План по самообразованию
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41»
153005, г. Иваново, ул. Сосновая, 16-А, тел. (4932) 37-3-94, e-mail: dou41@ivedu.ru
План по самообразованию
“Проектирование развивающей предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации в рамках ФГОС ДО”
Разработала:
воспитатель подготовительной группы Колмакова И.Б.
Иваново - 2021г.
Тема: “Проектирование развивающей предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации в рамках ФГОС ДО”
Актуальность: развивающая предметно -пространственная среда – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду РППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. В связи с введением ФГОС ДО вопрос создания ППС сегодня особенно актуален.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации (далее РППС) в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Изучить нормативно - правовую базу по организации РППС в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
Изучить методики, технологии по организации и проектированию РППС в дошкольной образовательной организации.
Проанализировать РППС в подготовительной группе “Пчелки”.
Сформировать и обогатить РППС в подготовительной группе дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
Повысить педагогическую компетентность родителей по данному вопросу.
Период: 2020 - 2021 учебный год.
План работы по самообразованию
N п/п | Наименование мероприятия | Содержание работы | Сроки реализации | Отметки о выполнении |
1. | Изучение нормативно - правовой документации по организации РППС в ДОО Изучение методической, научно - практической литературы по данной теме | Изучение нормативно -правовой документации по организации РППС в ДОО: ФЗ - № 273 “Об образовании в РФ”, от 29.12.2012 ФГОС ДО Изучение требований ФГОС ДО к структуре ООП ДО Изучение основных характеристик РППС Изучение литературы | сентябрь 2020 г. | |
2. | Изучение актуального состояния РППС в подготовительной группе “Пчелки” по образовательным областям | | октябрь 2020 г. | |
3. | Проектирование и создание РППС в подготовительной группе МБДОУ | Изучение образовательного потенциала групповых помещений подготовительной группы | ноябрь 2020 г. | |
4. | Оформление приемной (раздевалки подготовительной группы) | Проектирование дизайна приемной (раздевалки) Создание мини - музея “Пчелки” (создание каталога экспонатов,паспорта мини - музея) Оформление стендов для выставки детских рисунков, поделок. Оформление информационных стендов для родителей (законных представителей), создание почтового ящика. Участие в городском конкурсе “Группа начинается с приемной” | декабрь 2020 г. | |
5. | Оформление спальни и комнаты для умывания | оснащение умывальной комнаты памятками, алгоритмами, пиктограммами, схемами оснащение спальни алгоритмами, тренажерами для зрительной гимнастики. | январь 2021 г. | |
6. | Организация и обогащение РППС группового пространства подготовительной группы | Организация и обогащение игрового пространства подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО (центров развития); Индивидуализация РППС подготовительной к школе группы; Привлечение родителей (законных представителей) к оснащению и обогащению; РППС группы, изготовлению дидактических игр, материалов и пособий. | февраль 2021 г. | |
7. | Использование бизибордов в ДОО | Презентация опыта работы на педагогическом часе “Использование бизибордов в дошкольной образовательной организации” | март 2021 г. | |
8. | Мастер - класс | “Изготовление дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста” | апрель 2021 г. | |
9 | Разработка документации по организации РППС | Составление паспорта РППС подготовительной группы | май 2021 г. | |
10 | Создание условий для воспитанников старшего дошкольного возраста на прогулке | Участие в городском конкурсе “Разноцветное лето” Участие в конкурсе - презентации “Образовательное пространство - 2021” (Высшая школа делового администрирования) | июнь 2021 г. | |
11. | Разработка практического материала, информационных материалов для педагогов ДОО, родителей (законных представителей) по организации РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО | Разработка памяток, информационных выпусков, мониторингового материала (диагностических карт, анкет для родителей и педагогов) Внедрение методического и практического материалов | июль 2021 г. | |
12. | Диссеминация педагогического опыта по данной теме | Презентация педагогического опыта (фотоотчет): Ознакомление педагогов с опытом работы по изученному вопросу Публикация фотоотчета на мини-сайте образовательного портала | август 2021 г. | |
Список используемой литературы
1. Артамонова О. В. « Предметно-пространственная среда: еѐ роль в воспитании личности» / О. В. Артамонова //Дошкольное воспитание - 2017 г.- 4;
2. Авдулова Т.П. «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность» // Справочник старшего воспитателя -2018 г.- №8;
3. Афонькина Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога ДОО» - Изд. 2-е перераб. - Волгоград// Учитель 2018 г;. 41
4. Виноградова Н. А. «Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие» / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.:Перспектива, 2018; 31
5. Волосовец Т.В. «Разработка спецификаций развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования» [электронный ресурс]//. – goo.gl/VhpiUr;
6. Короткова Н.А. « Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей» - Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.;
7. Епачинцева Н. Д. «Организация развивающей среды в ДОУ/ автореф.дис. канд.пед.наук Н. Д. Епачинцева - Белгород: БГУ, 2018;
8. Кларина Л. М. «Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников» /Л. М. Кларина - СПб.,2016.- 144с. - С.9-18.
9. Комарова О.А.; 9. «Обеспечение вариативности развивающей среды»// Справочник старшего воспитателя - 2017 г.- №8;
10. Комарова О.А. «Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»//Справочник старшего воспитателя - 2016 г. - №8;
11. Красношлык З.П. « Психолого-педагогические основы организации предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. - с. 32-34;
12. Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта» // Дошкольное воспитание, 2014 №2;
13. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
14.Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
15.Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
16.Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
17.Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
18.Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
19. Методические рекомендации по созданию РППС в ДОО.