План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Закрепление»
Тема: Правописание безударных личных окончаний глагола. Закрепление.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Цель: совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных личных окончаниях глаголов.
Задачи:
- образовательная: отрабатывать правило правописания в безударных личных окончаний глаголов;
- развивающая: развивать познавательные и творческие способности учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, эстетическое восприятие природы.
Планируемые результаты:
- предметные: изменять глаголы по спряжениям, лица, временам;
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие эстетических чувств, доброжелательности;
- метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; формулировать учебную цель с помощью учителя; соотносить результат деятельности с целью и оценивать его; уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в группах; использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач.
Оборудование: для учителя: компьютер, телевизор; для учащихся: карточки с заданиями, карточки с буквами е, и, ю, я.
Литература:
1. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2-х ч. Часть 2. Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: Баласс, 2006. – 128 с.
2. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – М.: Баласс, 2007. – 208 с.
3. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Н.А. Лакоценина, 2011. – 112с.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Обобщение и систематизация материала.
- Подведение итогов.
- Сообщение домашнего задания
Ход урока
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 | Организационный момент. | Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Екатерина Александровна. Все готово к уроку? Проверьте посадку. Откройте тетради и запишите в них дату и вид работы. | Приветствие учителя. Подготовка рабочего места. Записывают в тетрадь дату и классная работа. |
2 | Актуализация опорных знаний | Запишите в столбик слова. (один учащийся пишет у доски). Выделите орфограммы. В_дение, ж_лание, завтр_к, м_роз, уж_н, бе_ствие, стр_итель. Проверяется работа у доски, параллельно с работой в тетради. Запишем однокоренные глаголы в неопределенной форме. Для этого вспомним, что такое глагол? Как изменяются глаголы? Сколько спряжений у глагола? Как определить спряжение глагола с ударным окончанием? Как определить спряжение глагола с ударным окончанием? Как определить лицо глагола? Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания. Какие личные окончания есть? Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? что делает? что сделает? Глаголы изменяются по лицам, числам и временам. Имеет два спряжения. Есть слова исключения. | Записывают слова в столбик. видение желание завтрак мороз ужин бедствие строитель Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? что делает? что сделает? Глаголы изменяются по лицам, числам и временам. У глагола два спряжения. Если личное окончание глагола ударные, то спряжение глагола определяется по нему. Глаголы 1-го спряжения имеют окончания: -ешь(-ёшь) ,-ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Глаголы 2-го спряжения имеют окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть какая гласная стоит перед ть - если «и», то это 2 спряжение кроме брить и стелить, - в остальных случаях 1 спряжение, кроме исключений: гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть. Нужно подставить соответствующее по смыслу местоимение. 1 лицо: я, мы. 2 лицо: ты, вы. 3 лицо: он, она, оно, они. СМ. РИСУНОК ВНИЗУ |
3 | Обобщение и систематизация материала | Запишем однокоренные глаголы в неопределенной форме. В столбик рядом с именами существительными. Выделите -ть, определите падеж. (Один ученик работает у доски, объясняя написание) Поставим глаголы в 2 л. ед. ч. и 3 л. мн.ч. Выделите окончания. Записываем пары слов через тире, между ними ставя запятую. (Один ученик работает у доски, объясняя написание). Откройте учебник на странице 107, упражнение 2. Прочитайте задание. (Выполняют самостоятельно, проверка сигнальными карточками, при наличии ошибок объясняют написание. Красная – е, зеленая – у (ю), желтая – и, голубая – а (я) ) Данные на карточках пословицы дополни глаголами противоположными по смыслу. Дополнительное задание: Тест 1. Гон_шь а) е б) и в) а (я) г) у (ю) 2. Налад_м а) е б) и в) а (я) г) у (ю) 3. Куша_шь а) е б) и в) а (я) г) у (ю) 4. Запуга_м а) е б) и в) а (я) г) у (ю) 5. Слыш_те а) е б) и в) а (я) г) у (ю) 6. Распева_т а) е б) и в) а (я) г) у (ю) | видеть (II, искл.) желать (I) завтракать (I) морозить (II) ужинать (I) бедствовать (I) строить (II) Видишь – видят, желаешь – желают, завтракаешь – завтракают, морозишь – морозят, ужинаешь – ужинают, бедствуешь – бедствуют, строишь – строят. Пользуясь алгоритмом на странице 140, определи, какие буквы гласных нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов. Спиши, обозначь орфограмму. Читаешь стихотворение, применяем правило, используете алгоритм, решает (ют) уравнение, прыгает (ют) в длину и высоту, получишь отметку, правильно ответишь, они доделают работу. Ласточка день начинает, а соловей ____________. Мир строит, а война ____________. Дождик вымочит, а солнышко ____________. От радости смеются, от горя ____________. Смелый наступает, а трус ____________. Слова для справок: (кончает, разрушает, высушит, плачут, убегают). Ответы: 1. б 2. б 3. а 4. а 5. б 6. г |
4 | Подведение итогов | Какую орфограмму мы повторяли сегодня на уроке. Возьмите карточки красного, желтого и зеленного цвета. Если на уроке вам было все понятно, вы справились с заданиями без ошибок то поднимите карточку зеленного цвета, если были незначительные ошибки, то поднимите желтую карточку, у кого возникли трудности – красную карточку | Берут карточки. Поднимают карточки. |
5 | Сообщение домашнего задания. | Упр. 269 |