План работы с одаренными детьми"
Индивидуальная консультация и проектная
деятельность, как форма работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.
Подготовила:
учитель ИЗО МБОУ СОШ № 15
Алиева Ф.Н.
У одаренных детей на протяжении их жизни возникает достаточно много разнообразных проблем, среди которых можно выделить:
• неприязнь к школе (учебная программа для них скучна и неинтересна, так как не соответствует их способностям);
• игровые интересы (одаренные дети любят сложные игры и могут оставаться в изоляции от сверстников);
• неконфортность (отвержение стандартных требований);
• погружение в философские проблемы (вопросы жизни и смерти);
• несоответствие между физическим и интеллектуальным развитием.
При выполнении творческих заданий на уроках ИЗО широко мною используются этапы проектной деятельности. Применение этого метода позволило иметь высокие результаты при работе с младшими школьниками в особенности с одаренными детьми.
Психологическая обстановка на уроках и характер отношений с учащимися определяется как сотрудничество; на уроках выступаю в роли старшего товарища, готового прийти на помощь в трудную минуту, дать совет. Никогда не пытаюсь поставить себя над учеником, использую принцип «не сотвори кумира». Условия, созданные с использованием данных принципов привели к тому, что творчество не формируется, а высвобождается, ученик может быть максимально свободным.
При создании своего собственного творческого проекта каждый ученик проходит четыре стадии.
1. Стадия подготовки. Решает две задачи: накопление и актуализацию материала. Это всё, что ребёнок берёт из жизни. Некоторым для актуализации жизненного опыта требуется возможность выбора из чего-то, что близко его наблюдениям, размышлениям и переживаниям. Творчески «продвинутым» ученикам достаточно дать направление поиска источника замысла. Поэтому на каждое задание даётся широкий диапазон вариантов.
Для этого ученикам для выполнения задания заранее выбирается материал, а наиболее творчески одаренным детям предлагается выбрать его самим. На первом
этапе работы с учащимися ставится задача – освободить творческую энергию, сделать так, чтобы маленький художник «забыл», что он чего-то не знает и не умеет.
Для ее выполнения и используются креативные методы обучения.
Метод образной картины мы используем, когда работаем над творческими заданиями «Волшебный город» или «Волшебный Дворец», «Тихая жизнь натюрморта». Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, но и ощущает смысл изображаемой им реальности.
Метод агглютинации состоит в том, что ученикам предлагается соединить в создаваемом изобразительном объекте несоединимые части разных вполне реальных объектов («Птица счастья», «Птица удачи», «Фантастическое животное»), используя собственное индивидуальное видение.
Метод придумывания основан на замещении качеств одного объекта качествами другого, превращение обычного в необычное путем изменения фактуры и (или) цвета. Преувеличения или приуменьшения количественных и качественных характеристик объекта изображения.
Метод «как бы» помогает превращению маленького художника в учителя или критика, для того, чтобы оценить свою работу с соответствии с требованиями; в зрителя, для того, чтобы оценить идейный замысел композиции. Такие «превращения» позволяют ребенку посмотреть на свою работу под не совсем обычным для него углом зрения.
Перечисленные методы при работе с маленькими художниками позволяют каждому проявить себя по своему, используя свой индивидуальный жизненный опыт, дают огромную свободу одаренным детям.
При создании творческих композиций огромное значение придается мотивации: кто-то хочет быть всегда первым и лучшим (объявляется конкурс на лучшего фантазера), кто-то хотел бы поразить своей удачной картиной родных, а кому-то интересен сам процесс; вводятся элементы конкуренции. Для полного самовыражения мотивация необходима на каждом, даже самом малом этапе работы. Зная мотивацию учеников, для каждого подыскивается свое «заветное» слово.
Уже на первом этапе возможность индивидуальной работы с талантливыми детьми дает такая форма урока как консультация. Эта форма позволяет расширять и углублять индивидуальные контакты учителя с учеником, лучше узнавать каждого из ребят, оперативно управлять их учебной деятельностью.
2. Стадия освоения способов построения художественной формы. На этой стадии определенные знания даются в виде небольших упражнений, разнообразных по форме и содержанию. Анализируются работы профессиональных художников и работы сверстников по четырем художественным критериям – идея, композиция, техника и цвет. На помощь в это время приходят ролевые («прихотливый клиент», «капризная дамочка») и деловые игры («мастерская художника, архитектора, дизайнера»), а одаренные дети очень отзывчивы на деятельность, где им предоставляется возможность проявить себя [6].
Консультация – это совет сведущего лица и одновременно помощь юным художникам. Это необходимый элемент в ходе проектной деятельности. Исходя из определения цель уроков-консультаций – оказание учебной помощи ученикам. Известно, что таких категорий учеников несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал, кто-то пропустил занятия, наконец, такая форма работы неоценима при работе с одаренными детьми, которые хотят углубить свои умения и выполнить задания повышенной трудности и т. д. Известно также, что время учителя весьма ограничено, а занятия принесут пользу только тогда, когда будут систематическими, а не эпизодическими. Поэтому и возникла потребность в создании особой методики проведения консультаций, такой, которая обеспечивает удовлетворение интересов всех групп учеников, дает возможность проводить занятия регулярно и планомерно, укладываться в оптимальное время и достигать хорошего педагогического эффекта. Для обеспечения эффективности занятия заранее планирую групповые и индивидуальные задания, прогнозирую время, отводимое на работу каждой группе, подбираю «консультантов» из числа способных учеников. Эти ребята помогают остальным в усвоении материала и в тоже время решают свои собственные проблемы социального общения и собственной значимости.
3. Постановочная стадия – поиск идеи. Развитию способности выстраивать свой замысел в образной форме способствует такое обсуждение детских ком- позиций, на котором наряду с различными его достоинствами особо оценивается оригинальность идеи, которая определятся не экстравагантностью, а выраженной в творческой работе индивидуальностью ребенка, отличающих его от других детей. Творческую активность учащихся усиливает метод «мозгового штурма», основанный на четырех правилах А. Осборна, в приложении к процессу обучения:
• исключение критики со стороны учителя, когда ребенку предоставляется возможность высказать любую мысль без боязни, что ее признают неправильной, плохой или глупой;
• поощрение необузданного ассоциирования (чем более «дикой» кажется идея, тем лучше);
• количество идей предлагаемых учащимися, должно как можно большим;
• высказанные другими членами группы идеи разрешается как угодно изменять, т. е. «улучшать».
Игровым элементам придается большое значение, так как с их помощью решаются следующие задачи:
• закрепление теоретического материала («Определи жанр», «Анализ цветовой гаммы», работа с цветовыми карточками и т. д.);
• активизация творческого процесса («Мой модный образ», «Дом моей мечты» и т. д.);
• формирование ценностных ориентаций в искусстве, так как в процессе игры «проживаются» различные ситуации и проблемы, что помогает принять или отвергнуть определенные образы, предлагаемое художественное понимание смысла жизни;
• Максимальное раскрытие темы урока, создание полноценного образа, благодаря сочетанию изобразительного искусства с музыкой и литературой (упражнения «музыка и характер линии»,
«автопортрет в старинном духе»).
Если обмен мыслями и идеями с соучениками и учителем для ребенка интересен по-настоящему, если он не тривиален и требует умственного напряжения, он стимулирует творческую активность и оказывается полезен и для решения задач, не имеющих прямого отношения к изобразительному творчеству, дает возможности проявиться способным детям.
4. Акт творчества. Всегда требует особого со- стояния и подчинения своих действий тому, что изображается. Акт творчества отличается от других форм изучения тем, что в это время ребёнок не накапливает опыт и знания, а отдаёт их. Отношения между нами при этом строго индивидуальны, зная характер ученика, его интересы и стремления, уже по первым лини- ям или пятнам на листе можно угадать, что задумал ребёнок и в каком именно направлении он способен развить и реализовать свой замысел.
Участие учителя в акте творчества преследует цель внушить ученику уверенность в его возможностях и способностях, понимание его стремлений и уверенность в его успехе.
При разработке каждого творческого задания опора на четыре формы связи воображения с действительностью (по Л.С. Выготскому):
– «Первая форма… заключается в том, что всякое воображение всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если воображение могло создавать из ничего…»
– «Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь … между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением в действительности». Это связь с образами, которые ребенок получает из книг, картин, музыки и т. п. (приобщение ребёнка к эстетическому опыту человечества).
– Третья форма – эмоциональная связь действительности и воображения. «Эта связь проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определённые образы, т. е. эмоции как бы подбирают себе соответствующие впечатления, мысли и образы…».
«Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоциями», когда образы воображения порождают чувства. «Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями».
– Четвёртая форма связи воображения и действительности существенно отличается от предыдущих тем, что построения фантазии могут представлять собой нечто существенно новое, не соответствующее какому-либо реальному предмету. И такое воображение становится действительностью и способно воздействовать на людей. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитательно содействовать его образованию и проявлению». Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С. Выготский, в том, что деятельность воображения ребёнка почти никогда не возникает без по- мощи и участия взрослых. Учитель и ученик вместе проходят по длинному пути вынашивания и развития способностей, завершающихся актом творчества.
Талантливые дети выполняют творческие задания на высоком профессиональном уровне и становятся участниками и победителями выставок разного уровня.
Такая система работы дает возможность для решения очень важных проблем и построения индивидуальных программ для каждого одаренного ученика исходя из его особенностей. Программы выстраиваются в соответствии с принципами построения программ для одаренных детей:
• каждый ребенок неповторим;
• реалистичное представление о себе;
• разнообразие и глубина материала;
• возможность общения с остальными сверстниками;
• плавный переход с одного уровня на другой;
• целеустремленность, настойчивость и желание довести дело до конца;
• развитие творческих способностей ребенка. Творчество – одна из самых надежных возможностей воссоединиться со своей уникальностью для одаренного ребенка. Только творчество дает нам возможность почувствовать себя единственными, никого не ущемляя и не обижая.
План работы со способными детьми на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Примечание |
1 | Диагностика результативности изучения предмета. Мониторинг качества знаний. | В течение учебного года |
3 | Участие в вебинарах по теме: «Работа с одаренными детьми» | В течение учебного года |
5 | Создание банка данных способных детей в области художественного творчества в 5-11 классах | октябрь |
8 | Участие в творческих конкурсах всех уровней | В течение учебного года |
9 | Участие в олимпиадах по изобразительному искусству всех уровней | В течение учебного года |
12 | Участие в викторинах, квестах и играх по предмету | В течение учебного года |
13 | Участие детей в научно-практических конференциях различного уровня | По графику |
15 | Индивидуальная работа со способными детьми по отдельному графику | В течение учебного года |
16 | Привлечение способных детей к работе со слабоуспевающими | В течение учебного года |
Список одаренных детей
№ п/п | Ф.И. учащегося |
1. | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 |
Берникова Светлана Геннадьевна