12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

План - конспект урока по окружающему миру «Когда появилась одежда?»

МОУ- СОШ д. Новые Ивайтенки

Брянская область Унечский район

Окружающий мир

Когда появилась одежда?

1 класс

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Прогнозируемые результаты
- познакомить первоклассников с историей одежды, видами одежды;

- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
- развивать мышление, память, умение слушать; 
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду; 
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; 
- формирование УУД. 
1.Личностные УУД 
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, 
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса 
2.Регулятивные УУД 
Ученик развивает навыки: 
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• адекватно понимать оценку взрослого; 
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 
3.Познавательные УУД 
Школьник учится: 
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 
4.Коммуникативные УУД 
Школьник учиться: 
• слушать собеседника;
• задавать вопросы; 
• контролировать действия партнёра; 
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование и учебные материалы:- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; - рабочая тетрадь на печатной основе,тесты; - презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»; 
- мультимедийное приложение к учебнику; - образцы тканей клей, ножницы, цветные карандаши, краски.

Ход урока.

I.Мотивация учебной деятельности.Слайд2

-Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

II.Актуализация знаний. Слайд 3

- Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали! Расскажите, на чем мы совершали путешествие и куда (мы путешествовали на машине времени во времена динозавров)

Слайд 4

-Мы путешествовали в прошлое или в будущее? (мы путешествовали в прошлое, потому что динозавры жили еще до появления человека)

Слайд 5 -А откуда люди узнали о динозаврах?(люди узнали о существовании динозавров из археологических раскопок)

Слайд 6-Ребята, посмотрите на картинку, возможно ли такое? ( нет, динозавры и люди никогда не встречались)

III Работа над новым материалом

-Сегодня, мы с вами снова окажемся в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее. Только разговор пойдет не о животных. Итак, на смену динозаврам пришел человек!

Сейчас мы с Зайчатами будем их загадывать. А как только вы отгадаете загадку, из сумки появится отгадка. Вы готовы? (Слайд 7)

Загадки.

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)


 

Домик для головы. 
(Шапка) 


 

Дали братьям тёплый дом, 
Чтобы жили впятером. 
Брат большой не согласился, 
И отдельно поселился.
(Варежки)


 

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.

(Ботинки)


 

Варежки для ног.
(Носки) 


 

– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.) (Слайд 8)

– Как можно назвать одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)

– О чём будет идти разговор на уроке?

Тема урока: Когда появилась одежда? (называют дети, появляется на доске слово одежда) (Слайд 9)

Слайд 10-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет?

-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить, а может одежду еще не придумали!?( еще не придумали одежду, не было тканей..)

- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья .И первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя.

Слайд11Сообщение темы урока «Когда появилась одежда? (формулируют сами учащиеся)

Слайды 12-13.

-Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну тканей!

Первый зал «Одежда первобытных людей» (Слайд 14)

Экскурсовод в этом зале_____________

Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб.

-Для чего, с какой целью люди делали одежду из шкуры?

- Что люди использовали вместо игл?


 

Второй зал "Тайна тканей"

Экскурсовод в этом зале_____________

- (Слайд 15) Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! (Слайд 16) А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...

(Учитель) Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну тканей!

Дети работают в группах.

-Возьмите конверт № 1, там лежат образцы тканей. Рассмотрим их.

-Из чего же сделана ткань? (Слайд 17)

Правильно, все нити у тканей крепко держатся друг за друга.

-Кто же их переплел? (ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! (Слайд 18)

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Практическая работа

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.


А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!
Потом изобрели веретено (Слайд 19), а затем и прядильный станок (Слайд 20). А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Третий зал "Одежда из прошлого"

Экскурсовод в этом зале_____________

(Слайд 21) Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. (Слайд 22) В это же время на Руси у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали.

Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.

- Так что же одевали люди на Руси?

Для того, чтобы отправиться в следующий зал "Современная одежда" давайте подумаем (Слайд 23)

-Какую одежду носит современный человек?

– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? 
– Для чего современному человеку нужна разная одежда?

– Отличается ли одежда по временам года?

Экскурсовод _______Слайд 24

К деловой одежде относится школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.

К «спортивной одежде» относится спортивный костюм, футболка, шорты, майка, спортивные брюки.

К «рабочей одежде» специальный халат, фартук, нарукавники, комбинезон ,косынка.

К «домашней одежда» халат, платье, брюки и кофта.

(Слайд 25) Специальную одежду надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.

-Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью нашего помощника микроскопа.

-Какой секрет у всех тканей? ( все нити у тканей крепко держатся друг за друга)

-Кто же их переплел?(ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
-Время шло и люди научились шить красивые наряды. Опишите, какая стала одежда? ( пышная, красивая, блестящая, появились украшения, головные уборы, шарфы)

-Родиной бантов и кружев считают Францию!

-Как одевались русские люди? Как выглядела их одежда? Опишите.( у мужчин и женщин одежда была свободная, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны подпоясывали. Одежда была в основном белого цвета, ткань не красили. Зимой носили шубы и меховые шапки, рукавицы.

Слайд 26

-И вот машина времени, вместе с муравьишкой черепахой, переносит нас в современность, в наше время. Расскажите в какой одежде мы ходим?

-Что мы одеваем зимой? (шубу, пальто, сапоги, шапку, шарф)

-Что мы одеваем осенью и весной? ( плащ, куртку, сапоги)

-Что мы одеваем летом? (Платья, шорты, шляпки, юбки, майки)

Вывод:

-Почему мы меняем столько одежды? (потому что мы живем в стране, где погода сильно меняется в разное время года)

Работа в рабочей тетради с. 15 Работа с документ-камерой (проверка заданий)

-Как вы думаете: где живут люди, изображенные здесь? Почему вы так решили? (Ответы детей, проверка нескольких работ)

Работа с учебником с. 21( документ-камера)

-Одежда бывает разной и зависит от погоды. Что еще влияет на выбор одежды? Рассмотрите рисунок в учебнике на с.21

-На какие группы можно разделить одежду? (деловая, рабочая спортивная, для дома)

IV.Рефлексия учебной деятельности

-Подумайте, какое настроение, и впечатление у вас осталось от урока?

-Если вам понравилось, вы много узнали, вы довольны своей работой ,то раскрасьте пуговицу лежащую на парте, красным цветом.
-Если испытывали затруднения, ,но вы узнали много интересного, вам было комфортно на уроке- синим цветом.

V. Итог урока.

-Сегодня мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее время. Как менялась одежда со временем?(ответы детей)

– Из чего делали одежду первобытные люди?

– Что изобрели потом?

– Какую роль играет одежда в жизни человека?

- На какие группы мы можем разделить одежду современного человека?

-Давайте сравним наши ответы с выводами Мудрой Черепахи на с.21 в учебнике.

Задания на самопроверку. Тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А Плешакова с.40. После выполнения дети сверяют свой ответ модульным ответом, который появляется на экране.

-И в заключении, приготовим карандаши и чистый лист бумаги, нарисуем разные виды одежды!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.