Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Мастерица» (10–15 лет)
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
школы № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству
«Мастерица»
на 2016-2017 учебный год
Количество часов: 72 (36 занятий)
Возраст: 10-15 лет
Заполнение группы: 7-15 человек
Составила: преподаватель технологии
Ерина Галина Викторовна
г. Санкт-Петербург
2016 годСОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Методика проведения занятия 4
Тематический план 7
Календарно-тематический план 8
Заключение 12
Список электронных ресурсов 13
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.
Что же понимается под творческими способностями?
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Работа в кружке «Мастерица» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Цель программы – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
Обучить основам технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;
Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.
Развивающие:
Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;
Развить образное и пространственное мышление;
Развить творческие способности и фантазию учащихся.
Воспитательные:
Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;
Воспитать умение преодолевать неудачи.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);
Возрастная группа: 10-15 лет
Наполнение группы: 7-15 человек
Срок: 1 год. (72 часа, 2 часа в неделю)
Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся
Методика проведения занятия
Формы работы:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
Просмотр видеофильмов;
Использование силуэтного моделирования;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Самостоятельное создание декоративных изделий.
Методы и приемы:
1.Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа;
- использование художественного слова;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения;
- анализ выполненных работ.
3. Практические методы:
- обучение способам изготовления декоративных цветов, бисероплетения;
- самостоятельное выполнение декоративных изделий;
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
- индивидуальный подход.
4. Метод «подмастерья»
5. Мотивационные методы:
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха.
6. Игровые методы:
- игровые ситуации.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
— узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:
Для изготовления искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. по 2 м. Она обязательно должна быть пластичной. Бумага креповая зеленая, белая, красная или розовая, клей ПВА, нитки белые № 35 и № 100, вата, ножницы, ткань белая, зеленая - лучше шелк или хлопчатобумажную (ситец) по 0,3 м. (ткань обработана крахмалом), ножницы, тетрадь, исчезающий карандаш для ткани, картон для выкроек формата А-4 два листа, цветные карандаши.
Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером - обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.
Для вышивки мулине, лентами, бисером потребуется: канва, серый или белый лен, креп-сатин (ткань на выбор) нитки мулине 3-4 цветов, ирис, ленты атласные 0,3 – 5,0 см. (цвет: зеленые, красные, желтые, коричневые и их оттенки). Иглы с тупым концом. Синельные или гобеленовые иглы, обязательно с широким ушком. Размеры игл от №13 до №18. Игла для вышивки бисером №26.
Чтобы облегчить себе работу, приобретите пару небольших круглых магнитов, на которых очень удобно оставлять иглы. Пяльцы круглые или прямоугольные. Ножницы - маленькие остроконечные вышивальные и большие портновские, исчезающий карандаш по ткани.
Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.
Для художественной обработки кожи потребуется: ножницы маленькие остроконечные, ножницы “зигзаг”, карандаш, линейка, клей ПВА-М, клей «Момент-кристалл», ручка, картон, кусочки кожи, краски для кожи, гуашь, свечи, спички, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток.
Для вязания крючком вам потребуются: крючок№ 2, пряжа 55% хлопок/45% акрил, вес 50гр/160 м. (белый, красный, желтый, голубой, коричневый, оранжевый по 1 шт.), синтепон, дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перемещения петель.
Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.
Тематический план
Наименование раздела |
кол-во |
кол-во |
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов |
10 |
10 |
Раздел 2. Бисероплетение |
10 |
10 |
Раздел 3. Вышивка |
10 |
10 |
Раздел 4. Лоскутное шитье |
8 |
8 |
Раздел 5. Мягкая игрушка |
8 |
8 |
Раздел 6. Художественная обработка кожи |
6 |
6 |
Раздел 7. Вязание крючком |
10 |
10 |
Раздел 8. Подарки к праздникам |
6 |
6 |
Раздел 9. Выставки. |
2 |
2 |
Раздел 10. Итоговое занятие по результатам года. |
2 |
2 |
Итого: |
72 |
72 |
Календарно-тематический план работы кружка
по декоративно – прикладному искусству
Наименование раздела и |
Содержание темы |
Практическое задание |
Инструменты и материалы |
Кол-во |
|
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов |
10 |
||||
Занятие 1. Введение в мастерство |
Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ |
Выполнение тычинок, обработка стебля |
Тетрадь, ручка, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,3 мм и 0,7 мм (2 метра), ПВА, нитки № 10 или «ирис». |
2 |
|
Занятие 2. Изготовление цветов без инструментов |
Понятие композиции. Пропорции. Изготовление лилии |
Выполнение деталей цветка, сборка цветка. |
Тетрадь, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм и 1 мм (2 метра), ПВА, вата, нитки № 35, белая ткань 10*25 см. (обработана крахмалом), цветные карандаши, креповая бумага белая и зеленая, карандаш для ткани исчезающий |
2 |
|
Занятие 3. Изготовление цветов без инструментов |
Способы раскроя деталей. Изготовление розы. |
Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. |
Тетрадь,карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм и 1 мм (2 метра), ПВА, нитки № 100 или «ирис», белая ткань 10*25 см., цветные карандаши, креповая бумага белая и зеленая |
2 |
|
Занятие 4. Изготовление цветов с использованием инструментов |
Приемы работы с инструментами. Изготовление цветка хмелек. |
Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. |
Тетрадь, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм 30 см, ПВА, нитки № 100 или «ирис», ткань двух контрастных цветов 10*25 см. (обработана крахмалом), креповая бумага в тон ткани. |
2 |
|
Занятие 5. Изготовление фантазийных цветов без инструментов |
Приемы работы. Изготовление фантазийного цветка |
Выполнение деталей цветка, сборка цветка. |
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм 30 см, ПВА, нитки № 100 или «ирис», ткань двух контрастных цветов 10*25 см. (обработана крахмалом) , креповая бумага в тон ткани |
2 |
|
Раздел 2. Бисероплетение. |
10 |
||||
Занятие 6. Плетение цветов |
Основные принципы плетения. Схемы плетения |
Выполнение букета цветов из бисера |
Тетрадь для теории, проволока, бисер |
2 |
|
Наименование раздела и |
Содержание темы |
Практическое задание |
Инструменты и материалы |
Кол-во |
|
Занятие 7. Плетение животных из бисера |
Приемы и принципы плетения по схеме |
Выполнение животных из бисера (брелок на телефон) |
Тетрадь для теории, бисер, леска, проволока, иголка, цепочка, кольцо, нитка |
2 |
|
Занятие 8. Плетение колье из бисера и бусин |
Приемы и принципы плетения по схеме |
Выполнение колье из бисера и бусин |
Тетрадь, бисер, бусины, нитки, леска, иголка для бисера |
2 |
|
Занятие 9. Плетение кольца |
Понятие модуля. Пропорции человека. |
Выполнение наброска фигуры человека |
Тетрадь для теории, бисер, нитки , леска, иголка для бисера |
2 |
|
Занятие 10. Плетение фенечки на станке |
Принципы и приемы, схемы плетение фенечки на станке |
Выполнение фенечки на станке |
Тетрадь, цвет. карандаши, бисер, нитки № 35 и №100, станок (самодельный), иголка для бисера |
2 |
|
Раздел 3. Вышивка |
10 |
||||
Занятие 11. Вышивание крестиком |
Прием вышивания крестиком |
Выполнение упражнений по вышиванию нитками мулине |
Тетрадь для теории, пяльцы, ткань-канва, нитки мулине, иголка |
2 |
|
Занятие 12 Вышивание панно лентами |
Приемы вышивания лентами. |
Выполнение упражнений по вышиванию лентами |
Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, ткань-лен , пяльцы, ленты, игла синельная, ножницы |
2 |
|
Занятие 13. Вышивание панно лентами |
Приемы компоновки рисунка для вышивания лентами |
Выполнение упражнений по вышиванию лентами |
Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, ткань-лен, пяльцы, ленты, игла синельная, ножницы |
2 |
|
Занятие 14. Вышивание бисером панно |
Расчет цветов в схеме |
Выполнение эскиза-схемы панно, упражнений по вышиванию бисером |
Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, креп-сатин, пяльцы, бисер, игла для бисера, ножницы |
2 |
|
Занятие 15. Панно из бисера |
Декоративное украшение, закрепление |
Выполнение декоративного панно из бисера |
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, |
2 |
|
Раздел 4. Лоскутное шитье |
8 |
||||
Занятие 16. Первые шаги в лоскутной технике «Ляпак» |
Из истории возникновения. Понятие симметрии, композиции, приемы работы |
Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак» |
Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы |
2 |
|
Занятие 17. Лоскутная техника «Ляпак» |
Декоративная отделка |
Выполнения обработки косой бейкой изделия |
Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, косая бейка 2м., нитки, игла, наперсток, ножницы |
2 |
|
Занятие 18. Лоскутная техника «Синель» |
Из истории возникновения, приемы работы |
Выполнение основы для декоративной сумочки. |
Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы |
2 |
|
Наименование раздела и |
Содержание темы |
Практическое задание |
Инструменты и материалы |
Кол-во |
|
Занятие 19. Лоскутная техника «Синель» |
Приемы обработки молнии-замка |
Выполнение втачивания молнии, завершение и декорирование работы. |
Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, молния 15-18 см., щетка грубой щетины, ножницы |
2 |
|
Раздел 5. Мягкая игрушка |
8 |
||||
Занятие 20. Построение выкройки игрушки животного |
История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки |
Выполнение выкройки игрушки |
Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ножницы |
2 |
|
Занятие 21. Раскрой частей игрушки и сшивание деталей |
Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя |
Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей |
Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы |
2 |
|
Занятие 22. Сшивание частей игрушки и ее набивка |
Приемы и техника ручных стежков |
Выполнение сшивания частей игрушки |
Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы |
2 |
|
Занятие 23. Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки |
Понятие о формирования готового изделия |
Выполнение сборки и декорирования готового изделия |
Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы |
2 |
|
Раздел 6. Художественная обработка кожи |
6 |
||||
Занятие 24. Историю кожевенного дела. Общие сведения о работе с кожей. Выкраивание деталей розы |
Назначение изделий из кожи и их применение. Приемы раскроя |
Выполнение вариантов обработки кожи |
Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, кусочки кожи, свечи, спички, пинцет, шило |
2 |
|
Занятие 25. Термообработка кусочков кожи и их сборка |
Приемы работы при термообработки и сборке деталей из кожи |
Выполнение термообработки деталей из кожи, сборка отделочного цветка |
Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, кусочки кожи, свечи, спички, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток. |
2 |
|
Занятие 26. Изготовление оберега-башмачка из кожи |
Последовательность сборки деталей |
Выполнение сборки оберега-башмачка |
Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток. |
2 |
|
Раздел 7. Вязание крючком |
10 |
||||
Занятие 27. История возникновения вязании крючком |
Понятие чтения и составления схемы. Воздушная петля, соединительный столбик |
Выполнение воздушной петли, соединительного столбика, туловище |
Тетрадь для теории, ручка, карандаш, ластик, крючок № 2, пряжа белого цвета, ножницы |
2 |
|
Наименование раздела и |
Содержание темы |
Практическое задание |
Инструменты и материалы |
Кол-во |
|
Занятие 28. Вязание туловище петушка |
Понятие прибавления и убавления петель, столбик без накидом, столбик с накидом |
Выполнение прибавления и убавления петель, столбик с накидом, вязание гребешка |
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, |
2 |
|
Занятие 29. Вязание гребешка и крылышек петушка |
Понятие соединительный столбик с накидом |
Выполнение гребешка и крылышек петушка |
Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы (с широким ушком) |
2 |
|
Занятие 30. |
Понятие симметрии. |
Выполнение клюва и хвостика петушка |
Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы |
2 |
|
Занятие 31. Завершение работы. Сборка готового изделия |
Понятие пропорции для вязанных игрушек |
Выполнение приемов сборки деталей петушка |
Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы, игла штопальная (с широким ушком) |
2 |
|
Раздел 8. Подарки к праздникам |
6 |
||||
Занятие 32. Елочные украшения |
История праздника. Понятие развертки |
Изготовление ёлочного украшения–«подарок» |
Тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент |
2 |
|
Занятие 33. Подарок ко дню Матери |
История праздника. Техника йо-йо |
Изготовление подарка в технике йо-йо |
Тетрадь, ручка, ножницы, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см. |
2 |
|
Занятие 34. Подарок к 8 марта |
История праздника |
Изготовление подарка в технике вязания крючком |
Тетрадь, ручка, линейка, ножницы, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого цветов) 4 упаковки, крючок № 3 |
2 |
|
Занятие 35. Выставка |
Значение демонстрации ДПИ |
Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке |
Тетрадь, ручка, изделия требующие декорирования |
2 |
|
Занятие 36. Итоговое занятие |
Подведение итогов. Обмен опытом по МК |
Тест-опрос о желаемых видах ДПИ, презентации работ |
Тетрадь, ручка, новые МК по видам ДПИ |
2 |
Заключение
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
— узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой
их надо осваивать”
А.Б. Салтыков
Список электронных ресурсов и литературы
История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
Дизайн http://www.excentrika.ru/design
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000
Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)
Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.
Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.