12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Анна Калганова37
Забайкальский край
Материал размещён в группе «МОУ СОШ № 2 п.Карымское»

Конспект открытого урока по биологии 5 класс.

Тема: «Многообразие и значение грибов».

Цель: сформировать представление о многообразии грибов.

Задачи:

Обучающие: 1) рассмотреть шляпочные грибы, особенности их строения, значения ядовитых и съедобных грибов;

2) рассмотреть особенности строения плесневых грибов и дрожжей, показать их значение;

3) охарактеризовать значение паразитических грибов.

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

Предметные УУД:

Представление о грибах и их многообразии ; значении в природе и для человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: компьютер, презентация, муляжи грибов, карточки- задания, раздаточный материал, микроскопы, фиксированные микропрепараты.

План урока:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний, определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

Закрепление изученного материала

Рефлексия деятельности.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока.

1.Организационный момент. (1-2 мин).

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Проверка Д/З. Индивидуальные карточки.(3 -5 мин.)

Заполните пропуски в тексте.

Грибы – ________,________ организмы.

Тело гриба называется - ____________.

Грибы размножаются с помощью ___________.

По способу питания грибы являются ________________.

Плодовое тело состоит из _____________ и ____________.



Подписать основные части гриба:



t1570755982aa.png



Выпишите номера правильных суждений:___________________________.

Грибы относятся к эукариотам.

Грибы -паразитические организмы.

Грибы – представители особого царства живых организмов.

Тело гриба представлено микоризой.

Грибы имеют плодовое тело.

Микориза – симбиоз гриба и корня растения.

Тело гриба представлено мицелием.

2.Определение темы урока. (2 мин.)

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?



3. Постановка учебной задачи (2 мин).

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Многообразие и значение грибов.

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.

4. Усвоение новых знаний. (15-20 мин).

Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?


Таблица: (информационные листы, учебник стр. 61,62). Микроскоп, готовые микропрепараты мукор, пеницилл, дрожжи.

Группа грибов

примеры.

Среда обитания

значение

рисунок

Шляпочные грибы





Плесневые грибы и дрожжи





Паразитические грибы







Грибная корзина: разделить грибы на ядовитые и съедобные.(показ слайдов грибов.)

5. Физкультминутка(пауза релаксации).

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

6.Первичное закрепление знаний.

1) являются ли грибы живыми организмами?

2) с какими группами грибов мы с вами познакомились?

3) какую роль играют плесневые грибы в природе и жизни человека?

7. Закрепление изученного материала



Тест.

8.Рефлексия деятельности

Я узнал _________________________________________________
Я научился ______________________________________________
Мне понравилось__________________________________________
Я затруднялся ____________________________________________
Мое настроение __________________________________________.



9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§14.

Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);


































Информационный лист.

Гриб мукор: если хлеб пролежит несколько дней в тёплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налёт, который через некоторое время темнеет. Это плесневый гриб-сапрофит мукор. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.

Размножается мукор обрывками грибницы или спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих чёрных расширениях, похожих на головки, образуются споры. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу.

Гриб пеницилл: на пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них- пеницилл. Грибница пеницилла, в отличии от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарство для лечения многих болезней.

Дрожжи: с давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.

Выполни тест полученный ответ впиши в таблицу: 



1


2


3


4


5


6


7


8

Ответ





















Подведем итоги урока:

Я узнал _________________________________________________
Я научился ______________________________________________
Мне понравилось__________________________________________
Я затруднялся ____________________________________________
Мое настроение __________________________________________.

Домашнее задание: §14, задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание).



Рабочий лист.

Дата:_______________

Ученика (цы) 5 класса _____________________________________________________.

Тема: ____________________________________________________________________.

Цель: ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________.

Выпишите номера правильных суждений:___________________________.

1.Грибы относятся к эукариотам.

2.Грибы -паразитические организмы.

3.Грибы – представители особого царства живых организмов.

4.Тело гриба представлено микоризой.

5.Грибы имеют плодовое тело.

6.Тело гриба представлено мицелием.

Заполнить таблицу: «Многообразие и значение грибов».

(учебник стр. 61, 62; информационный лист).

Группа грибов

примеры

Среда обитания

значение

рисунок





1. Шляпочные грибы














2. плесневые грибы и дрожжи














3.паразитические грибы















ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАПИШИ БУКВУ ОТВЕТА В ТАБЛИЦУ. ЕСЛИ ОТВЕТИЛ ПРАВИЛЬНО, ТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ СЛОВО.

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания


2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин


3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза


4.Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием


5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим


6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

М) мукор

И) трутовик

К) фитофтора


7.К пластинчатым грибам относится

Ц) лисичка

О) подосиновик

М) маслёнок


8.Половое размножение у грибов происходит

А) при слиянии специализированных клеток

Г) с помощью спор

У) почкованием
















Самоанализ урока.5 «б» класс.

Тема урока: Многообразие и значение грибов.

Сегодняшний урок 2 в системе уроков по теме «Грибы», в разделе Многообразие живых организмов. Урок является изучением нового материала.

При планирование урока мной были учтены индивидуальные возрастные особенности класса, дифференцированный подход к различным учащимся. Психологические возможности особенность учащихся этого возраста высокий познавательный интерес. В классе 21 ученика, на уроке присутствовало …..из них 13 человек сильные учащиеся занимающиеся на 4 и 5, и 8 человек на удовлетворительно. В начальной школе класс занимался по программе Занкова, дети очень работоспособные , сами способны добывать знания, ставить цель и определять задачи урока. В классе один ученик имеет справку 7 вида и является воспитанницей детского дома. Учащиеся не умеют работать в группе, паре.

Выбор структуры и типа урока обосновывался местом урока в теме «Грибы», разделе: Многообразие живых организмов, в курсе биология 5 класс. Содержание урока в соответствии с требованием учебной программы.

Цель урока: сформировать представление о многообразии грибов.

Задачи: Обучающие: 1) рассмотреть шляпочные грибы, особенности их строения, значения ядовитых и съедобных грибов;

2) рассмотреть особенности строения плесневых грибов и дрожжей, показать их значение;

3) охарактеризовать значение паразитических грибов.

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

4) воспитывать бережное отношение к природе.


Предметные УУД:

Представление о грибах и их многообразии ; значении в природе и для человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.

Оборудование: компьютер, презентация, рабочая карта урока, информационные листы.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности:

эмоциональное вступительное слово, изложение вопросов, связанных с определением темы урока, мультимедийная презентация, анализ материала учебника, информационных листов, тестирование.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и обучаемого: Сотрудничество, наглядность, доступность, научность.

Цели и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

На уроке формировались следующие компетентности: информационная, коммуникативная.

Урок состоит из 7 этапов логически связанных между собой:

1.Этап мотивации. Эмоциональное вступление, подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2.Актуализация знаний. Стихотворение.

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?



3.Этап открытия новых знаний. Одной из особенностей системно-деятельностного подхода в обучении биологии является формирование у обучающихся умения работать самостоятельно с помощью справочного материала; анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемый материал. Освоение содержания нового материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали поиск информации из разных источников (учебник, информационный лист), применяли ранее усвоенное и овладевали опытом творческой деятельности. Посильность, доступность, открытость, актуальность рассматриваемых вопросов формировали на уроке положительную мотивацию к учению. Организовывалась обратная связь учитель-ученик.

4.На этапе самостоятельного применения знаний использовалась работа с тестом, что способствовало закреплению изученного материала.

5. Рефлексия. Была проведена рефлексия , Я узнал; Я научился; Мне понравилось
Я затруднялся; Мое настроение, которые необходимо осмыслить и обобщить. Оценивался не только результат но и деятельность.

6. Домашнее задание. На дом были предложены задания индивидуального характера, что способствует развитию творческих навыков и учету личностных особенностей учащихся.

7. Заключение. В заключении был подведен итог урока, озвучены оценки и отметки обучающихся.

Этапы урока были логично связаны друг с другом. Использованная структура уроков, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока, соответствовали современным дидактическим требованиям. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения. Разнообразие видов работы и, в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Здоровье сберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. По моему мнению урок цели достиг. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении биологии.



Опубликовано в группе «МОУ СОШ № 2 п.Карымское»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.