Образовательная адаптированная программа объединения «Творческая мастерская» (7–15)
Образовательная адаптированная программа объединения
Разработчик: Осипова М.В. педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в объединении «Творческая мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бросовым материалом, соленым тестом, освоили новые техники - пейп- арт, стим-панк, плетение из газет, декупаж. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа объединения «Творческая мастерская» рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Прогнозируемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, бросовым материалом, соленым тестом, освоят новые техники - пейп- арт, стим-панк, плетение из газет, декупаж .
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о чувашских народных промыслах.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение программы
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый,гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, шнуры, бисер, бусины;
различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера
инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.
Ленты, ткань, нитки, иголки, пинцет, клеевой пистолет,свеча.
Газеты, журналы, салфетки, картон.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Управление программой. Контроль и результативность.
Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.
№ |
Содержание программы |
Количество часов |
Дата проведения |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
План |
Фактически |
||
1 |
Вводное. Содержание и задачи курса. |
2 |
2 |
15.09.16 |
||
2 |
Сбор и заготовка природного материала. |
2 |
2 |
19.09.16 |
||
3 |
Техника «Стимпанк» Организационное занятие. Знакомство с техникой «стимпанк» (хламдекор). 3.1 Технология изготовления карандашницы. 3.2 Технология декорирования стеклянного сосуда (бутылка, банка). |
16 |
2 |
14 |
22.09.16, 26.09.16, 29.09.16, 03.10.16 06.10.16, 10.10.16, 13.10.16, 17.10.16 |
|
4 |
Техника «Пейп-арт» Организационное занятие. Знакомство с техникой «пейп-арт». 4.1 Изготовление панно «Дерево счастья» 4.2 Технология декорирования стеклянной бутылки «Волшебный сосуд» 4.3 Технология изготовления шкатулки из картона «Волшебный сундучок». Декор в технике «пейп-арт». Коллективная работа. |
28 |
4 |
24 |
20.10.16, 24.10.16 27.10.16, 03.11.16 07.11.16, 10.11.16 14.11.16, 17.11.16 21.11.16, 24.11.16 28.11.16, 01.12.16, 05.12.16,08.12.16 |
|
5 |
Техника «Декупаж» 7.1Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж». Принципы работы с деревянной поверхностью. Прямой декупаж с салфеткой. 7.2 Принцип работы со стеклянной поверхностью. Обратный декупаж с салфеткой. 7.3 Понятие кракелюр. Кракле из подручных средств (яичный кракелюр, ПВА). Панно на СDдисках. 7.4 Технология изготовления вазы «Осений блюз» в технике «терра». |
42 |
4 |
38 |
12.12.16, 15.12.16, 19.12.16, 22.12.16 26.12.16, 29.12.16 09.01.17, 21.01.17 16.01.17, 19.01.17 23.01.17 26.01.17, 30.01.17 02.02.17, 06.02.17 09.02.17 13.02.17, 16.02.17, 20.02.17,27.02.17, 02.03.17 |
|
9 |
Техника «Цумами Канзаши» 9.1Знакомство с техникой «Цумами Канзаши». Разновидность форм лепестков.Основные приемы выполнения. 9.2 Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения. 9.3 Цветы из ткани. 9.4 Цветы из лент. Изготовление броши «День Победы». 9.5 Украшения. Аксессуары. 9.6 Изготовление чашки-непроливайки « Цветочный водопад». 9.7 Моя Идея |
52 |
6 |
42 |
06.03.17, 09.03.17 13.03.17, 16.03.17 20.03.17, 23.03.17, 27.03.17, 30.03.17 03.04.17,06.04.17 10.04.17, 13.04.17 17.04.17, 20.04.17 24.04.17, 27.04.17 04.05.17, 11.05.17 15.05.17, 18.05.17, 22.05.17, 25.05.17, 29.05.17, 0,1.06.17 05.06.17, 08.06.17 |
|
10 |
Итоговое занятие. Чему мы научились за год. |
2 |
2 |
15.06.17 |
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Общие сведения о кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
Практическая часть. Организация рабочего места.
Раздел 2. Сбор и заготовка природного материала.
Теоретическая часть. Беседа. Что такое природный материал? Где используется? Какой природный материал нам понадобиться? Для каких техник?
Практическая часть. Сбор и заготовка материала.
Раздел 3. Техника «Стимпанк» (хламдекор).
Теоретическая часть. Историческая справка о технике декорирования «стимпанк» (хламдекор).
Изучение изделий, выполненных в данной технике декорирования. Инструменты и материалы.
Техника бузопасного труда при работе с электроинструментами (клеевой пистолет, фен). Правила изготовления складок из салфетки на поверхности предмета. Правила работы с акриловой краской. Технология покрытия изделия лаком.
Практическая часть. Технология изготовления изделий в технике «стимпанк». Изготовление карандашницы. Декорирование стеклянной тары (бутылка).
Раздел 4. Техника «Пейп-арт»
Теоретическая часть. Историческая справка о технике декорирования «пейп – арт».
Изучение изделий, выполненных в данной технике декорирования. Инструменты, материалы приспособления. Композиция. Подготовка поверхности. Правила изготовления складок из салфетки на поверхности бутылки. Правила скручивания жгутов из салфетки. Правила рисования контура рисунка. Правила выкладывания жгутов из салфетки. Правила работы с акриловой краской. Технология покрытия изделия лаком. Техника безопасного труда при работе с ножницами и электроинструментами (клеевой пистолет, фен).
Практическая часть. Изготовление органайзера для канцелярских принадлежностей, панно «Дерево счастья». Декор предметов «Волшебный сосуд», «Волшебный сундучок».
Раздел 5. Техника «Декупаж»
Теоретическая часть. Историческая справка о технике декорирования «Декупаж».
Изучение изделий, выполненных в данной технике декорирования. Инструменты, материалы приспособления. Знакомство с ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже Композиция. Подготовка поверхности. Правила наклеивания трехслойных салфеток для декупажа. Правила выполнения мозаики из яичной скорлупы, правила выполнения состаривания изделий. Правила обработки поверхности шпатлевкой. Правила работы с акриловой краской. Технология покрытия изделия лаком. Техника безопасного труда при работе с ножницами и электроинструментами (клеевой пистолет, фен).
Практическая часть. Прямой декупаж разделочной доски с салфеткой. Обратный декупаж бутылки с салфеткой. Панно на СD диске. Декор стеклянной баночки. Изготовлени вазы «Осений блюз».
Раздел 6. Техника «Цумами Канзаши».
Теоретическая часть. Историческая справка о технике изготовления цветов «Цумами канзаши»
Изучение изделий, выполненных в данной технике. Инструменты, материалы приспособления. Техника безопасного труда при работе с ножницами, с открытым пламенем (свеча) и электроинструментами (клеевой пистолет)
Практическая часть. Изготовление цветов из ткани и лент. Изготовление украшений и аксессуаров.
Раздел 7. Итоговое занятие. Чему мы научились за год.
Теоретическая часть. Беседа «Чему мы научились за год?» .
Практическая часть. Оформление выставки работ.
Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.
Список литературы.
Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
5. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
6. 3. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.
Информационные ресурсы
Информационный сайт – Art GINDA Творческая мастерская [Электронный ресурс]: режим доступа http://art-ginda.ru/master-klass/floristicheskij-kollazh-texnika-terra-2.html
Информационный сайт – Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых [Электронный ресурс]: режим доступа http://stranamasterov.ru/node/308701
Справочный сайт - Википедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: режим доступа
http://ru/wikipedia.orq/wiki/Декоративно-прикладное искусство.
Справочный сайт – Самопознание. ру [Электронный ресурс]: режим доступа http://samopoznanie.ru/schools/prikladnoe_iskusstvo/#ixzz2LozbVKiA