План рабочей программы кружка «Мастерилка» старшая группа
План
рабочей программы кружка
« Мастерилка »
старшая группа
Направленность программы - художественно-эстетическое развитие
Воспитатель:
Олехова К.Н.
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: аппликация обрывная, накладная, торцевание, квиллинг. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, детали полностью или частично наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Интегрируемые образовательные области программы: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Труд».
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
Срок проведения: с 01 сентября по 31 мая
Возрастная группа: дети 5-6 лет
Периодичность занятий: 2 раза в месяц
Форма организации: групповая
Длительность занятий: 15 - 25 минут
Место проведения кружка: групповая комната.
Цель кружковой деятельности:
1. Развитие творческих способностей детей посредством освоения
нетрадиционных техник аппликации.
2. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей, через
развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат.
3. Формирование личности ребенка в творческом его развитии.
4. Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми,
обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи кружковой деятельности:
Образовательные:
-формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
-закреплять основные приемы бумагопластики (обрывание, сминание, скатывание в комок, жгутик, вырезывание одинаковых модулей);
уметь работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
-обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
-развивать речевые навыки;
-развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
Воспитательные: - воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;
-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Предполагаемые результаты работы:
-знание свойств различных видов бумаги;
-знание материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой;
-знание технологии изготовления изделий в технике оригами; накладной, обрывной, модульной и комочками, жгутиками аппликаций;
-согласование своих усилий и действий;
-умение передавать образ предмета, явления окружающего мира;
- познакомятся с искусством бумагопластики;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из бумаги;
- будут создавать композиции в технике бумагопластики;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
Оборудование и инструменты:
- наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
- гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
-клейстер, кисти и клеящий карандаш,
-ножницы, клеенка,
- трафареты, шаблоны.
Дидактический материал:
-альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.
-образцы работ взрослых и старших детей.
-дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», « Выложи по светлоте», «Собери картинку» и др
План работы.
Сентябрь.
1. «Воздушный змей».
Задачи: познакомить детей со складыванием квадрата по диагонали. Аккуратно проглаживать линии сгиба. Украшать поделку разными мелкими деталями. Закреплять умение пользоваться клеем. Убирать свое рабочее место.
Материалы: разноцветные квадраты 10*10см. Клей, бумага формата А4 для фона, клеенка. Мелкие бантики, кружочки, овалы.
2.«Кит»
Задачи: продолжать учить детей складывать круг пополам, складывать стороны навстречу друг другу. Учить пользоваться ножницами и резать по волнистой линии. Продолжать закреплять умение работать с клеем и пользоваться салфетками. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Приходить на помощь друзьям.
Материал: формат бумаги А4, полоска голубой или синей бумаги, ножницы. Два черных или темно синего цвета круга диаметром 12см, один круг7см.
Октябрь.
1. «Гриб с мышкой»
Задачи: закреплять приемы вырезания овальных форм из прямоугольника путем срезания углов. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем.
Материал: прямоугольники коричневого и желтого цвета, ножницы, небольшие прямоугольники для листочков. Клей, клеенка.
2.«Веселые ежата».
Задачи: продолжать знакомить детей со способом складывания полосок пополам. Соединять углы, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение доводить поделку с помощью фломастера до нужного образа. Вырезать ежа по нарисованному контуру.
Материал: лист разноцветной бумаги с нарисованным контуром ежа. Полоски цветной бумаги 2.5см /6см., черный круг диаметром 2.5см. клей, фломастер.
Ноябрь
1. «Виноград».
Задачи: учить детей из полосок склеивать колечко. Наклеивать заготовленные детали на контур грозди винограда. Развивать мелкую моторику.
Материал: фиолетовые, розовые полоски бумаги2.5 см/7 см. Лист бумаги формата А4 с нарисованным контуром грозди винограда.
2. Коллективная работа «Ветки рябины в вазе».
Задачи: Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать.
Материал: квадраты желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов 5/5 см, лист формата А3 синего цвета, красные салфетки (ягодки).
Декабрь
1. «Новогодняя елка»
Задачи: продолжать знакомить с последовательностью выполнения аппликации елки из полосок. Закреплять умение складывать полоски петелькой, соединять углы у полоски ровно. Учить, творчески воплощать задуманную тему.
Материал: полоски бумаги зеленого и белого цвета 3/7см., клей.
2. «Дедушка мороз»
Задачи: учить детей делать поделку из нескольких частей. Закреплять умение работать ножницами. Разрезать бумагу по прямой. Закручивать разрезанные полоски на карандаш. Учить складывать колпак в определенной последовательности.
Материал: белый прямоугольник, белая полоска, красный прямоугольник, клей, карандаш, ножницы.
Январь
1.«Сказочный лес»
Задачи: учить передавать необычность, сказочность образов деревьев. Закреплять умение вырезать по нарисованному контуру, закрепление симметричного вырезания.
Материал: бумага формата А4 для фона. Разноцветные прямоугольники (голубого, синего, розового, фиолетового цветов). Ножницы, фломастеры, клей, клеенки.
2. «На рябинку посмотри, прилетели снегири»
Задачи: повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами; познакомить с пооперационной картой базовая форма «треугольник» складывания птицы снегиря.
Материал: квадрат черной и красной бумаги, глазки, клей-карандаш.
Февраль
1.«Цветок».
Задачи: Продолжать учить детей аппликации из скатанных салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с клеем; воспитывать желание делать подарки близким.
Материал: Листы картона, клей, кисть-щетина, розовый, зеленый салфетки.
2. «Лисичка»
Задачи: закреплять умение складывать овалы пополам по горизонтали. Сглаживать линию сгиба. Продолжать учить составлять целое из готовых форм.
Материал: овалы оранжевого цвета, овал белого цвета. Клей карандаш, клеенка.
3. «Пингвины»
Задачи: продолжать учить детей вырезать ножницами круг из прямоугольника. Учить закруглять углы у прямоугольника(шапочка). Помогать каждому ребенку - добиваться желаемого результата.
Материал: черные и белые прямоугольники на каждого ребенка, красный прямоугольник – шапочка, вырезанные лапы для пингвина.
Март
1. «Котик»
Задачи: Создавать изображение, аккуратно выщипывая бумагу по контуру, красиво располагать на листе. Дополнять аппликацию мелкими деталями. Развивать у детей воображение.
Материал: прямоугольники оранжевого, черного, серого, белого цвета с нарисованным контуром кота. Клей- карандаш, клеенка. Бумага формата А4.
2. «Зайчик»
Задачи: продолжать учить изготавливать поделку в стиле оригами. Формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Добиваться достижения цели.
Материал: квадрат 15/15 см.
Апрель
1.«Совята»
Задачи: продолжать учить детей складывать 2 круга вместе. Проглаживать линии сгиба. Оформлять свою поделку, используя фломастеры. Учить убирать свое рабочее место после занятия.
Материал: разноцветные круги диаметром 15 см. два круга для глаз белого цвета, фломастеры, клей.
2.«Лягушки»
Задачи: учить детей складывать круг пополам. Закреплять умение проглаживать линию сгиба. Учить творчески воплощать задуманную тему. Дополнять аппликацию мелкими деталями.
Материал: круг зеленого цвета диаметром 15-16см. Лист бледно зеленого цвета с нарисованным контуром листа кувшинки. Клей, ножницы. Глазки для аппликации.
3. «Рыбки».
Задачи: продолжать учить детей изготавливать фигурки рыб в стиле оригами. Использовать пооперационные карты. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческое воображение.
Материал: прямоугольный лист бумаги разного цвета, фломастеры.
Май
1.«Собака» .
Задачи: продолжать учить детей резать полоски бумаги ножницами. Составлять и наклеивать основные части.
Материал: лист бумаги формата А4. Ножницы, клей.
2.«Кораблик»
Задачи: учить детей выполнять объемную работу. Закреплять умение складывать круг и прямоугольник пополам. Разрезать прямоугольник по линии сгиба (труба).
Материал: круг диаметром 20 см. Белый прямоугольник. Полоска бумаги голубого и красного цвета. Ножницы, клей.
Список литературы:
1.С.Соколова «Оригами для самых маленьких».
2.А. Тойбнер «Оригами забавные поделки».
3.И. Рябкова «Художественно-творческая деятельность. Оригами».
4.Н.Просова «Оригами для малышей. Складываем фигурки из бумаги».
5. Ольга Гре «Модульная аппликация».
6. И.Лыкова «Я делаю аппликации».