12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса100

План урока русского языка в 7 (общеобразовательном) классе

Тема урока: Какие слова называются наречиями? (прогр. под ред. М.М. Разумовской)

Первый урок по теме «Наречие»; очередной урок в системе уроков с использованием НРК.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: мастерская.

Современная образовательная технология: педагогические мастерские.

Целевые ориентации: ознакомить и предоставить обучающимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; научить детей мыслить творчески.

Ведущая компетенция: лингвистическая.

Приоритетный вид речевой деятельности: говорение.

Вид деятельности обучающихся: групповая деятельность, проблемно-поисковая деятельность.

Вид деятельности учителя: обучающая деятельность, социализации, культурологическая.

Цели урока: 1) дать понятие о наречии как о части речи;

2) формирование умения узнавать наречие, доказывать свое мнение; 3) закрепление навыка определять синтаксическую роль наречия.

Оборудование: учебник, карточки-задания, шаблоны, дидактический материал по теме, мультимедийный проектор.

Класс предварительно разделен на 4 группы по 6 – 7 человек (с учетом личных симпатий обучающихся).


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Фаза индукции

1. Работа с эпиграфом. Люблю я заполярный край… (В. Семенов)

- Выразите свои чувства к нашей «малой» родине.

Работа в группах. Защита.

Работа с материалом

2. Самоконструкция

- Запишите слово «наречие». Какие звуковые ассоциации возникают у вас? Запишите их на листочках.

- Передайте свои листочки в группе по часовой стрелке, прочитайте слова других, допишите себе понравившиеся.

- Какое слово-ассоциация возникло раньше других слов?

Анализ материала, выдвижение идей, гипотез.


3. Работа с карточкой №1

-Предложения записать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Подчеркнуть грамматические основы.

Работа в группах.

4. Работа с карточкой №2

Задания:

1. Вспомните, что такое монолог.

2. Прочитайте текст.

3. Письменно ответьте на вопрос.


Социализация



Группы зачитывают по очереди свой вопрос вслух, отвечают на него. Когда отвечает одна группа, другие фиксируют на шаблонах главное из ответа выступающих с помощью знаков, символов, рисунков и т.д.

Работа с материалом

5. Группы получают карточки с примерами словосочетаний (карточка №3)

- Запишите новые сведения о наречии. Дополните шаблон.

- Сравните свое определение с определением, данным в учебнике (с.52 – 53). Что нового узнали?






Социализация



Защита шаблона. Афиширование. Обучающиеся дают определение наречия.

Работа с материалом

6. Работа с карточкой №1

- Найдите в предложениях наречия.

- Как вы их нашли?

- Подчеркните наречия как член предложения. Какую синтаксическую роль выполняет наречие?

- Выпишите из предложений словосочетания с наречием.

Работа в группах.

Социализация


- Познакомьте класс с результатами своей работы.


Работа с материалом

7. Работа с иллюстративным материалом (карточка №4)

Демонстрация фотографии (сб. «Литература Кольского края», с.96 – 97) с помощью мультимедийного проектора. Выразительное чтение отрывка из очерка М.Горького «На краю земли».

- Можно ли с помощью фотографии проиллюстрировать данный текст?

- Выполните задания, указанные в карточке №4.

- Что нового о природе Кольского края вы узнали, работая с этим текстом?


Социализация


- Познакомьте класс с результатами своей работы.


Работа с материалом


- Как вы думаете, почему в конце урока русского языка прозвучал вопрос о Кольском крае? Обсудите ответ на вопрос в группе.

Чтение отрывка из стихотворения В.Семенова «Люблю я Заполярный край…»

Работа в группах.

Социализация



Обучающиеся говорят о любви к «малой» родине, о своеобразии и красоте Заполярья.


8. Подведение итогов урока (заключительное слово учителя)

- Надеюсь, что наш урок не только обогатил вас знаниями о наречии, но и расширил представление о природе Заполярного края, помог понять свое отношение к суровой красоте нашей Кольской земли.



9. Домашнее задание

1. Творческое задание: найти или составить текст (6 – 7 предложений) на тему «Природа нашего края» с использованием наречий.

2. Перспективное задание к уроку обобщения и систематизации знаний по теме «Наречие»: оформление слайдов для презентации (по выбору обучающихся).


Рефлексия



Эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей деятельности.





​​​​​​​ Приложения

Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка», где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохраняется в корне реч-, входящем в слово «наречие». И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что должно быть при глаголе («приглаголие») или «накладываться» на глагол (наречие).


Карточка №1

1гр. Река (з,с)десь резко прел..мляется и неожиданно образует гиган..скую ступень. – Река (з,с)десь прел..мляется, образуя гиган..скую ступень. (В. Смирнов)

2гр. Луна прол..вает в море свой (не)ясный свет и отр..жает его красной полосой. (И. Сизов) – Луна тихо прол..вает в море свой (не)ясный свет и изысканно отр..жает его красной полосой.

3гр. В апреле весна (з, с)жигает снег и нап..лняет д..рев..я живительной силой земли. (М. Волгарев) – В апреле весна стремительно (з, с)жигает снег и щедро нап..лняет д..рев..я живительной силой земли.

4гр. А р..ка звенела и журчала, (в,ф)питывая талые снега. (О. Воронова) – А р..ка весело звенела и радостно журчала, без устали (в,ф)питывая талые снега.


Карточка №2

Монолог Наречия.

Я – самостоятельная часть речи. Я еще совсем молодо, но происхожу из древнего знатного рода. Прилагательное неразлучно с Существительным, а я, как могу, помогаю Глаголу: обозначаю его признак. Примыкая к нему, поясняю, уточняю его (как? где? когда? почему? зачем?), придаю ему четкость. Хотя я родилось позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Деловые отношения я поддерживаю и с Глаголом, и с Прилагательным, и с Причастием, и с Деепричастием. В своих привязанностях я неизменяемое и постоянное. Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверено в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством.

1гр. Каково грамматическое значение наречия?

2гр. На какие вопросы отвечает наречие? Каким членом предложения обычно является?

3гр. К словам какой части речи чаще всего относятся наречия?

4гр. Какими морфологическими признаками обладает наречие?


Карточка №3

Рубаха навыпуск, плов по-узбекски, встреча наедине, чтение скороговоркой, дом напротив.t1624371251ac.gif

Есть случаи, когда наречие относится к существительному. В этих случаях наречие выступает в роли определения.


Карточка №4.

1гр. Восстановите текст, поставив на месте точек подходящие по смыслу наречия.

Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот … (своеобразно) красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла … (невероятно) огромное пространство земли камнями… Совершенно … (ясно) представляешь себе, как … (напористо) двигался ледник, … (без) устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, … (ловко) вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых … (затем) образуются озера, … (мастерски) округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).


2гр. Найдите в тексте все наречия, подчеркните их как члены предложения.

Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот своеобразно красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла невероятно огромное пространство земли камнями… Совершенно ясно представляешь себе, как напористо двигался ледник, без устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, ловко вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых затем образуются озера, мастерски округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).


3гр. Выпишите слова, с помощью которых автор называет признак действия или признак другого признака.

Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот своеобразно красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла невероятно огромное пространство земли камнями… Совершенно ясно представляешь себе, как напористо двигался ледник, без устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, ловко вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых затем образуются озера, мастерски округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).


4гр. Выпишите словосочетания с наречиями, которые можно использовать для описания фотографии.

Ни Кавказ, ни Альпы – я уверен – никакая иная горная цепь не дает и не может дать такой картины довременного хаоса, какую дает этот своеобразно красивый и суровый край. Тут получаешь такое впечатление: природа хотела что-то сделать, но только засеяла невероятно огромное пространство земли камнями… Совершенно ясно представляешь себе, как напористо двигался ледник, без устали дробя и размалывая в песок рыхлые породы, ловко вырывая в породах более твердых огромные котловины, в которых затем образуются озера, мастерски округляя гранит в «бараньи лбы», шлифуя его, создавая наносы валунов, основу легенд о «каменном дожде». (По М. Горькому).





Список используемой литературы

Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990.

Краеведение на уроках русского языка: Дидактический материал для 5 – 9 кл. школ Мурманской обл. Пособие для учителей. – Мурманск, 1993.

Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Москва – Воронеж, 1998.

Литература Кольской земли: Хрестоматия для 9 – 11 кл. общеобразовательных учреждений: В 2ч./ Под ред. Л.Т.Пантелеевой. – Мурманск: МОИПКРО, 2004.

Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений./ Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Просвещение, 2001.

Сборник нормативных документов. Русский язык./ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2004.

Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005.

Уроки по лингвистическому краеведению: Учебно-методическое пособие для учителей-словесников – слушателей системы повышения квалификации./ Авт.-сост. Л.А.Коренева. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2005.

Интернет-ресурсы:

http://lingvist.ucoz.ru/forum/5–29–1

www.school4–golovko.narod.ru>kopilka/Narecgie_7_kl.doc



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.