Конспект урока биологии «Шляпочные грибы» (5 класс)
Урок биологии в 5 классе по ФГОС( УМК Пасечник В.В.)
Шляпочные грибы
Учитель биологии и химии Кашинцева О.В. МБОУ «Морозовская СОШ»
Цели урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитаниеу школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;
Предполагаемые результаты:
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала,.
Оборудование: ПК, медиапроектор, солёные грибы, презентация по теме «Шляпочные грибы»
Содержательная часть урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Развиваемые УУД |
1.Организационный момент |
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Слушаем внимательно, Быстро всё запоминаем, Ни минутки не теряем. . |
Учащиеся настраиваются на работу на уроке. |
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
|
2. Актуализация |
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания. Графический диктант. На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Утверждения: 1. Грибы поглощают пищу путём всасывания + 2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+ 3. Хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+ 4.Грибы относят к царству растения- 5. Грибы- паразиты как и растения сами производят органические вещества.-
|
Отвечают на вопросы Работа в тетради. Работают в паре. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).
|
Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные:оценка действий партнёра. |
3. Мотивация |
Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку. Под сосною у дорожки Заслушать ответы учащихся Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину и огласить тему урока.
.
|
Предполагаемый ответ:
с |
|
4. Изучение нового материала. |
Формулируем тему и цель урока . К какой группе грибов относится этот гриб? Что нужно сделать, чтобы узнать, что такое шляпочные грибы?
1.Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба». Инструктивная карта: Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?
2.Грибы трубчатые и пластинчатые
Чем отличается нижняя сторона шляпки у грибов?
3.Образование спор. Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов
Симбиоз грибов и растений
Сапоги мои - скрип да скрип Под березою, Сапоги мои - скрип да скрип Под осиною, И под каждой березой - гриб, Подберезовик, И под каждой осиной - гриб, Подосиновик!
О чём говорится в стихотворении нашего вологодского поэта Н.Рубцова?
Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина?) Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.
Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз) Два организма, взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку- огромный вопрос. Такое сожительство есть….(симбиоз)
Вновь у нас физкультминутка, Рядом с ним растёт сосна, к небу тянется она. Мы в лесу грибочки ищем и в траве усердно рыщем. Раз грибок, и два грибок, наполняем кузовок. 5. Грибы съедобные и ядовитые.
Составить поговорки. Не поклонясь до земли, и гриб не поднимешь. Кто любит земле кланяться ,без грибов не останется. Грибы в деревне родятся, но и в городе их знают. Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут. Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
О чём идёт речь в этих поговорках?
-Что вы знаете о съедобных грибах? -Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым?
Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45 При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных.(обьяснение) При сборе грибов нужно соблюдать определённые правила. Ваша задача: составить «Памятку грибника»
Отравление грибами. Первая помощь. |
Шляпочные грибы Слайд №1, №2
Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. Анализ текста в учебнике стр.70-71 Самостоятельная работа.
Слайд №3,№ 4
Слайд №5
Работа с пластилиновыми моделями
анализ Рис.43
Проговаривают определение вслух
прочитать
Работа в парах.
Грибы употребляют в пищу, но среди них есть ядовитые.
Работа в группах. |
Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные:
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.
Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации., умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. |
5. Первичное закрепление |
Заполнить пропуски: 1.Главная часть гриба –это………… 2.По строению шляпки грибы делятся на………………и ………………. 3.Грибница с корнем дерева образует …………….. 4.Грибы бывают ……………и ………………… 5.Шляпка и ножка образуют …………………………..
Слова для вставки.
Плодовое тело, Грибница, Съедобные и ядовитые, Микориза Трубчатые и пластинчатые
|
|
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|
6. Рефлексия учебной деятельности |
Слайд: Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял что… Меня удивило… |
Выбирают начало фразы и формулируют ответ |
Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности. |
7. Домашнее задание |
1. В учебнике п 14, вопрос №6. 2. Творческое :подготовить сообщение о плесневых грибах мукор . пеницилл. |
|
Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки домашнего задания |