План открытого занятия по дисциплине ОДП.03 «Физика»: «Теоретическое занятие № 11: Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»
План открытого занятия по дисциплине: ОДП.03 «Физика» в рамках заседания Республиканского методического объединения преподавателей математики и физики
«Теоретическое занятие № 11: Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы».
Преподаватель физики ГОУ "ППЭТ"
Чеботарь Андрей Владимирович
- Дата:30.10.2018г.
- Время:9:30
- Специальность:2.15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)»
- Группа:103;
- Дисциплина:ОДП.03 «Физика»
- Тема программы (по тематическому плану рабочей программы): Уравнение состояния идеального газа.
- Тема занятия (по календарно-тематическому плану):
Теоретическое занятие № 11: Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.
- Тип и вид занятия: Занятие изучения новых знаний. Занятие изучения и первичного закрепления нового материала.
- Цель занятия:
Формирование у обучающихся общих компетенций, усвоение знаний, освоение умений, приобретение навыков в соответствии с темой занятия.
- Задачи занятия:
образовательная:
Ознакомиться с новыми физическими явлениями, процессами, гипотезами, теориями, законами и т.д., связанными с: молекулярно-кинетической теорией, моделью идеального газа, уравнением Менделеева-Клапейрона, изопроцессами и газовыми законами;
Изучить новые и закрепить изучение известных понятий, терминов, определений, обозначений, физических констант и единиц измерения в системе СИ, физических величин молекулярной физики;
Ознакомиться с решениями проблемных задач, методом графического чтения изопроцессов и газовых законов.
развивающая:
развивать логическое и аналитическое мышление, внимание;
стимулировать творческую активность на занятии;
содействовать развитию познавательной активности, развивать интуицию;
способствовать формированию информационной и коммуникационной культуры студентов;
воспитательная:
повысить мотивацию к учёбе;
воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;
привить профессиональные качества будущих специалистов (дисциплинированность, аккуратность, пунктуальность и др.).
- Формируемые компетенции:
• ОК1 • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
• ОК2 • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
• ОК3 • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
• ОК4 • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
• ОК5 • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
• ОК6 • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
• ОК9 • Выполнять правила техники безопасности и требования по охране труда;
- Уровень освоения учебной информации: репродуктивный;
- Цели методические:
с использованием наглядных экспериментов в сопровождении с информационно-коммуникационными технологиями; внедрение в образовательный процесс интерактивных тестово-игровых систем; закрепление использования методической разработки «Лифт пропорции» (в форматах стенда и медиа-модели); оценка эффективности приёмов и методических разработок: «Классный рейтинг», «Смысловая релаксация».
- Методы обучения:
Проблемный, информационный, демонстрационный, мотивационный, интерактивный, экспериментальный, рефлексивный.
- Педагогические технологии:
Технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
- Межпредметные связи:
Обеспечивающие: Математика – «Свойства пропорции»; «Свойства степеней» и др.;
Химия – «Свойства газов» и др.;
Информатика – «Приложения Office» и др.
Обеспечиваемые: Термодинамика и теплотехника» – «Термодинамические диаграммы» и др.;
МДК.04.01 Выполнение работ по профессии: «Машинист холодильных установок»
- Внутрипредметные связи:
Темы: «Основное уравнение МКТ»; «Свойства газообразных, жидких и твёрдых тел».
- Материально-техническое и информационно-коммуникационное обеспечение занятия:
Демонстрационный экран; прибор для демонстрации изотермического процесса; горелка; ёмкости с горячей и холодной водой; ёмкости с воздухом; манометр; барометр; термометр; ноутбук, медиа проектор, комплект «Мобильный ведущий»; стенд и медиа-модель «Лифт пропорции»; электронное интерактивное тестово-игровое приложение.
- Комплексно-методическое обеспечение:
Учебник по физике [ 71 ]; опорные конспекты по физике; методические указания по решению практических заданий; демонстрационно-раздаточный материал: бланки-карточки с заданиями, для ответов, таблицы «Газовые законы».
- Виды самостоятельной работы:
Аудиторные: конспектирование и работа с опорным конспектом; решение практических заданий; расчёт и описание зависимостей между параметрами p,V,T;
Внеаудиторные: «Активный конспект»; постановка и нахождение проблемных вопросов: «Дополнительный вопрос»; «Ответы параграфа»; Заполнение таблицы «Изопроцессы».
- Литература:
[ 7 ] §70-71 стр.189-194;
Гладкова Р. А. и др. Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений: учебное пособие. 7-е изд. перераб. М. : Наука, 1988. – 384с. Стр.22-35;
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. - М.: Академия, 2013. Стр.18-25;
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: базовый уровень. М. : Просвещение, 2014. – 416с. Стр.212-224;
Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10 - 11 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений. 17-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 188с.Стр.68-74;
http://www.physics.ru - Физика в Открытом колледже;
http://fizzzika.narod.ru - Задачи по физике с решениями;
http://www.nplit.ru/inventor/ - учёные в науке и технике;
http://create.kahoot.com – интерактивная тестовая игровая платформа «Kahoot!»;
http://www.plickers.com– интерактивный интернет-портал «Plickers»;
http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm - Дидактические требования к современному уроку;
http://www.открытыйурок.рф/ - flesh-пособия по предметам общеобразовательного курса.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
п.№ этапа | Наименование этапа | Содержание Этапа | Время этапа (прибли-зительно) |
1. | Организационный | Организация начала занятия: | 00’-02’ 2мин |
2. | Проверочный | Проверка выполнения самостоятельной работы, актуализация знаний: Сбор практической работы №5; Объяснение условий экспресс-тестирования (10 вопросов по основам Молекулярно-кинетической теории с 4-я вариантами ответов по 10 секунд на каждый вопрос); Экспресс-тест (с приведением верных ответов для сверки); Самооценка студентами итогов экспресс-тестирования по 3-бальной системе: «-» - ниже среднего уровня; «0» - средний уровень; «+» - выше среднего уровня; | 02’-07’ 5мин |
3. | Мотивационный | Постановка цели и задач занятия: Чтение экстренного сообщения от инженера по охране труда: «А.В., …, в связи с последними событиями…, прошу помочь с расчётом масс воздуха в наших аудиториях…». «…Ну что, поможем?..» (Проблема актуализируется на примере кабинета физики, ведётся поиск подходов…) «…Без новой темы не обойтись…» | 07’-10’ 3мин |
4. | Лекционный | Сообщение новых знаний: Уравнение Менделеева-Клапейрона; Изотермический процесс: Изобарный процесс: Изохорный процесс: Кто такие: | 10’-50’ 40мин |
5. | Релаксационно-смысловой | Смысловой «Релакс-перерыв»: Физкульт.-минутка: «Грудь колесом!» (Проблема «несоответствия» лёгких, наполненных воздухом, закону Бойля-Мариотта); | 50’-51’ 1мин |
6. | Формирующий | Формирование знаний, умений, навыков: 1) Решение проблемы инженера по охране труда о массе воздуха – по подгруппам (применяя уравнение М.-К. и «Лифт пропорции»); 2) Описание графиков зависимостей между в различных системах координат и для различных процессов (газовых законов); описание графика самостоятельно; взаимные проверки и перепроверки результатов в паре; 3) Интерактивная тестовая игра «Kahoot» (выполнение заданий на время с подведением итогов); | 51’-75’ 24мин |
7. | Итоговый | Подведение итогов, рефлексия, выдача заданий для самостоятельной работы: Оценивание с комментариями на основе «Классного рейтинга» и других итогов; подведение итогов самими студентами путём индивидуального оценивания результатов занятия через применённую символику: «», «», «» и с помощью графика настроения, сдача бланков задания; Пожелание жизненного графика: «Только «+» ! | 75’-80’ 5мин |
Преподаватель физики ГОУ «ППЭТ» Чеботарь А. В.
Игра Kahoot
PDF / 240.85 Кб
Тест проверочный
PDF / 106.96 Кб
Опорный тест
PDF / 237.07 Кб
Бланк занятия
DOCX / 3.21 Мб
1 - Мякишев Г. Я. и др. Физика: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2008. – 336с.