Технологическая карта урока по окружающему миру «Когда изобрели велосипед?» (1 класс)
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Баженова Наталья Михайловна МБОУ «Сокольчинская СОШ №3»
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Тема: «Когда изобрели велосипед»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Где и когда», блок : «Мир людей», 2 урок : «Когда изобрели велосипед»
Цели:
I Образовательно-развивающие: 1.1 Применение опорных понятий (велосипед, части велосипеда). Знакомство с элементами истории создания велосипеда. Изучение элементарных правил дорожного движения.
1.2 Развитие УУД: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать), объективно оценивать свои учебные достижения. Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
1.3 Развитие специальных умений: распознавать части велосипеда; узнавать знаки дорожного движения для велосипедистов.
II. Воспитательная:
2.1Формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее-особенное-единичное.
2.2.Формирование коммуникативных умений работать в парах.
2.3.Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, активности.
Оборудование урока:
1. Оценочный лист для каждого учащегося.
2. Раздаточный материал
3. Критерии оценки (помещены на стенде в кабинете)
4. Проектор, компьютер
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Иметь представление об устройстве велосипеда, истории его изобретения. Знать знаки дорожного движения для велосипедистов.. |
Определять цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев. |
Выполнять анализ объектов с целью выделения существенных признаков, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Участвовать в общении посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы. |
Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, принимать и осваивать социальную роль ученика, определять общие для всех правила поведения, применять правила делового сотрудничества. |
Ход урока
**Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|||||||||||
1 |
Организационный 1 мин. |
Настроить обучающихся на урок |
-Предлагаю всем собраться За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать |
Слушают, повторяют, ловят лучики настроения. Дают себе установку на хорошую работу. |
Учащиеся заинтересовались |
||||||||||||
2 |
Самоопределение к деятельности
Слайд 2 3 мин |
Учить определять тему урока. Формулировать цель урока. Ставит -проблемный вопрос |
Фронтальная работа |
Предлагает встретить сказочного героя, отгадать загадки. •Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка… А зовут его (Петрушка) •Что за чудо-длинный дом Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином… •Дзынь- дзынь !- Я бью тревогу Уступите мне дорогу Никуда мне не свернуть- У меня по рельсам путь. •Пью бензин и масло ем, Хоть не голодно совсем А без них я так болею Что поехать не сумею. •Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса . Сядь верхом и мчись на нем Только лучше правь рулем. -Назвать экологически чистый транспорт. |
Встречают Петрушку. Отгадывают загадки , Автобус Трамвай Автомобиль Велосипед Отгадывают вид транспорта- Велосипед |
Выбирают правильный ответ. Оценивают себя на листе самооценки (выбор смайла в соответствии с количеством верных и неверных ответов) Умение видеть проблему, ее решение |
Учитель определяет правильность ответов во время фронтальной работы. Фиксирует для себя ответы ребят которые ответил неверно. |
||||||||||
3 |
Постановка учебной задачи 4 мин |
Учить составлять план урока |
Фронтальная Словесный. Беседа |
- Наш герой заинтересовался историей появления велосипеда. -Как вы думаете что он хочет узнать о велосипеде? Велосипед ↙ ↓ История Устройство ↘ ↓ Виды Безопасность |
Высказывают предположения |
Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. К.: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|||||||||||
4. Изучение нового материала |
Р.: составление плана и последовательности действий. П.: синтез как составление целого из частей К.: определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
||||||||||||||||
4.1 |
Работа с понятиями Выявление структуры понятия «велосипед» 2 мин |
Организовать познавательную деятельность |
Фронтальная работа |
Предлагает ответить на вопросы - Посмотрите на слайд. Какие признаки объединяют все эти конструкции? - Что делает велосипед велосипедом? |
Отвечают на вопросы. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Ожидаемые ответы: - транспортное средство, - наличие колёс и педалей - приводится в движение ездоком Велосипед – это транспортное средство, которое имеет колёса и педали, и приводится в движение ногами ездока. |
Самооценка |
||||||||||
4.2 |
Теоретическая работа. Слайд (3-10) 6 мин |
Познакомить с историей создания велосипеда |
Фронтальная работа |
Знакомит с информацией. В разные времена велосипед был устроен по-разному. 524 года назад великий итальянский учёный Леонардо да Винчи нарисовал первый двухколёсный механизм со всеми подробностями. Двести лет назад жил на Урале кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину- самокат, у которой было два деревянных колеса с железными ободьями, педали и руль.Когда он ехал по улице на своем самокате все хохотали и показывали на него пальцами. Хозяин завода на котором работал кузнец послал изобретателя с подарком в Москву к царю Артамонов добирался несколько месяцев и добрался до Москвы. Царю подарок понравился ,он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении забыли. Самокат попал в музей. Вторым изобретателем был барон Карл Дрез. У машины Дреза не было педалей. На нем можно было отталкиваясь ногами от земли. Называлась беговая машина – бегунок. Его машина было деревянная , имела два равных по высоте колеса и седло между ними. Передвигаться было неудобно. Седока трясло. Его называли –костотряс. Костотряс уступил место «ПАУКУ».Так называлась машина со множеством спиц в колесе. Просуществовал 20 лет. Шло время . Менялся вид велосипеда, менялось его название(самокат –бегунок-костотряс –паук- велосипед |
Внимательно слушают учителя. Первичные закрепления знаний Вопрос-задание Объясняют значение слова велосипед( в переводе с латинского –быстрая нога Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение анализа объектов с целью выделения существенных признаков. Установление причинно-следственных связей Коммуникативные: формулирование проблемных вопросов. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. |
- Почему первый велосипед называли костотрясом Вследствие чего велосипед – паук имел такое назвние? |
Самооценка. Самооценка. |
||||||||||
4.3 |
Виды велосипедов. 6 мин Слайды (11-14) |
Учить выводить основание для деления, познакомить с видами велосипедов. |
Фронтальная работа |
Рассмотрите картинки с изображением велосипедов. Подумайте, на какие виды и на каком основании можно их разделить. |
Выводят основание для деления, называют виды велосипедов. Коммуникативные: участвуют в общении посредством высказывания возражений, дополнений. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение анализа объектов с целью выделения существенных признаков. |
1. По возрасту ездока: детский велосипед, взрослый велосипед. 2. По числу колес:одноколесные,двухколесные, трехкол…,, 3.По названию ( мужской, женский , дорожный , спортивный) 4. Повремени создания: старинный и современный велосипеды. |
Самооценка |
||||||||||
4.4 |
Сравнение старинного и современного велосипедов 4 мин |
Учить сравнивать понятия, находить общее и различное. |
Фронтальная работа |
Даёт задание сравнить старинный и современный велосипеды. |
Сравнивают велосипеды, используя карточку №3. Познавательные: выполнение анализа объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений. Определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения . Коммуникативные: участвуют в общении посредством высказывания возражений, дополнений |
Так же, как и современный велосипед, так и старинный велосипед имеет колёса (педали, руль…). Сравнивая старинный и современный велосипеды можно сказать, современный велосипед имеет более удобное сиденье. В отличие от современного велосипеда, который сделан из металла и пластика, старинный велосипед сделан из дерева. |
Самооценка |
||||||||||
4.5 |
Части велосипеда Слайд 15 4 мин |
Дать понятия частей велосипеда. |
Индивидуальный труд. |
Предлагает соединить часть велосипеда с его определением. |
Соединяют часть велосипеда с его определением. Познавательные: выполнение анализа объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие. |
Руль. Устройство для управления движением в заданном направлении. Фара. Фонарь для освещения дороги. Шина. Резиновая оболочка с резиновой камерой на ободе колеса. Педаль. Ножной рычаг в велосипеде. Рама. Несущая часть велосипеда. Обод. Наружная часть колеса в виде круга. |
Самооценка |
||||||||||
4.6 |
Физминутка « Мы велосипедисты с котом Леопольдом» 1 мин |
Сменить деятельность |
Организует отдых |
Выполняют действия по образцу |
|||||||||||||
4.7 |
Правила езды на велосипеде Слайд 16 3 мин |
Познакомить со знаками велосипедистов и правилами велосипедного движения. |
Фронтальная работа |
Для того, чтобы ездить на велосипеде, надо знать правила езды на нем. Послушайте стихотворение.
1. Есть у меня велосипед, Но нет ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТ. Пока катаюсь во дворе, Где безопасно во дворе.
2 . И даже в дом соседний к деду Я через улицу не еду. А на зеленый свет иду, ВЕЛОСИПЕД ЗА РУЛЬ ВЕДУ.
- Какие правила вы услышали? Есть для велосипедистов и дорожные знаки? Посмотрите на рисунок. - О чем они говорят? - Где же вам можно кататься? Придется подрасти, и потом уже отправляться в настоящее путешествие. |
- Высказывают предположения. Сравнивают дорожные знаки, объясняют их значение. |
Знаки: велосипедная дорожка- разрешающий, Движение на велосипедах запрещено - запрещающий |
Наличие высказываний Самооценка |
||||||||||
4.8 |
Рефлексия. 1 мин |
Учить оценивать результат своей деятельности |
Индивидуальный труд |
Просит закончить высказывания, оценить себя |
Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности Регулятивные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев |
■ Учебная -Что я узнал на уроке, и что расскажу своему товарищу. ■ Настроение - показать смайлик зеленый- хорошее, радостное красный –плохое, грустное
|
Наличие высказываний |
||||||||||
4.9 |
Подведение итога. Подсчёт баллов. |
Обобщить изученный материал Формировать личную ответственность за результаты деятельности |
Фронтальная работа Индивидуальная работа. |
Подводит итоги совместной деятельности. Задаёт вопросы, подводит к заключению урока. Просит подсчитать баллы, определить оценку согласно заявке на оценку |
Делают выводы о своей работе на уроке. Регулятивные: самооценка результатов работы на основе известных критериев. |
Подсчитывают баллы, определяют оценку. |
Оценка за работу на уроке |
Мои баллы |
- Назови одним словом:
Машина, велосипед, самолёт – это __________________
Найди (зачеркни) лишнее
Руль, рама, шасси, педаль.
Найди (зачеркни) лишнее
Велосипед, шина, фара.
4. Продолжи.
Как дом и крыша, так велосипед и __________________.
автомобиль? колесо?
5. Продолжи.
Как велосипед и дорога, так ракета и ___________________ .
космос? человек?