12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина Геннадьевна603
Преподаватель художественного отделения МОУ ДО «Обуховская ДШИ» (Высшая квалификационная категория). Преподаватель «Живописи» в КГПК, факультет дизайна. Образование высшее , профессиональное, КГПК ХГФ, НТГСПА,ХГФ.
Россия, Свердловская обл., Камышлов
Материал размещён в группе «Детское творчество»

Тема: Картина – натюрморт.(натюрморт морского дна)

Изучение темы рассчитано на 2 урока.

Цель: Способствовать формированию представлений учащихся о натюрморте как жанре изобразительного искусства, о его особенностях, видах.

Задачи:

1Создание условий активизирующих творческое воображение учащихся, по средствам создания художественного образа.

2Способствовать развитию умений применять приемы стилизации при создании творческой композиции.

3 Способствовать развитию эстетического вкуса и культуры труда.

4 Способствовать развитию умения учащихся последовательно работать над живописной, графической композицией, а также умения отбирать выразительные средства, материалы в соответствии с идеей.

5 Приобщение школьников к художественной культуре;

Оборудование для учителя: оформление доски. Репродукции живописных, графических натюрмортов, таблицы (колорит как выразительное средство композиции, приемы стилизации предметов ), работы учащихся.

Оборудование для учащихся: Листы для эскизов, формат А3, художественные материалы, графитные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры (по выбору), ластик, цветные карандаши.

Зрительный ряд. Образцы работ учащихся, Репродукции картин -натюрмортов: К.Петрова -Водкина, В.Ван Гога, П.Кончалов-ского, М.Сарьяна, фотографии творческого, графического натюрморта современного художника Петрова Алексея.(приложение )

План урока.

1. Организационный момент (2 минут).

2. Вводная беседа по теме урока. (3 минут).

3. Сообщение новых знаний (10 минут).

4. Практическая работа, закрепление материала.(25- 30 минут).

5.Обьяснение домашнего задания. Подведение итогов (2 минут).

Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II Введение в новую тему. - Сегодня мы вспомним и повторим, а также узнаем много нового о натюрморте, ведь даже самый простой натюрморт может скрывать очень интересную историю. Нужно только уметь расшифровать то, о чем «молчат» предметы. Давайте представим что мы с вами на подводной лодке и опустились на морское дно. Оглянитесь вокруг, здесь тоже есть натюрморты, кто первым найдет.(демонстрация натюрмортов с морской тематикой, творческих натюрмортов различных художников)

III Сообщение новых знаний Морские звезды, кувшины с золотом, раковины с жемчугом, старые якоря и многое другое, все это предметы – которые могут стать натюрмортом. Но что же такое натюрморт?(актуализация знаний, определе6ние) Кто мог составить такой подводный морской натюрморт?(предположения учащихся)А как вы думаете предметы попадая в подводную среду меняются? Да, конечно меняются, на них растут водоросли, песок попадает, по ним ползают улитки, и.т.д Поэтому морской натюрморт можно считать не совсем обычным. Перед вами вполне реальная, обычная постановка натюрморта, но как сделать его подводным?(варианты учащихся) Вы все правы, можно добавить множество различных морских элементов, но также можно изменить форму, стилизовать её. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки. Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В вашей декоративной композиции центром может быть изображение ракушки, кувшина с золотом, морского камушка, и.т.д.Благодаря причудливости форм элементов морского дна(раковин, звезд, камней) они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа. Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение, ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон. Демонстрируются морские ракушки, иллюстрации ракушек. Демонстрируется раздаточный материал «Декоративное изображение морских ракушек Демонстрируется применение декора в стилизованном изображении камешков и ракушек.

Эти декоративные элементы могут переносится и на другие предметы натюрморта, как бы перенося их на морское дно,(тоесть все подчиняется одной идее, манере).Важно учитывать в творческой работе и положение источника света, какой же он на морском дне?( предположения учащихся) А сейчас давайте попробуем наш обыкновенный натюрморт перенести на дно.

.Демонстрация этапов работы над декоративной композицией, приемы стилизации предметов, в соответствии с тематикой.

4Практическая работа

Ребята, давайте попробуем по-разному преобразовать наш натюрморт, поэтому давайте сделаем несколько предварительных эскизов.

Задание: Выполнение работы "натюрморт морского дна", трансформация(преобразование), стилизация, предметов натюрморта с натуры, смешанная техника, учитывая характер колорит моря. Творческое решение задачи.(работа над эскизами), выбор лучшего варианта, доработка, и перенос его на формат. Начало работы в материале(завершение работы на следующем уроке)

Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися.

V Подведение итогов урока. На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся. Просмотр результатов рисунков на первом этапе, выявление соответствия с созданными эскизами, нахождение плюсов и минусов соответствия и несоответствия. Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали? Что нового вы сегодня узнали? Получилось ли у нас «переместить» наш реальный натюрморт под воду?( демонстрация эскизов, и работ на первом этапе)Понравились ли вам работы других художников, объясните почему?


 

VI Объяснение домашнего задания.

"Есть ли дома натюрморт?"понаблюдать за естественным расположением натюрморта в домашней среде (можно сфотографировать)

Список литературы:

1 Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.

2 Н.М. Сокольникова «Основы композиции», «Основы рисунка», «Краткий словарь терминов» Обнинск. Издательство «Титул». 1996.

3 Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005.

Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.