План работы кружка по декоративно-прикладному искусству «Созидание»
Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»
План работы кружка по декоративно-прикладному
искусству «Созидание» на 2025г.
Дуранова Елена Всильевна, воспитатель.
Якутск 2025г.
Пояснительная записка
Направленностью программы: художественная и творческая направленность и освоение знаний и практических навыков на кружковом уровне по функциональному предназначению – учебно-познавательной деятельности.
Новизна программы заключается в том, что кружковые занятия во-первых скорректированы и подходят половозрастной принадлежности ребенка, во-вторых в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, цвет ведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена важностью освоения умений и навыков в сфере декоративного искусства, как носителя внесения красоты в повседневную жизнь, как источника подавления стрессовых настроений у детей и подростков современном мире.
Занятия изобразительным искусством являются высокоэффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют на выставках, а также своим сверстникам.
Образовательный процесс имеет ряд положительных сторон:
Занятия проходят в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах;
учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
возможность заниматься индивидуально, уделяя больше времени отстающим;
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовного интеллекта в процессе обучения. Ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, анализ, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
ознакомительный
развивающий
исследовательский
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Возраст учащихся, образовательной программы декоративно – прикладного искусства- 12-15 летю учащиеся этого возраста имеют лостаточно умений и навыков, чтобы выполнять творческие процессы данной программы, оттачивать мастерство.
Объем программы: 24 часов.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 60 минут.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие, выставки и творческие отчеты.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Лучшие работы периодически будут представлены на выставках, как на внутришкольных, так и участвовать в районных мероприятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Цель и задачи программы
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное и декоративное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков декоративно –прикладного мастерства.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Содержание занятий.
Обучающий блок «Батик»
Январь
Дата |
Тема |
Цель |
6.01 |
Лепка из пластилина «Жар- птица» |
Развивать творческое мышление, строить композицию рисунка. Учить выбирать цвета в соответствии с тематикой рисования. |
15.01 |
Лепка из соленого теста «Цветок в рамке» |
Сплочение коллектива над общей работой и улучшение техники лепки. |
Февраль
Дата |
Тема |
Цель |
10.02 |
Лепка из соленого теста «Букет цветов для мамы» |
Учить выбирать модель изделия, сочетать цвета, достижение результата. Совершенствование работы и навыков по технике лепки их соленого теста.
|
21.02 |
Лепка из глины «Дымковская игрушка» |
Научить ребят владеть различными техниками работы с глиной, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. |
Обучающий блок «Вышивка крестиком»
Март
Дата |
Тема |
Цель |
6.03.21 |
Подготовка к 8 марта. Картина« Цветы для мамы» |
Познакомить, освежить навыки вышивки крестиком. Начать вышивать панно для мамы к международному женскому дню 8 Марта. |
20.03.21 |
Продолжение картины «Цветы для мамы» |
Продолжать вышивать картину. |
Апрель
Дата |
Тема |
Цель |
10.04 |
Завершение и оформление вышивки «Цветы для мамы». |
Познакомить с новым видом прикладного искусства. |
20.04 |
Вышивка крестиком на свободную тему. |
Продолжить совершенствовать навыки, развивать творческое мышление и фантазию. |
Обучающий блок «Декупаж»
Май
Дата |
Тема |
Цель |
1.05. |
Знакомство с техникой «декупаж». |
Знакомить с техникой декорирования предметов «Декупаж», декорирование кухонной доски. |
15.05 |
Декупаж шкатулки. |
Продолжить работу с декорированием предметов с помощью техники декупаж, совершенствовать навыки. |
Обучающий блок «Лоскутное шитье»
Июнь
5.06. |
Знакомство с техникой «Пэчворк» |
Начальный урок по лоскутному шитью. Знакомство с тканью, техниками. Раскрой и шитье простых элементов. |
15.06. |
Лоскутное шитье «Коврик под горячее» |
Освоение практических навыков по шитью, совершенствование умений. |
Июль
Дата |
Тема |
Цель |
5.07.
|
Продолжение шитья по технике пэчворк «Коврик под горячее» |
Улучшать навыки кройки, утюжки и шитья. |
15.07. |
Завершающий урок по пэчворку «Коврик под горячее» |
Завершение и оформление коврика. Итоги проделанной работы. |
Обучающий блог «Аппликация»
Август
Дата |
Тема |
Цель |
5.07. |
Знакомство с техникой аппликация. |
Аппликация из рваной бумаги, на сообразительность и фантазию. |
15.07. |
Аппликация из ткани. |
Учить выполнять аппликацию из разных видов ткани, создавать композицию. Соблюдать цветовое решение, соотношение. |
Сентябрь
Дата |
Тема |
Цель |
5.09.
|
Аппликация из пуговиц «Чудо- дерево» |
Вид аппликации- аппликация из пуговиц разнообразит творческое мышление учащихся. |
15.09. |
Завершающий урок по аппликации. |
Оформление работ, подведение итогов. |
Обучающий блок «Вязание»
Октябрь
Дата |
Тема |
Цель |
5.10. |
Знакомство с вязанием. |
Разбор техник вязания, разновидностей ниток. |
15.10. |
Вязка шарфа |
Начинаем вязать шарф по простой технике вязания. Осваивание азов. |
Ноябрь
Дата |
Тема |
Цель |
5.11. |
Продолжение занятия по вязанию. |
Улучшать творческие способности и художественный вкус. |
15.11. |
Завершающий урок по вязанию шарфа. |
Подведение итогов работы и анализ. Оформление шарфа. |
«Новогодний блок»
Декабрь
Дата |
Тема |
Цель |
5.12. |
«Мастерская Деда Мороза»
|
По пройденным за год видам работ, учащиеся выбирают, какой им подарок приготовить для близких. |
15.12. |
«Мастерская Деда Мороза» |
Улучшать творческие способности, воспитывать любовь к прекрасному, поднимать новогоднее волшебное настроение. |
Список использованной литературы:
Петров С.К., Учимся лепить из пластилина/ с.к.Петров.-М.: Астрель;СБп.: Сова, 2007.- 111, [1] с.: ил
Лаптева Т.Е. Соленое тесто: оригинальные идеи для веселого творчества / Татьяна Лаптева. – М.: Эксмо, 2011. – 96с.: ил
Цветы и букеты. Легкий пэчворк. Перевод с немецкого Л.И. Кайсаровой. Изд арт-родник, 2008.
Бюлер, Регина Сумки / Пре. С нем. Ивановой Е.И.- М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2011. – 64.:цв.илл.-( Серия «Лоскутное шитье»).
Брант, Ш. Техника ручного вязания / Ш.Брант; пер.с англ.е.Н.Послухаева.-М.:АСТ МОСКВА, 2009.- 110,с.:ил
Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышиваем крестом, 2010.