План работы творческой мастерской объединения «Геометрическое рисование» (3–5 классы)
План работы творческой мастерской объединения «Геометрическое рисование»
Н. В. Пепеонкова, учитель математики,
высшей квалификационной категории
Творческая мастерская в широком смысле этого слова – это сравнительно новая технология, широко используемая в открытом образовании. Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях.
Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться.
В рамках семинара, проходившего в нашей школе, проводились педагогические творческие мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации людей, посетивших ту, или иную мастерскую;
не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания;
не проконтролировать и оценить сделанную работу, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя человеку право на ошибку и право на сотрудничество.
В нашей творческой мастерской Вам предложено ознакомиться с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности «Геометрическое рисование», которая разработана для учащихся с проблемами интеллектуального развития.
Цель работы: создание условий для развития эмоциональной и познавательной сфер учащихся с проблемами интеллектуального развития, лучшему усвоению геометрического материала средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Способствовать полному и точному усвоению понятий, характеризующих изобразительные средства рисования (карандаш, восковые мелки, акварель, гуашь, фломастеры, маркеры).
Познакомить с разнообразием линий для рисунка, основными формами, правилами композиционного построения рисунка, правилами построения узоров, с законами перспективы, с симметрией.
Способствовать овладению различными техниками рисования (путём прикладывания кисти, концом кисти, «поролоновым тычком», по – сырому, восковыми мелками, маркерами, клеевой кистью).
Способствовать развитию дифференцированного зрительного восприятия.
Способствовать развитию и коррекции аналитико-синтетической функции мышления через анализ, синтез, обобщение и классификацию при работе над изображаемым объектом с использованием дидактических игр и упражнений.
Способствовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений, умения сопереживать через организацию педагогической поддержки слабоуспевающим и «непринятым» в коллективе учащимся.
В 2015 - 2016 учебном году мною была разработана программа внеурочной деятельности "Геометрическое рисование". Данная программа была рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год). В этом году разрабатывается программа второго года обучения (74 часа в год, с учётом каникулярного времени).
Занятия проводятся с сентября по май 2 раза в неделю. Возраст обучающихся может быть любым, т.к. данная программа необходима для реализации в тех классах (с той группой учащихся), где существуют проблемы с изучением формы, цвета и геометрических фигур (линий). Продолжительность занятий – 40 минут.
Программа включает в себя пояснительную записку, ожидаемые результаты, оценочные материалы, календарный учебный график, учебно – тематический план, содержание работы, календарно – тематическое планирование, материально – технические условия, список рекомендованной литературы для педагогов, детей и родителей, приложения.
Сегодня мы с Вами превратимся в детей и немного позанимаемся в объединении «Геометрическое рисование».
Тема нашего занятия – рисование Зайчика с использованием различных техник.
Прежде чем приступить к рисованию откройте конверт. Что вы видите? (геометрические фигуры разного цвета и разного размера). Выберите те геометрические фигуры, которые Вам понадобятся для рисования.
Итак, голова – это … (круг). Большой или маленький? (маленький). Туловище – это … (овал). Какого размера нужен овал? (большой). Хвост – это … (круг). Какой круг – большой или маленький? (маленький). Лапы – это … (овалы). Какого размера? Уши – это … (овалы). Какого размера нужны овалы – маленькие короткие или большие узкие? (большие и узкие).
Теперь, используя эти фигуры, можно поиграть и собрать из них нашего Зайчика.
Игра с геометрическими фигурамиdata/files/b1486493786.png (367x320)
Таким образом, Вы сами для себя составили технологическую карту рисунка.
Перенесите рисунок на бумагу. Слабоуспевающие ребята обводят шаблоны, а остальные рисуют самостоятельно (туловище – большой овал, голова – большой круг, хвост – маленький круг, лапы – маленькие овалы и уши – длинные овалы).
Чтобы передать в рисунке мех, необходимо использовать клеевую кисть или поролон. Из поролона необходимо сделать «тычок» (можно купить в художественном магазине, но проще и дешевле сделать самостоятельно).
Для раскрашивания рисунка потребуется палитра (или простой лист бумаги). Первые прикосновения клеевой кистью или «поролоновым тычком» необходимо произвести на палитре, чтобы убрать лишнюю воду, затем заполняете рисунок, соблюдая геометрическую форму каждой детали Зайчика (от краёв к центру) – это способствует приданию объёма, изображаемого объекта.
В конце работы тонкой кистью или фломастером прорисовываются мелкие детали (глаз и нос, усы).
В виде творческого задания предлагается закончить картину, т.е. дорисовать то место, где находится Зайчик (на полянке, в лесу под кустом или под пнём).