. Составление Рассказов по серии картинок «Рыболов» «Опоздал», с придумывание окончания рассказов. Нам открылась буква? «А»
Игра «Ребусы» - звук называй, букву подставляй.
Определив первый звук и подставив букву, вы увидите перед собой слово. Какие слова были зашифрованы в картинках. УЧЕНИКИ, РУЧКИ
-Какая буква осталась? «О»
3. Итог
- Какое слово получилось? ШКОЛА
- Слова вроде бы такие разные, но мне кажется чем-то они связаны? Сможете объяснить?
- Я поняла, какой клад вам приготовили буквы- это знания, которые вы получите в школе. Возвращаемся в детский сад. Посмотрите, сколько испытаний мы прошли.
- Ну что, Букварик, придётся с этими ребятами попрощаться. Будешь теперь воспитывать новых детей. Котейка помнит, что в конце каждого занятия, я вам давала призы. Точно. Ой, ребята, а ведь слова -то не простые были: УЧЕНИКИ, ШКОЛА, РУЧКА. Ученики - это вы, в школу вы пойдёте? (осенью), а ручки оказались в нашей сюрпризной коробке. Детям раздаются шариковые ручки.