Урок чтения в 1 классе в формате путешествия-квеста «Прощание с Азбукой»
Слайд 2
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю в квест-путешествие по ней.
Слайд 3
– Как вы думаете на чём мы отправимся в путешествие?
(ответы предположения детей)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет...
(Корабль)
На нем мы и отправимся с вами в путешествие.
-Что с собой возьмем в путешествие?
( Карту,еду, воду, теплые вещи, фотоаппарат...)
Учитель
Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать загадки.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(книга)
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
(буквы)
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(тетрадь).
Учитель
Мы с вами на корабле, а теперь вспомните, какие бывают звуки?
(Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.)
Учитель
На доске схема слова ЯКОРЬ. Подберите нужное слово к схеме.
-Что вы можете рассказать про букву Я ?
(ответы детей)
Слайд 4
Сколько в слове слогов? (2)
На какой слог падает ударение?(1)
Сколько в слове букв? (5)
Сколько в слове звуков? (5)
Что вы можете рассказать про букву Ь ?
Учитель
Молодцы ,ребята! Мы с вами на корабле .
Ой, что это ? ( на доске буквы вразброс)
- Дул ветер и буквы разлетелись соберите слово и мы отправимся в путь.
Слайд 5
АЗБУКА
Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс.
(АЗБУКА)
Капитан(кто назвал отгадку первый, тот капитан)
Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.
Учитель
Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?
Слайд6
Дети
Это-Пират.
(Пират слайд или картинка героя, можно задействовать ученика 4 класса)
Зачем вы тут собрались?
Дети
Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!
Учитель
Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.
Ученик 1.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ученик 2.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Учитель
Пират пропускает вас
Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, оправляйтесь путешествовать!
-А кто из вас знает как называется
Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.
Слайд 7
Учитель
Слайд 8
Сколько слогов в этом слове?(3)
Какой слог ударный?(2)
Определите, сколько букв и звуков в этом слове?
(Пять букв, шесть звуков)
Почему звуков больше, чем букв?
(Буква ю обозначает два звука [й] и [у])
Какие еще буквы и когда обозначают два звука?
(Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков)
Слайд 9
Проверим ваши ответы.
Учитель
Слайд 10
Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом месте?
(Буква А)
Учитель
А какая на последнем?
(Буква Я)
Учитель
- Сколько, ребята, у нас букв?
Песня 33 родных сестрицы
( во время исполнения песни дети показывают карточки с буквами )
Ученик 3.
В Азбуке живёт семья
Буквы все от А до Я
Две команды у них есть
Кажется они уж здесь
Ученик 4.
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(Выходят «гласные» встают парами (а-я, о-ё, е-э, у-ю, ы-и)
Учитель
Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!
Не получается!? А почему?
Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.
(Выходят «согласные»)
Ученик 5.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Встаньте парами .друзья
Посмотрю на вас всех я
(согласные встают парами)
Ученик6
Буквы Й,Н,Л,М,Р
Подают нам всем пример
Хоть живут они без пары
Мы всегда их видеть рады.
Ученик 7
Ц,Ч,Х и буква Щ
Уважаемы всегда
Говорят они глухие ,
Но беды ведь в этом нет
И в словах таких красивых
Шлют они нам свой привет
Ведущий:
Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки.
Твёрдый знак и мягкий знак ,
Нам без вас нельзя никак.
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак:
Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове « льёт»
И в слове «дождь».
Ведущий:
Вот такие наши буквы-
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый , каждый ученик.(все вместе)
(Буквы перестраиваются под музыку и образуют слова : ХЛЕБ, МИР, ЦИРК, ЙОГ, ЧУДЕСА
Учитель объявляет БЛИЦ_ОПРОС
-Как называется сильная буря на море? (шторм)
-Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку? Сказка С.Я. Маршака (щука)
-Как называется команда корабля? (экипаж)
-Как называется повар на корабле? (кок)
-Как называют на корабле молодого матроса? (юнга)
-Где пираты хранят сокровища? (в сундуке)
-С помощью какого прибора определяют стороны света? (компас)
-В море кругом вода, а пить её беда. Почему? (она солённая)
-Какой сигнал подают, если корабль попал в беду? (сос)
Учитель
Получен сигнал СОС!
Слайд11
Ярко светит солнце. Корабль плывёт по волнам. У штурвала стоит капитан. Вдруг налетела туча. Поднялся сильный ветер. Идёт шторм.
Учитель
Прочитайте текст. Сколько предложений в тексте?
Давайте проверим как вы справились с заданием.
Слайд 12
Ярко светит соЛнце. КОрабль плывёт по вОлнам. У штурвала стОит капитан. Вдруг налЕтела тучА. Поднялся сильный ветер. Идёт шторм
Найдите в тексте слова ,которые нужно внимательно писать ,чтобы не допустить ошибку. Объясните их.
Дети находят изученные орфограммы.
Капитан
Молодцы! Спасибо за помощь! Отдохнём!
Внимание! Сказочная викторина!
Учитель
. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.
Слайд 13
-Сначала назовите к каким сказкам эти иллюстрации?
«Сказочная викторина»
За кого вышла замуж Дюймовочка? (за крота)
Куда нельзя было садиться медведю?( на пенёк)
Как звали собаку Мальвины? (Артемон)
Кто был по профессии папа Карло? ( шарманщик)
Кто разрушил Теремок? (медведь)
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.
Ученик 8
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик 9
Слайд 14
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Все ученики хором: Спасибо, тебе, Азбука!
Слайд 15
Ученик 10.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Слайд 16
Вам моё почтение.
Я –литературное чтение!
-Здравствуй, Литературное чтение.
Учитель
Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдаю удостоверения.
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
(выдача удостоверений) фото на память
В сценарии использованы фрагменты:
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/11/07/stsenariy-prazdnika-proshchanie-s-azbukoy-s
2. Внеклассные мероприятия 1 класс авторы-составители : О.Е Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И. Цыбина, Е.Л. Резенова ВАКО 2006 ( Мозайка детского отдыха)
Лисицкая Ирина
Федюнина Ольга
Лисицкая Ирина