План открытого занятия по дисциплине ОДП.03 «Физика»: «Теоретическое занятие № 11: Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»

7
0
Материал опубликован 16 July 2020 в группе

План открытого занятия по дисциплине: ОДП.03 «Физика» в рамках заседания Республиканского методического объединения преподавателей математики и физики

«Теоретическое занятие № 11: Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы».

Преподаватель физики ГОУ "ППЭТ" 

Чеботарь Андрей Владимирович

 

  • Дата:30.10.2018г.
  • Время:9:30
  • Специальность:2.15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)»
  • Группа:103;
  • Дисциплина:ОДП.03 «Физика»
  • Тема программы (по тематическому плану рабочей программы): Уравнение состояния идеального газа.
  • Тема занятия (по календарно-тематическому плану): 

Теоретическое занятие № 11: Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

  • Тип и вид занятия: Занятие изучения новых знаний. Занятие изучения и первичного закрепления нового материала.


  • Цель занятия:

Формирование у обучающихся общих компетенций, усвоение знаний, освоение умений, приобретение навыков в соответствии с темой занятия.

  • Задачи занятия:

образовательная:

Ознакомиться с новыми физическими явлениями, процессами, гипотезами, теориями, законами и т.д., связанными с: молекулярно-кинетической теорией, моделью идеального газа, уравнением Менделеева-Клапейрона, изопроцессами и газовыми законами;

Изучить новые и закрепить изучение известных понятий, терминов, определений, обозначений, физических констант и единиц измерения в системе СИ, физических величин молекулярной физики;

Ознакомиться с решениями проблемных задач, методом графического чтения изопроцессов и газовых законов.

развивающая:

развивать логическое и аналитическое мышление, внимание;

стимулировать творческую активность на занятии;

содействовать развитию познавательной активности, развивать интуицию;

способствовать формированию информационной и коммуникационной культуры студентов;

воспитательная:

повысить мотивацию к учёбе;

воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;

привить профессиональные качества будущих специалистов (дисциплинированность, аккуратность, пунктуальность и др.).

  • Формируемые компетенции:

ОК1 • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2 • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3 • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4 • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5 • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6 • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК9 • Выполнять правила техники безопасности и требования по охране труда;

  • Уровень освоения учебной информации: репродуктивный;
  • Цели методические:

с использованием наглядных экспериментов в сопровождении с информационно-коммуникационными технологиями; внедрение в образовательный процесс интерактивных тестово-игровых систем; закрепление использования методической разработки «Лифт пропорции» (в форматах стенда и медиа-модели); оценка эффективности приёмов и методических разработок: «Классный рейтинг», «Смысловая релаксация».

  • Методы обучения:

Проблемный, информационный, демонстрационный, мотивационный, интерактивный, экспериментальный, рефлексивный.

  • Педагогические технологии:

Технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

  • Межпредметные связи:

Обеспечивающие: Математика – «Свойства пропорции»; «Свойства степеней» и др.;

Химия – «Свойства газов» и др.;

Информатика – «Приложения Office» и др.

Обеспечиваемые: Термодинамика и теплотехника» – «Термодинамические диаграммы» и др.;

МДК.04.01 Выполнение работ по профессии: «Машинист холодильных установок»

  • Внутрипредметные связи:

Темы: «Основное уравнение МКТ»; «Свойства газообразных, жидких и твёрдых тел».

  • Материально-техническое и информационно-коммуникационное обеспечение занятия:

Демонстрационный экран; прибор для демонстрации изотермического процесса; горелка; ёмкости с горячей и холодной водой; ёмкости с воздухом; манометр; барометр; термометр; ноутбук, медиа проектор, комплект «Мобильный ведущий»; стенд и медиа-модель «Лифт пропорции»; электронное интерактивное тестово-игровое приложение.

  • Комплексно-методическое обеспечение:

Учебник по физике [ 71 ]; опорные конспекты по физике; методические указания по решению практических заданий; демонстрационно-раздаточный материал: бланки-карточки с заданиями, для ответов, таблицы «Газовые законы».

  • Виды самостоятельной работы:

Аудиторные: конспектирование и работа с опорным конспектом; решение практических заданий; расчёт и описание зависимостей между параметрами p,V,T;

Внеаудиторные: «Активный конспект»; постановка и нахождение проблемных вопросов: «Дополнительный вопрос»; «Ответы параграфа»; Заполнение таблицы «Изопроцессы».

  • Литература:

[ 7 ] §70-71 стр.189-194;

Гладкова Р. А. и др. Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений: учебное пособие. 7-е изд. перераб. М. : Наука, 1988. – 384с. Стр.22-35;

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. - М.: Академия, 2013. Стр.18-25;

Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: базовый уровень. М. : Просвещение, 2014. – 416с. Стр.212-224;

Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10 - 11 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений. 17-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 188с.Стр.68-74;

http://www.physics.ru - Физика в Открытом колледже;

http://fizzzika.narod.ru - Задачи по физике с решениями;

http://www.nplit.ru/inventor/ - учёные в науке и технике;

http://create.kahoot.com – интерактивная тестовая игровая платформа «Kahoot!»;

http://www.plickers.com– интерактивный интернет-портал «Plickers»;

http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm - Дидактические требования к современному уроку;

http://www.открытыйурок.рф/ - flesh-пособия по предметам общеобразовательного курса.




СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

п.№ этапа

Наименование этапа

Содержание

Этапа

Время этапа (прибли-зительно)

1.

Организационный

Организация начала занятия:
Приветствие, отметка отсутствующих в журнале, настройка рабочей атмосферы через «Особое приветствие».

00’-02’ 2мин

2.

Проверочный

Проверка выполнения самостоятельной работы, актуализация знаний:

Сбор практической работы №5;
Объяснение условий работы над ошибками (на очередной консультации);

Объяснение условий экспресс-тестирования (10 вопросов по основам Молекулярно-кинетической теории с 4-я вариантами ответов по 10 секунд на каждый вопрос); Экспресс-тест (с приведением верных ответов для сверки);

Самооценка студентами итогов экспресс-тестирования по 3-бальной системе:

«-» - ниже среднего уровня;

«0» - средний уровень;

«+» - выше среднего уровня;

02’-07 5мин

3.

Мотивационный

Постановка цели и задач занятия:

Чтение экстренного сообщения от инженера по охране труда: «А.В., …, в связи с последними событиями…, прошу помочь с расчётом масс воздуха в наших аудиториях…».

«…Ну что, поможем?..»

(Проблема актуализируется на примере кабинета физики, ведётся поиск подходов…)

«…Без новой темы не обойтись…»

07’-10’ 3мин

4.

Лекционный

Сообщение новых знаний:
(с сопровождением демонстрационных материалов, опытов, экспериментов, комментариями и разъяснениями, ответами на возникающие вопросы, ведением и контролем конспекта, с поддержанием активной беседы со студентами, с ведением «классного» рейтинга)

Уравнение Менделеева-Клапейрона;
Преподаватель приводит вывод уравнения, даёт: разъяснение о форме уравнения по Менделееву (М.), по Клапейрону (К.), общей формулы t1594848772ad.gif; второе «первое» название, физический смысл константы R, значение молярного объёма идеального газа;
«…Переходим к частным случаям этого уравнения – изопроцессам (даётся определение, «…вы удивитесь, но вы сами сможете сформулировать законы, которые выполняются для изопроцессов…»!);

Изотермический процесс:
Преподаватель из общей формулы уравнения К. выводит частный случай для данного изопроцесса: t1594848772ae.gif;
С помощником-студентом проводится
Опыт№1: изменение объёма сильфона в обратной зависимости меняет давление в нём. Эксперимент подтверждает зависимость: t1594848772af.gif . Формулируется закон Бойля-Мариотта…;
«…Это – первая строка таблицы
Изопроцессов»…»;

Изобарный процесс:
Преподаватель из общей формулы уравнения К. выводит частный случай для данного изопроцесса: t1594848772ag.gif;
С помощником-студентом проводится Опыт№2: изменение температуры воздуха в ёмкости с шаром в прямой зависимости меняет его объём. Эксперимент подтверждает зависимость: t1594848772ah.gif . Формулируется закон Гей-Люсака…;
«…Это – вторая строка таблицы
Изопроцессов»…»;

Изохорный процесс:
Преподаватель из общей формулы уравнения К. выводит частный случай для данного изопроцесса: t1594848772ai.gif;
С помощником-студентом проводится
Опыт№3: изменение температуры воздуха в сильфоне в прямой зависимости меняет давление в ней. Эксперимент подтверждает зависимость: t1594848772aj.gif . Формулируется закон Шарля…;
«…Это – третья строка таблицы
«Изопроцессов»…»;

Кто такие:
- Менделеев и Клапейрон?.. (
Справка студентов);
- Бойль и Мариотт?.. (
Справка студентов);
- Гей-Люсак?.. (
Справка студента);
- Шарль?.. (
Справка студента);

10’-50’ 40мин


5.

Релаксационно-смысловой

Смысловой «Релакс-перерыв»:

Физкульт.-минутка: «Грудь колесом!» (Проблема «несоответствия» лёгких, наполненных воздухом, закону Бойля-Мариотта);

50’-51’ 1мин

6.

Формирующий

Формирование знаний, умений, навыков:

1) Решение проблемы инженера по охране труда о массе воздуха – по подгруппам (применяя уравнение М.-К. и «Лифт пропорции»);

2) Описание графиков зависимостей между t1594848772ak.gif в различных системах координат и для различных процессов (газовых законов); описание графика самостоятельно; взаимные проверки и перепроверки результатов в паре;

3) Интерактивная тестовая игра «Kahoot» (выполнение заданий на время с подведением итогов);
(Интерактивная тестовая игра «Kahoot» проводится в случае достаточности учебного времени)

51’-7524мин


7.

Итоговый

Подведение итогов, рефлексия, выдача заданий для самостоятельной работы:

Оценивание с комментариями на основе «Классного рейтинга» и других итогов; подведение итогов самими студентами путём индивидуального оценивания результатов занятия через применённую символику: «», «», «» и с помощью графика настроения, сдача бланков задания;
Постановка и разъяснение заданий для самостоятельной домашней работы (
[7], §§70-71 стр.189-194; «Активный конспект»; «Ответы §», «Доп.вопрос»; Таблица «Изопроцессы»; «Расчёт массы воздуха дома»);

Пожелание жизненного графика: «Только «+» !
«…Всем спасибо большое!..»

75’-80’ 5мин


Преподаватель физики ГОУ «ППЭТ» Чеботарь А. В.


Игра Kahoot
PDF / 240.85 Кб

Тест проверочный
PDF / 106.96 Кб

Опорный тест
PDF / 237.07 Кб

Бланк занятия
DOCX / 3.21 Мб

Видео диалога
MP4 / 36.07 Мб


1 - Мякишев Г. Я. и др. Физика: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2008. – 336с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.