Урок чтения в 1 классе «Прощание с Азбукой»
ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека. Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв которые могут составить сотни тысяч слов. Итак, праздник начинается! Быстро садитесь все в поезд, и отправимся в путь с нашей Азбукой!
Сколько в русском языке звуков? (42), а букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки? (слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гл. и Согл.)
- А что вы про них знаете?
Игра «Какой звук». У детей лежат 3 карандаша (зел., крас., син.). Дети берут их в руки, учитель называет вперемежку гласные, а также твердые и мягкие согласные, а дети показывают соответствующую сигнальную карточку.
Игра «Путешествие в слово». Последняя буква одного слова является началом другого. (по цепочке)
Игра «Подскажи словечко».
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)
Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб)
В реке большая драка
Поссорились два…(рака)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф)
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам)
Игра «Сколько слогов?» На столе лежат цифры. Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
5. Игра «Кто что делает»
Я вам буду бросать мячик и называть профессию, а вы мне будете говорить, что делает человек этой профессии.
-строитель (строит дома)
-капитан (водит корабли)
-сталевар (варит сталь)
-космонавт (работает в космосе)
-учитель (учит детей)
-стоматолог (лечит зубы)
-археолог (делает раскопки)
6. Игра «Самый внимательный».
-Сено хоботом берёт толстокожий….(слон)
-Кто любит по веткам по веткам носиться? Конечно, рыжая…(белка)
-В чаще, голову задрав, воет с голоду…(волк)
-Кто в малине знает толк? Косолапый бурый…(медведь)
-Под луною песни петь сел на веточку…(соловей)
Ну что же, молодцы, я не ожидала, что вы такие внимательные. Проверю вас ещё.
-Кто из вас любит шоколад?
-кто из вас любит мармелад?
-кто любит груши?
-кто не моет уши?
-Молодцы!
7. Игра «Помогите расколдовать стихи»
1. Наша Лена (Таня) громко плачет.
2. Идёт медведь (бычок) качается.
3. Слоник (Мишка) косолапый по лесу идёт.
4. Я люблю свою овечку (лошадку)
5. Майку (зайку) бросила хозяйка.
8. Игра «Доскажите имя литературного героя»
Кот
Дед
Красная
Соловей
Кощей
Крокодил
Муха
Черепаха
Почтальон
Дядя
Баба
Доктор
А это речь о какой сказке?
1. Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто.
2. Где спрятался седьмой козлёнок?
3. Где баба взяла муку, чтобы испечь Колобок?
4. Из чего фея сделала Золушке карету? ( из тыквы)
5. Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые)
6. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орёл)
7. Где находится Кощеева смерть?
8. К кому приплывала золотая рыбка?
9. В чём должен искупаться Иван-дурак, чтобы стать Иваном-Царевичем?
10. Как звали поросят из сказки «Три поросёнка»?
11. В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусок льда?
12. Сколько было глаз у сестёр Хаврошечки?
13. .А журавль клюёт себе и клюёт, пока всё не съел. (Лиса и журавль)
14. Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой ( Маша и медведь).
15. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня. (Гуси-лебеди)
16 Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
17. Часы стали бить полночь. Она выскочила и упорхнула, потеряв туфельку. (золушка)
9. Игра «Вежливые ситуации»
Ребята, послушайте вопросы-задачи и скажите, какие ошибки допускали ребята?
1.По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему? ( извините, пожалуйста)
По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные, вежливые слова.
Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей …..? (садитесь, пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову …..(спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал…( извините, пожалуйста).
Ехали в автобусе две девочки с книжками под мышками: Наденька и Олечка. Обе первоклассницы. Смирно сидели на своих местах с табличкой «Места для детей».
Вдруг автобус остановился. Раскрылись дверцы, и вошла старушка. Бабушка ищет глазами свободное местечко. Шагнула к девочкам. А Наденька как крикнет испуганно: «Куда вы, бабушка! Прочтите, что здесь написано, это же места для детей! Вы что, неграмотная?» А Оленька вскочила, усадила бабулю на своё место и сказала: «Простите пожалуйста её, она у нас ещё не совсем грамотная». «Ничего, у неё ещё вся жизнь впереди, научится» - ответила та. Выбежали девочки из автобуса. Наденька говорит: «Ты что не умеешь читать? Тебя плохо в школе учили?»
А Оля ответила: «Нет, это тебя плохо учили. Ты даже не знаешь, что младшие всегда ……(должны уважать старших)».
По улице шли дедушка и мальчик навстречу друг другу. У дедушки в руках было пять предметов: портфель, 3 книги, большой свёрток. Одна из книг упала. «У вас книга упала!»- закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно, у вас было 3 книги, плюс портфель, плюс пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось 4».
«Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу, однако есть правила, которые ты ещё не усвоил».
О каких правилах говорил старичок?
Не зря мы «Азбуку» читали.
Мы очень многое узнали.
И вот сейчас в кругу друзей
Мы говорим «Спасибо ей!»
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
10. Вручение Удостоверений.