План урока русского языка в 7 классе «Наречие»
План урока русского языка в 7 (общеобразовательном) классе
Тема урока: Какие слова называются наречиями? (прогр. под ред. М.М. Разумовской)
Первый урок по теме «Наречие»; очередной урок в системе уроков с использованием НРК.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: мастерская.
Современная образовательная технология: педагогические мастерские.
Целевые ориентации: ознакомить и предоставить обучающимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; научить детей мыслить творчески.
Ведущая компетенция: лингвистическая.
Приоритетный вид речевой деятельности: говорение.
Вид деятельности обучающихся: групповая деятельность, проблемно-поисковая деятельность.
Вид деятельности учителя: обучающая деятельность, социализации, культурологическая.
Цели урока: 1) дать понятие о наречии как о части речи;
2) формирование умения узнавать наречие, доказывать свое мнение; 3) закрепление навыка определять синтаксическую роль наречия.
Оборудование: учебник, карточки-задания, шаблоны, дидактический материал по теме, мультимедийный проектор.
Класс предварительно разделен на 4 группы по 6 – 7 человек (с учетом личных симпатий обучающихся).
| Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Фаза индукции | 1. Работа с эпиграфом. Люблю я заполярный край… (В. Семенов) | - Выразите свои чувства к нашей «малой» родине. | Работа в группах. Защита. |
Работа с материалом | 2. Самоконструкция | - Запишите слово «наречие». Какие звуковые ассоциации возникают у вас? Запишите их на листочках. - Передайте свои листочки в группе по часовой стрелке, прочитайте слова других, допишите себе понравившиеся. - Какое слово-ассоциация возникло раньше других слов? | Анализ материала, выдвижение идей, гипотез. |
| 3. Работа с карточкой №1 | -Предложения записать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Подчеркнуть грамматические основы. | Работа в группах. |
| 4. Работа с карточкой №2 | Задания: 1. Вспомните, что такое монолог. 2. Прочитайте текст. 3. Письменно ответьте на вопрос. | |
Социализация | | | Группы зачитывают по очереди свой вопрос вслух, отвечают на него. Когда отвечает одна группа, другие фиксируют на шаблонах главное из ответа выступающих с помощью знаков, символов, рисунков и т.д. |
Работа с материалом | 5. Группы получают карточки с примерами словосочетаний (карточка №3) | - Запишите новые сведения о наречии. Дополните шаблон. - Сравните свое определение с определением, данным в учебнике (с.52 – 53). Что нового узнали? | |
Социализация | | | Защита шаблона. Афиширование. Обучающиеся дают определение наречия. |
Работа с материалом | 6. Работа с карточкой №1 | - Найдите в предложениях наречия. - Как вы их нашли? - Подчеркните наречия как член предложения. Какую синтаксическую роль выполняет наречие? - Выпишите из предложений словосочетания с наречием. | Работа в группах. |
Социализация | | - Познакомьте класс с результатами своей работы. | |
Работа с материалом | 7. Работа с иллюстративным материалом (карточка №4) | Демонстрация фотографии (сб. «Литература Кольского края», с.96 – 97) с помощью мультимедийного проектора. Выразительное чтение отрывка из очерка М.Горького «На краю земли». - Можно ли с помощью фотографии проиллюстрировать данный текст? - Выполните задания, указанные в карточке №4. - Что нового о природе Кольского края вы узнали, работая с этим текстом? | |
Социализация | | - Познакомьте класс с результатами своей работы. | |
Работа с материалом | | - Как вы думаете, почему в конце урока русского языка прозвучал вопрос о Кольском крае? Обсудите ответ на вопрос в группе. Чтение отрывка из стихотворения В.Семенова «Люблю я Заполярный край…» | Работа в группах. |
Социализация | | | Обучающиеся говорят о любви к «малой» родине, о своеобразии и красоте Заполярья. |
| 8. Подведение итогов урока (заключительное слово учителя) | - Надеюсь, что наш урок не только обогатил вас знаниями о наречии, но и расширил представление о природе Заполярного края, помог понять свое отношение к суровой красоте нашей Кольской земли. | |
| 9. Домашнее задание | 1. Творческое задание: найти или составить текст (6 – 7 предложений) на тему «Природа нашего края» с использованием наречий. 2. Перспективное задание к уроку обобщения и систематизации знаний по теме «Наречие»: оформление слайдов для презентации (по выбору обучающихся). | |
Рефлексия | | | Эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей деятельности. |
Приложения
Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка», где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохраняется в корне реч-, входящем в слово «наречие». И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что должно быть при глаголе («приглаголие») или «накладываться» на глагол (наречие).
Карточка №1
1гр. Река (з,с)десь резко прел..мляется и неожиданно образует гиган..скую ступень. – Река (з,с)десь прел..мляется, образуя гиган..скую ступень. (В. Смирнов)
2гр. Луна прол..вает в море свой (не)ясный свет и отр..жает его красной полосой. (И. Сизов) – Луна тихо прол..вает в море свой (не)ясный свет и изысканно отр..жает его красной полосой.
3гр. В апреле весна (з, с)жигает снег и нап..лняет д..рев..я живительной силой земли. (М. Волгарев) – В апреле весна стремительно (з, с)жигает снег и щедро нап..лняет д..рев..я живительной силой земли.
4гр. А р..ка звенела и журчала, (в,ф)питывая талые снега. (О. Воронова) – А р..ка весело звенела и радостно журчала, без устали (в,ф)питывая талые снега.
Карточка №2
Монолог Наречия.
Я – самостоятельная часть речи. Я еще совсем молодо, но происхожу из древнего знатного рода. Прилагательное неразлучно с Существительным, а я, как могу, помогаю Глаголу: обозначаю его признак. Примыкая к нему, поясняю, уточняю его (как? где? когда? почему? зачем?), придаю ему четкость. Хотя я родилось позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Деловые отношения я поддерживаю и с Глаголом, и с Прилагательным, и с Причастием, и с Деепричастием. В своих привязанностях я неизменяемое и постоянное. Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверено в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством.
1гр. Каково грамматическое значение наречия?
2гр. На какие вопросы отвечает наречие? Каким членом предложения обычно является?
3гр. К словам какой части речи чаще всего относятся наречия?
4гр. Какими морфологическими признаками обладает наречие?
Карточка №3
Рубаха навыпуск, плов по-узбекски, встреча наедине, чтение скороговоркой, дом напротив.
Есть случаи, когда наречие относится к существительному. В этих случаях наречие выступает в роли определения.
Карточка №4.
1гр. Восстановите текст, поставив на месте точек подходящие по смыслу наречия.
Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот … (своеобразно) красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла … (невероятно) огромное пространство земли камнями… Совершенно … (ясно) представляешь себе, как … (напористо) двигался ледник, … (без) устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, … (ловко) вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых … (затем) образуются озера, … (мастерски) округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).
2гр. Найдите в тексте все наречия, подчеркните их как члены предложения.
Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот своеобразно красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла невероятно огромное пространство земли камнями… Совершенно ясно представляешь себе, как напористо двигался ледник, без устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, ловко вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых затем образуются озера, мастерски округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).
3гр. Выпишите слова, с помощью которых автор называет признак действия или признак другого признака.
Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот своеобразно красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла невероятно огромное пространство земли камнями… Совершенно ясно представляешь себе, как напористо двигался ледник, без устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, ловко вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых затем образуются озера, мастерски округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).
4гр. Выпишите словосочетания с наречиями, которые можно использовать для описания фотографии.
Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот своеобразно красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла невероятно огромное пространство земли камнями… Совершенно ясно представляешь себе, как напористо двигался ледник, без устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, ловко вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых затем образуются озера, мастерски округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).
Список используемой литературы
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990.
Краеведение на уроках русского языка: Дидактический материал для 5 – 9 кл. школ Мурманской обл. Пособие для учителей. – Мурманск, 1993.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Москва – Воронеж, 1998.
Литература Кольской земли: Хрестоматия для 9 – 11 кл. общеобразовательных учреждений: В 2ч./ Под ред. Л.Т.Пантелеевой. – Мурманск: МОИПКРО, 2004.
Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений./ Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Просвещение, 2001.
Сборник нормативных документов. Русский язык./ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2004.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005.
Уроки по лингвистическому краеведению: Учебно-методическое пособие для учителей-словесников – слушателей системы повышения квалификации./ Авт.-сост. Л.А.Коренева. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2005.
Интернет-ресурсы:
http://lingvist.ucoz.ru/forum/5–29–1
www.school4–golovko.narod.ru>kopilka/Narecgie_7_kl.doc