12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Светлана Павловна18
Россия, Саратовская обл., Саратов

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

воспитателя с детьми подготовительной к школе группы

образовательной области «Познание»: Ознакомление с окружающим, программы УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие»

Тема: «Средства общения»



















Интеграция образовательных областей:

познание, коммуникация, здоровье, социализация, труд.

Виды детской деятельности:

коммуникативная (беседа, ситуативный разговор);

познавательно - исследовательская (решение проблемных ситуаций,

расширение кругозора);

музыкально- художественная (слушание, просмотр

мультипликационного фильма);

игровая (игры с правилами);

двигательная (игровое упражнение).

Программное содержание:

Продолжать расширять кругозор детей, знакомить с различными способами передачи информации, как формой коммуникативного общения людей.

Закрепить знания детей из истории развития способов общения и обмена информации: азбука Морзе, флажковая грамота, шифровка.

Продолжать развивать интеллектуальные способности детей: умение анализировать полученную информацию, делать выводы и умозаключения для выполнения поставленной задачи.

Активизировать знания детей о правилах использования системы координат в игре «Морской бой».

Продолжать формировать познавательные способности у детей, умение использовать выбранный способ передачи информации в быту, в игре.

Продолжать развивать познавательный интерес детей к окружающей действительности и истории открытий и изобретений.

Продолжать развивать коммуникативные навыки детей: умение принимать активное участие в коллективной работе, высказывать свою точку зрения, рассуждать, уважительно относится к позиции других детей.

Словарная работа: активизировать словарь детей; ввести в словарь детей термины и понятия «способ передачи информации», «сообщение», «речь», «жесты», «мимика», «знаки дорожного движения», «шифровка», «флажковая грамота», азбука Морзе, «система координат».

Материалы к занятию:

Технические средства обучения: ТВ, компьютер, интерактивная доска, игровые планшеты.

Демонстрационный: текст для шифрования, почтовый ящик, видеозапись отрывка из мультфильма «Барбоскины», «Морской бой», презентация средств связи (компьютер, телефон, радио, свисток, жезл, звонок, фотоаппарат, дорожный знак, видеокамера, письмо, посылка), иллюстрация азбуки Морзе, флажный семафор, шифр, бутылка,.

Раздаточный: на каждого ребенка карандаши, карточки для самостоятельной работы, планшеты.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы приветствуете друг друга при встрече?

(Здороваемся, говорим «привет», «рад тебя видеть», «доброе утро», «добрый день»)

- А как можно пообщаться с другом, если он находиться далеко от вас?

(Можно отправить ему «смс», письмо, открытку, связаться с ним через компьютер, поговорить по телефону, поговорить по мобильному телефону.) (Просмотр слайда со средствами передачи информации)

- А можно ли приветствовать друг друга без слов? Как это выглядит?

(Можно кивнуть головой, взмахнуть рукой, поклониться. Воспитатель предлагает по кругу кивнуть головой и улыбнуться друг другу по цепочке.)

- Вот мы и поздоровались. Сказав друг другу без слов «здравствуй», мы пожелали друг другу хорошего здоровья, а, улыбнувшись, даже передали хорошее настроение. Вот сколько информации в одном только поклоне.

- Ребята, а какой свой особенный способ общения есть у моряков и они даже сейчас иногда им пользуются?

(Называется он «морская грамота» или «флажный семафор».)

- Наверное, вы видели в фильмах, как на палубе корабля стоит матрос и при помощи флажков, меняя положения рук, передает знаки на другой корабль или на берег: знак вызова, знак ответа, знак ожидания, знак перемены места. Пользоваться «морской грамотой» можно лишь в зоне видимости другого корабля или берега.

( На экране представлена иллюстрация флажковой грамоты)

- А какую необычную азбуку использовали люди для передачи важных военных донесений во время отечественной войны. Может быть, кто-то из вас слышал про такую азбуку или видел радистов в фильмах про отечественную войну? В азбуке Морзе, названной так по имени Сэмюэла Морзе, американского изобретателя и художника, каждый знак представлен комбинацией точек и тире.

(на экране появляется иллюстрация азбуки Морзе)

- Давайте с вами напишем на карточке слово «SOS» с помощью азбуки Морзе и попробуем его простучать.(Сигнал SOS на азбуке Морзе это 3 точки, 3 тире, 3 точки)

(Дети на карточках записывают слово «SOS» с помощью азбуки Морзе и «простукивают» его карандашом – « телеграфным ключом» на столе.

- Ребята, а помните, какой необычный способ передачи информации существовал у мореплавателей и путешественников много лет тому назад: написать сообщение, закупорить его в бутылку, бросить бутылку в море и отправить бутылку с сообщением по течению. Подскажите, когда в этом была острая необходимость?

(крушение корабля, шторм, судно село на мель, напали пираты)

- У нас с вами даже есть подаренная на память бутылка знаменитого капитана судна «Черная жемчужина» Джек-воробей.

(Воспитатель показывает детям пиратскую бутылку и на экране фотографию Джека- воробья)

- Знаете, ребята, у нас с вами есть общие друзья, вы их точно знаете, это семья Барбоскиных. Я поддерживаю хорошие отношения с их дедушкой. В последнем письме он обратился ко мне с просьбой, помочь ему отвлечь внуков от компьютерных игр. Ему хочется, чтобы внуки чаще играли вместе, а не каждый сам по себе. Чтобы познакомить их с одной знакомой вам игрой, дедушка придумал маленькую хитрость. Давайте сейчас присядем и посмотрим , что это была за хитрость дедушки Барбоскина.

(Идет просмотр отрывка из мультфильма «Барбоскины», «Морской бой».)

Вот такая история произошла с нашими друзьями Барбоскиными.

- Мне хочется, чтобы мы вместе с вами помогли дедушке разнообразить игры его внуков. Давайте им отправим все наши знакомые средства связи, только вот проблема: бутылка пуста, мы ведь с ребятами уже разгадали спрятанное в ней сообщение.

(Дети рассуждают о том, какую информацию спрятать в бутылку.)

- Ребята, а мы могли бы пригласить Барбоскиных принять участие в турнире игры «Морской бой», а в бутылку спрятать зашифрованное приглашение.

Я вот знаю, что с помощью компьютера можно выйти в глобальную сеть ……. Может быть, вы знаете, как она называется? (Интернет) и провести онлайн- турнир игры.

- Наверно многие из вас дома, вечером видят, как ваши родители или старшие братья и сестры пользуются Интернетом для общения и переписки с друзьями.

- Итак, ребята, приступаем. Нам необходимо на некоторое время стать шифровальщиками и подготовить важное сообщение членам семьи Барбоскиных.

-Как же можно скрыть информацию, передавая ее собеседнику, чтобы никто больше не смог ей воспользоваться. Что нам понадобиться для работы? (шифр)

(Детям предлагается письмо с текстом «Приглашаем принять участие в турнире игры «Морской бой» между командами «Барбоскины» и «Фантастазеры») и шифр: дети зашифровывают слова текста, прячут в бутылку и закупоривают её.)

- Ребята, как удачно мы придумали это письмо, ведь теперь Барбоскины в своих играх смогут использовать шифровки, как разведчики или пираты! Но ведь и нам надо подготовится к турниру. Я предлагаю вам пройти маленький тест на знание правил игры «Морской бой».

Детям предлагаются для просмотра слайды с правилами игры, дети дают ответы.)

- А вот вам и задание на внимание: «Найдите у себя на планшете ошибку при нанесении кораблей на игровое поле»

Детям предлагается задание на планшете: найти ошибку и зачеркнуть её, проверить правильность выполненного задания перелистыванием слайда.)

Итог занятия: Мы с вами собрали такое количество новых идей для занятий наших друзей Барбоскиных, что им будет теперь чем заняться с друзьями, с мамой и папой, а также с любимым дедушкой, ведь чтобы разгадать наше послание им понадобиться помощь дедушки, он будет обладателем нашего ключа к шифровке. Осталось все сложить в посылку и отправить дедушке.

А Вам я хочу сказать большое спасибо за то, что вы были такими внимательными и активными.

(Воспитатель благодарит каждого ребенка за участие).


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.10.20 в 09:50 1Ответить Пожаловаться
Тема актуальная и материал хорош! Следует только внести поправку по названиям образовательных областей...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.