План урока русского языка в 4 классе «Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных»
План – конспект урока
с применением ИКТ
УМК «Гармония»
Предмет
Русский язык
Тема урока
Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных.
Класс 4 В
Тема: Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных.
Цель: Развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.
Задачи:
1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.
2.Развивать познавательные и творческие способности учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.
3.Воспитывать любовь к профессиям, эстетическое восприятие природы.
Учебно – методическое обеспечение: карточки с заданиями, , «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегов, Н.И. Шведова.
Материальное обеспечение: компьютер , мультимедиапроектор.
Формируемые УУД:
Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
синтез;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
постановка учебной задачи;
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
Организационный момент а) Видео журналисты берут интервью --Когда я готовилась к уроку нашла вот этот видеоролик . -- Посмотрите о чём он? - А человек какой профессии был показан? (журналист) - Много разных профессий есть на земле сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников, а попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста. - Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) - В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова. ( На столах словари) ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой. ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.). ИНТЕРВЬЮ- предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу. -Каждый этап работы будем оценивать в листах которые у вас на столах Оцените свою работу на уроке: Актуализация знаний 1.Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест) КАРТОЧКА №1 Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет с) признак предмета в) действие предмета На какой вопрос отвечает имя прилагательное? т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие? Как определить род прилагательного? м) по вопросу л) по существительному с ним связанному. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? т) главным н) второстепенным Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"? а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый С чем связано прилагательное в предложении? н) с существительным т) с глаголом с) с наречием. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный". а) проводка и) вода е) уводить Прилагательное это: о) часть слова и) член предложения е) часть речи. - Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) ОЦЕНИТЕ - Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам) - Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном). Постановка темы и цели урока. Этап формулировки темы и целей урока. Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока. Используя опорную запись, поставьте задачи урока. Закрепить……… Упражняться………. Задуматься …….. - Закрепить знания об имени прилагательном, -упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, -задуматься над его ролью в тексте и нашей речи. Кроме этого, будем учиться, в ходе урока быть деловым партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли и конечно будем осваивать профессию журналиста Работа по теме урока 1.Создание проблемной ситуации - Какое время года по календарю? - А в природе? - Какие зимние месяцы нас ждут впереди? Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим. 2.Словарная работа Иней, декабрьский, январский, метель, февральский, пороша. (проверить под камерой свой образец) ОЦЕНИТЕ Некоторые ребята уже приступили к работе журналиста и нашли значение слов в толковом словаре (Карина объясняет значение слов) Иней -тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.(слайд) Пороша- свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.(слайд) 3 Работас пословицей -Прочитайте пословицу. а)Декабрь месяц стар.. горе кончает, нов… году нов.. счастьем дорожку стелет. - А какой из этих месяцев год заканчивает, а зиму начинает? Декабрь завершает год, так что нередко его именуют годопроводцем - Как понимаете смысл этой пословицы? Вспомним памятку (восстановить ) 2.Форма 3. Буква -Допишите окончания имен прилагательных. ( запись с доски) 4.Упражнение 256. а)– Почему на месте безударных окончаний всегда есть орфограммы? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте строки из стихотворения В. Орлова. – Как слышатся звуки в окончаниях имен прилагательных? (одинаково) -А одинаковы буквы? (нет) – Определите, от каких слов зависят имена прилагательные. Отметьте эти слова ×. – Запишите вопросы-подсказки и окончания. – Что вы увидели? В чем заключалась «ловушка»? – Какие слова помогли справиться с трудностями? На какой признак они указывали? - О чём это стихотворение?( о зиме) -Слова какой части речи помогли тебе догадаться? -Как бы вы его назвали ? ( первый снег) - По наличию второстепенных членов предложения это предложение нераспространённые или распространённые? - Прочитайте это стихотворение без прилагательных. - Что заметили? – Какова роль имён прилагательных в речи? Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С именами прилагательными речь, как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам. Физминутка Когда выпадает первый снег , на улице мороз что мы слышим когда идём (хруст) Встали и идём Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает и записывает. 5.Упражнение 257. – Соотнесите рисунок со строчками из стихотворения Н. Некрасова. – Спишите отрывки. Постановку букв в окончаниях имен существительных доказывайте письменно. (Комментирование 2 человека) – Укажите, в каком падеже употреблены прилагательные. – Какую «команду» отдает имя существительное имени прилагательному в словосочетании? (делай как Я!) – При написании окончаний имен прилагательных в форме какого падежа вы столкнулись с трудностями? 6.Работа в группах ( по карточкам) оценить Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в группах. - «Соберите» пословицы, объясните их смысл, вставьте пропущенные буквы и объясни данную орфограмму. - Нов… друга желай, а труслив…му – презрение. Смел…му воину уважение, а труслив… кусает. На смел… собака лает, а стар… не забывай. Проверка. (слайды, объяснение учащихся) Итог урока Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Какую работу выполняет журналист? Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет? Сейчас вы попробуете побыть в роли журналиста, задайте вопросы по теме сегодняшнего урока. Обратите внимание у нас проходит конкурс рисунков моя будущая профессия, ребята нарисовали кем бы они хотели стать О каком времени года шла речь? - А чего вы ждёте больше всего в декабре? (много снега) - Вот и я люблю, чтобы зима была обязательно со снегом. - Держа в руках снежинку, покажите своё отношение к уроку. - Пускай на улице снега ещё нет, а мы с вами устроим снегопад в классе. VII. Рефлексия ( снежинки на доску) дети выходят под музыку и лепят снежинки( П.И. Чайковский «Декабрь”) Упражнение на развитие зрительной памяти. (На слайде записаны словосочетания) Холод.. зима - Объясните правописание пропущенных букв. (Дети выполняют задание) - Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Взаимопроверка. - Какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? 7.Составьте рассказ, используя данные словосочетания.(устно) | Просмотр видео Работа с толковыми словарями Работа по тестам С К Л О Н Е Н И Е (просигналить светофором) Запись слов в тетрадь Ученик объясняет значение слов пороша,иней Запись пословицу в тетрадь Восстанавливают план у доски Работа по алгоритму Письмо в тетрадях задачниках Упражнения под музыку Письмо с комментированием Работа в группах Ученики задают вопросы |
Аспектный анализ урока
с применением ИКТ
(Лист наблюдения урока)
Тема урока Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных.
Оборудование урока: | |
- какие средства обучения использовал учитель | Учебные пособия: • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 классов. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 классов. |
-какие современные образовательные технологии использовались на уроках 1.Создание проблемной ситуации. 2.Работа в группах, парах. 3.Использование ИКТ. 4.Здоровьесберегающие. 5.Игровые. | Работа с листами самооценки. Динамическая пауза. Игра «Что должен уметь журналист». |
- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО | Презентация по теме ««Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных», детские презентации, ЭОР, карточки с заданиями, «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегов, Н.И. Шведова , карточки для работы с группами, АРМ. |
- как подготовлена классная доска к уроку | Тема закрыта, открывается в ходе решения проблемной ситуации, картины с объяснением значения слов, рисунки |
Тип и структура урока: | |
-Какой тип урока избран | урок обобщения материала урок-диалог |
-Место урока в системе уроков по данному разделу | урок в разделе: « Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных». |
Применение ИКТ: | |
- Применение ИКТ в образовательном процессе осуществлялось с целью: 1. закрепления нового материала, 2. мониторинга развития учеников, 3. Интернет-технологии (например, электронная почта, форумы и т.п.) использованы для организации помощи ученикам, 4. для организации самостоятельной (исследовательской, проектной, т. д.) деятельности учащихся. | да да (подготовка презентаций) |
- Какие электронные средства обучения использовались | Компьютер, проектор, ЭОР |
- На каких этапах урока применялись ИКТ | введение в тему урока, закрепление изученного, физминутка, рефлексия |
- Обоснованность методов использования средств ИКТ | Способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся и достижению цели урока. Возможности ИКТ используются для усиления обучающего эффекта; увеличения плотности урока; увеличения объема предъявляемой информации. |
- Разработка учебных заданий для обучающихся, использование программных комплексов в учебном процессе: 1. Создание компьютерной презентации 2. Использование ЦОРов. 3. Привлечение сетевых средств организации совместной работы школьников. 4. Работа с цифровыми устройствами (сканерами, фото- и видеокамерами, музыкальными клавиатурами и т.п.) 5. Распечатка дополнительных материалов и упражнений. 6. Использование цифровых энциклопедий и словарей. 7. Создание учащимися информационных ресурсов по результатам учебной деятельности. | Презентация « Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных». да да, контрольные карточки, листы самооценки да Творческое домашнее задание по выбору – создать презентацию, « Много разных профессий есть на земле» , «Познакомься поближе с профессией журналиста». |
- Использованы учебные задания следующих типов: 1. Работа с толковыми словарями. 2. Компьютерная презентация на уроке. 3.Постановка задач урока с использованием опорных записей. 4.Рабопа с пословицами, памяткой, соотнесение рисунка со строчками стихотворения, письмо с комментированием. 5.Составление рассказа по опорным словосочетаниям. 6. Учебные задания, для выполнения которых используются мультимедийные технологии, например, видеофильмы, анимации и т.п. 7. Тестирование с помощью специальных программных средств. 8. Учебные задания, для выполнения которых используется графические редакторы. 9. Работа с цифровыми тренажерами. 10. Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами,музыкальными клавиатурами и т.п.) | Подготовленные выступления. Компьютерная презентация.
ЭОР, памятка да |
- Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера). | Санитарно-гигиенические требования соблюдены, работа с интерактивной доской не превысила норму |
- Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения). | Способствует достижению цели урока, пониманию и усвоению знаний. Создаются условия: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; раскрытия творческого потенциала учащихся; способствуют решению дидактических задач урока. |
Соколова Елена Борисовна
Потамошнева Наталья Алексеевна