12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Копылова Галина100
Россия, Иркутская обл., с. Шелехово

План - конспект внеклассного занятия по работе с книгой в 5 классе

Тема: Виталий Валентинович Бианки

«Плавунчик»

Цели: 1. Учить находить рассказ в книге с несколькими произведениями по содержанию (оглавлению).

2. Учить читать и понимать прочитанное, поддерживать игровыми заданиями стремление возвращаться к книге, перечитывать её более внимательно.

Закреплять навык правильного, беглого чтения с помощью игровых заданий.

Расширить круг представлений учащихся о птицах.

Воспитание любви к пернатым друзьям.

Оборудование:

1) Портрет писателя;

2) Простые карандаши;

3) Кроссворды

I. Организационный момент:


II. Вводная часть: (создание мотивации)

На доске: « Край прекрасный, дивный край. Здесь каждый может быть Колумбом и делать удивительные открытия».

Эти строки написаны писателем, который с любовью изучал природу и страстно призывал заниматься всех краеведеньем - т.е. изучением своего края.

А Фамилию этого писателя мы с вами узнаем, разгадав кроссворд.

Ответ будет записывать тот, кто отгадает загадку.





1






2













3









4









5












6








1. Зверька узнаём мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.

(Белка)

2. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (Снегири)


3. Косой бес поскакал в лес.

Зимой белый, а летом серый.

(Заяц)

4. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

5. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

6. Живёт в лесу, ухает, как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

Итак, прочитайте фамилию писателя про себя, вслух.
(Учитель раздаёт книги ученикам)

III. Рассматривание книги, (с целью формирования навыка ориентировки в книге).

Рассмотрите обложку книги.

Что нарисовано на обложке? ( Лес)

Значит, о чём эта книга? ( О лесе и его обитателях)

Найдите название книги и прочитайте его.

Кто написал рассказы в этой книге?

Кто из вас был внимательным и заметил, один ли рассказ в этой книге?

Как узнали, что здесь несколько рассказов?

Да, ребята, когда в книге несколько рассказов, то их названия всегда записаны в конце книги.

Откройте последнюю страничку.

Прочитайте, как называется список произведений? ( Содержание).

Давайте прочитаем, какие рассказы есть в книге. Сколько их (15)

Содержание в книге необходимо для того, чтобы быстро узнать, какие произведения
есть в книге, а ещё - чтобы быстро найти нужное произведение.

Догадайтесь, что помогает быстро отыскать рассказ по содержанию? (Номера
страниц)

На какой странице находится рассказ «Плавунчик»? (стр. 84-88).

Давайте откроем страницу 84 и рассмотрим картинки к рассказу.

Как вы думаете, кто будет главный герой в рассказе? (Птичка).

IV. Чтение произведения детьми.

1. — А теперь я прочитаю вам первую страницу, а вы внимательно прослушайте и
скажите, правильно ли мы предположили, о чём эта книга?

Учитель читает первую часть до слов «Жили мы прошлый год...» стр. 85

Итак, о ком же говориться в этом рассказе? (О птице).

Сейчас вы будете читать рассказ сами. Вам встретятся трудные слова. Поэтому возьмите простые карандаши и, читая, подчёркивайте непонятные вам слова. После чтения вы спросите меня, что они означают.

Самостоятельное чтение учащимися рассказа.

Словарная работа.

Итак, какие непонятные слова вам встретились?

Учитель выписывает слова на доске:

Шиворот-навыворот — сделать или сказать наоборот, перепутать.

Стая — птицы живут вместе.

Франт — человек любящий наряжаться, щеголять.

Франтиха —

Околица — изгородь вокруг селения или при выезде из него.

Елушка —


V. Совместное рассматривание и работа над произведением.

А сейчас мы прочитаем ещё раз рассказ. Читать будем по частям. Один ученик
читает, а остальные следят.

1) Чтение 1 части ( до слов «Жили мы прошлый год на Урале...». Стр. 85)

Кто такой плавунчик? (Птица-кулик)

Где можно увидеть (встретить) плавунчиков?

Как узнать плавунчиков, если встретишь? (Найти в тексте ответ на этот
вопрос! - с.85 «Узнать их очень легко... до слов ...пёстро расписаны».

Как живут плавунчики: по одному или стаями? (Найти в тексте ответ и
прочитать - с. 85 «И всегда их целая стайка»)

Чем удивили плавунчики сынишку писателя? (Не боятся человека).

2) Чтение 2 части ( до слов «И вот раз утром прибегает мой сынишка...» с. 86).

1. — Почему сын автора говорил, что эти просто какие-то птички шиворот-навыворот?

(1. Петушки выводят птенцов и учат затем их жизни, а курочки путешествуют. 2. Петушки серенькие, а курочки ярко окрашены.)

2. — А у других птиц, например, уток так же или иначе?

3) Чтение 3 части (до слов «Ушли мы. Но я ошибся...» с. 87)

Кого однажды принёс мальчик с рыбалки? (Живого плавунчика).

Как оказался плавунчик в руках мальчика?

Почему плавунчика решили выпустить на волю? (Нечем кормить, птице надо
плавать, держать дома трудно).

4) Чтение 4 части (до слов «Пришла пора...» с. 88).

Где и когда произошла встреча с плавунчиком? (У ямы, куда отнесли
его, через 2 дня).

Как повёл себя плавунчик при встрече? (Обрадовался, подплыл).

Почему на этой яме перестали охотиться? (Чтобы не подстрелить плавунчика).

5) Чтение 5 части

Где зимуют плавунчики? (В жарких странах: Индии, Индокитае).

Ребята, плавунчик был петушок или курочка?

VI. Работа над техникой чтения «Азартные игры»

1 .«Прочитайте - сообразите»

Подтвердите или опровергните словами из текста

«Плавунчики кланяются носом до земли,... потому что у них большой и тяжёлый нос, который тянет вниз к земле». (Нет, носом они (по привычке) достают себе еду в тине, в иле, под камушками или в траве) с. 85 2. «Мартышка или Слон?»

t1634738143aa.gif Кому из героев мультфильма можно поручить чтение отрывка из 3 части о том, как
спас мальчик плавунчика, Мартышке или Слону? Почему? (Мартышке, так
как читать надо громко, выразительно)

За автора

За сынишку автора до с. 87

3. «Кто быстрее?»

Читаем текст ровно 1 минуту (5 часть). Отметьте карандашом место, где закончите
читать.

Кто больше слов прочитал?

4. Разгадывание кроссворда.

А теперь я предлагаю каждому самостоятельно разгадать кроссворд. Чтобы его разгадать, надо очень внимательно перечитать текст, найти в нём слова - ответы.

Выиграет тот, кто до конца занятия разгадает больше слов.






6

7





3





8



2












5





1








9

































































1 .Кто высиживает птенцов и учит их летать?

2. Название птиц, к которым относятся плавунчики.

3.В какую игру играют плавунчики?

4.На какой рыболовный предмет похожи плавунчики?

5.Где далеко на севере выводят птенцов плавунчики?

6. Название птиц, которые хотели поймать плавунчика?

7.Кто такие франтихи, которые всё лето путешествуют по нашей стране?

8.В какой стране зимуют плавунчики?

9. Название реки в рассказе.


VII. Заключительная беседа по тексту


Что нового, интересного узнали на уроке?

Что особенно на ваш взгляд самое интересное, чем хочется вам сегодня непременно
поделиться с родными и знакомыми?

Чему научил вас сегодняшний рассказ? Можно ли обижать птиц?

А теперь объясните, как вы понимаете, высказывание писателя, которое записано на
доске?

Сделали ли вы для себя открытия и какие?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.