План урока «Прощание с Азбукой» в 1 классе
Сценарий праздника «Прощание с Азбукой» в 1классе.
Цель: подвести итоги обучения по «Азбуке», воспитывать уважение к книге, как к источнику знаний, интерес к чтению; привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках; способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Ход праздника
Учитель: Сегодня мы пригласили родителей разделить с нами большую радость. Мы закончили изучать свой первый учебник «Азбука».
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Расскажите о своем настроении. Отвечайте вместе, дружно:
Учитель: Солнышко Дети и родители: – Ясное!
Учитель: Утро Дети и родители: – Прекрасное!
Учитель: Гостям Дети и родители: – Рады!
Учитель: Настроение Дети и родители: – Во!
Учитель: Работать Дети и родители: – Готовы!
Учитель: Начинаем наш урок – отчет.
Ученик: Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ученик: Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Ученик: Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И «спасибо» десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель: Ребята, прочитайте, что написано на доске:
Все вместе: СПАСИБО, АЗБУКА!
Учитель: Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку». В народе говорят про Азбуку: Азбука – к мудрости ступенька. Причем ступенька самая трудная и самая важная. За это время мы многое узнали, многому научились. И помогла нам в этом их первая учебная книга. Без этих знаний невозможно пойти дальше.
Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад, у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука».
Азбука… Кто знает, почему ее так назвали? (ответы детей).
Совершенно верно : сложили две первые буквы кириллицы - АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА. Это было более 400 лет тому назад.
С тех пор Азбука много раз менялась, однако именно с нее началось образование русского народа и так продолжается до сих пор. Давайте вспомним, как все начиналось у нас.
Ученики: В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуку (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам - строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим.
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
Девочка (в роли Азбуки)
Я – Азбука! Учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
(Обращается к первокласснику)
Хочешь многое узнать-
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись)
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
«Азбука» (Обращается к первокласснику)
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь-
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Девочка (с книгой Детская энциклопедия)
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнию, и гром,
Про свет, тепло и газ.
(Чтение в паре двух учеников)
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы…
Все когда- то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на Азбуку глядели.
Учитель: И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему нас научила Азбука.
Азбука познакомила нас с алфавитом.
Девочки исполняют песню «С букварем уселись куклы»
Учитель: Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу. Только вместе можно решить самые трудные задачи, например, составить пословицу, объяснить смысл.
(Части пословиц записаны на отдельных листах. Дети составляют пословицы на доске. Объясняют смысл)
Без терпенья нет ученья.
Учение — свет, а неучение — тьма
Кто много читает, тот много знает.
Красна птица пером, а человек умом.
Золото добывают из земли, а знания – из книг.
Учитель: Азбука научила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми. Такими же, как герои любимых детских писателей.
Узнайте имя детской писательницы по первым буквам названий предметов.
(Барто).
Кто сможет прочитать любое из ее стих? ( Дети читают знакомые стихи Барто)
Учитель: Девочек Азбука научила быть хорошими помощницами и хозяйками, такими как Танюша из стих. Барто «Помощница». Помощница.У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Учитель: Проверим, как вы готовы помочь маме на кухне и умеете различать фрукты и овощи. Овощ – присесть, фрукт – хлопок над головой: помидор, яблоко, кабачок, груша, лимон, свекла, ананас, баклажан, айва, перец, апельсин, лук
Учитель: А мальчиков «Азбука» учит самостоятельности. Вот (имя ребенка) даже сам удивлен переменам, которые с ним произошли за это время.
Сам.
Сам я встал сегодня рано.
Чистить зубы сам пошел.
Сам умылся из-под крана,
И расческу сам нашел.
Перед зеркалом стою –
Сам себя не узнаю.
Посмотрите на меня :
Неужели это я?
Учитель: Какие мы разные – мальчишки и девчонки. Но очень хочется верить, что все полюбили чтение.
А сейчас поиграем на внимательность. Попробуем угадать, какое слово должно стоять, когда я замолчу: Если это про вас, мальчики, значит, отвечайте «Мальчики». А девочки отвечают, когда услышат о себе «Девочки». Задание понятно?
Весной венки из одуванчиков
Плетут , конечно, только……(девочки)
Болты, шурупы, шестерёнки
Найдёшь в кармане у ……..(мальчиков)
Коньки на льду чертили стрелочки,
В хоккей с утра играли……..(мальчики)
Болтали час без передышки
В цветастых платьицах ……..(девчонки)
При всех померяться силёнкой,
Конечно, любят лишь …….(мальчишки)
Боятся темноты трусишки.
Все, как один, они ……….(девчонки)
Шёлк, кружева и в кольцах пальчики.
Выходят на прогулку …..(девочки).
Учитель: Вместе с Азбукой мы научились красиво писать. Конечно, это было не легко. Не верите? Послушайте, как с этим справилась (имя ребенка).
Мы теперь ученики,
Нам не до гуляния.
На дом задали крючки –
Первое задание.
Вот мы с мамой за столом
Дружно напеваем:
«Вниз ведём, ведём, ведём,
Плавно закругляем»
Но противные крючки
С длинными носами
У меня из-под руки
Выползают сами.
Телевизор не глядим,
Сказку не читаем,
Два часа сидим, сидим,
Плавно закругляем.
Вечер, поздно, спать идём,
Сразу засыпаем.
И во сне ведём, ведём,
Плавно закругляем!
Учитель: А (имя ребенка) лучше всех считает. Правда, пока своих котят.
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята — РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Учитель: Мы прочитали (пусть не полностью, а отрывки) художественные произведения. Давайте расскажем какие? Исправь ошибку в названии.
( на сайдах Презентации названия и иллюстрации сказок )
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Свеколка. (Репка.)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Учитель: Ну, теперь – то всем понятно, как важна первая книга в жизни любого школьника. И с этой задачей мы успешно справились.
Почтальон Печкин: - Здравствуйте, ребята! Я к вам торопился! На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев, каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете?
Учитель: О чем речь! Ребята надежные, что хочешь, отгадают!
Почтальон Печкин читает телеграммы:
1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)
2. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш. Перро.)
3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин.)
4. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К. Чуковский.)
5. Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)
Учитель: Да, всего, чему учила нас русская азбука не перечислить. Мы успешно прошли этот путь от А до Я. И все научились читать! А это так чудесно!
А что же родители? Проверим, как они выучили азбуку?
Дети называют букву, а родители - любое качество характера своего ребенка на эту букву.
Учитель: Наверное, все убедились в том, что Азбука научила нас очень многому. Давайте скажем ей спасибо.
Дети хором: За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука !
Ученик: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Учитель: Для нашей Азбуки звучит песня «Дружба с букварем»
Ученик: Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя.
Другие книги ждут, друзья!
Ученик: Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению «пятёрки».
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают у-дос - то – ве – ре – ни -я.
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Учитель: Да это так. Но прежде, чем вы навсегда попрощаетесь со своей первой учебной книгой, я хочу, чтобы каждый из вас еще раз пролистал знакомые страницы и сказал добрые слова своей азбуке.
( Дети «шепчут» слова благодарности Азбуке)
Учитель: Я тоже хочу всем ребятам сказать спасибо. Спасибо за то, что вы справились с теми заданиями, которые ставила перед вами Азбука и ее авторы. Спасибо за ваш труд и старание.
Вручение удостоверений об окончании Азбуки и художественных книг.
Азбука: Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
Учебник «Русский язык»:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Учебник «Литературное чтение»:
Вместе прочитаем мы
Много разных книг.
И каждый гордо скажет:
«Я – лучший ученик»!
Учитель: Теперь перед вами открыты двери в увлекательный мир чтения.
С каким настроением вы входите в этот мир? Выберите фразу, соответствующую вашему настроению.
Я – читатель?
Я – читатель.
Я – Читатель!
Не робейте, не грустите,
К новым знаниям идите!
Лисицкая Ирина