Методические рекомендации «Планирование урока с использованием ИКТ»
Планирование урока с использованием ИКТ
В наше время у учащихся наблюдается слабая мотивация к обучению. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этому достаточно много: перегруженность школьных программ, оторванность исследуемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Поэтому учитель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес детей к обучению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет окунуться в яркий красочный мир. Прежде чем приступить к работе, учитель должен для себя выяснить: какие программные средства целесообразно использовать при выполнении компьютерных заданий, какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся, какие типы уроков целесообразно делать компьютерными, как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок.
Какова роль учителя в такой учебной среде? Во-первых, вместо когнитивной функции учителя в традиционном обучении возникает задача управления учебным процессом, консультирования учащегося на всех этапах учебной программы, контроля качества его знаний. Во-вторых, задача воспитания. Образование – это сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств. «Живое» общение в процессе воспитания личности является основой существования человеческого общества. Рассмотрим основные функции педагога в применении информационно-коммуникационных технологий в образовании. Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий, как и всех отраслей мировой экономики, ставит перед педагогами новые задачи.
Обеспечение этой отрасли зрелыми квалифицированными кадрами является требованием времени, а применение информационных технологий в обучении требует от педагога знать следующее:
- получение знаний из информационного потока и творческий подход к использованию полученной информации;
- информационные и творческие процессы в науке и культуре;
- информацию о проблемах развития общества;
- информационные системы и методы использования искусственного интеллекта;
- технические средства информации и телекоммуникационные средства; - знание и использование информационной системы учебных материалов;
- универсальные и проблемно-дистанционные информационные технологии, представляющие собой программные средства реализации;
- основы моделирования информации;
- система автоматизации обучения и управления;
- использование глобальной компьютерной сети Интернет;
- применение пакетов прикладных программ в процессе обучения;
- составление тестовых вопросов, проведение контрольных работ и экзаменов для проверки знаний учащихся;
- список источников для углубленного изучения материала;
- организация вебинаров, телеконференций, семинаров, тренингов по определённым темам;
- дать рекомендации по анализу и совершенствованию результатов обучения. Стоит отметить, что электронные образовательные ресурсы служат средством повышения возможностей педагогов, но естественно, что они не могут заменить педагога как воспитателя, педагог, являющийся управляющим процессом обучения, на определенной основе направляет и воспитывает учеников, для достижения цели образования учащихся. Совместная деятельность и общение происходят в условиях социального контроля, что позволяет контролировать не только учащихся, но и учителя. Использование компьютера в процессе обучения изменяет традиционное обучение. При этом учитель возлагает часть своих обязанностей на компьютер, однако сохраняет за собой управленческую роль. Он также определяет типы «обратной связи». То есть, на компьютере отображаются результат работы учащихся и на этой основе осуществляется контроль знаний учащихся. По мере совершенствования технологий роль учителя становится все более управляемой в процессе обучения. Но эта ситуация никак не уменьшает место учителя в образовании и не оставляет его в стороне. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения кардинально меняет обязанности учителя. В традиционном образовании функция учителя заключается в информировании (объяснении предмета, повторении, укреплении и т.д.), то при применении информационно-коммуникационных технологий часть этих функций выполняет компьютер и основной задачей учителя становиться управление познавательной деятельностью учащихся, планирование и контроль учебного процесса. В образовании есть особенности использования уроков, организованных с помощью информационно-коммуникационных технологий. Учебно-воспитательные аспекты таких уроков состоят в следующем:
- учитель учитывает не объем и правильность знаний ученика, а степень осознанности;
- проверить уровень знаний и способности практиковать знания на данный момент;
- обзор ответов учащегося с указанием его плюсов и минусов.
Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока. При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами. При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты. При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
Планирование урока с использованием ИКТ делится на четыре этапа. Первый это концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения. Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. Так, она может быть названа: дефицитом источников учебного материала; возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов; (звукового приложения к уроку), необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; (использование электронной игры для повторения основных событий и дат, использование презентации), необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой, созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (проектная деятельность, игровые, соревновательные формы обучения и т.д.); необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
На технологическом этапе выбирается форма урока (урок презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса. Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства).
Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель - ученик – ИКТ - учебный материал) и их функциональные взаимосвязи. На данном этапе проводится детализация функций, возложенных на ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия ученика с электронным и учебным ресурсом. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, продолжительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и др.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний используют разного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут быть в виде заданий и нескольких ответов, из которых нужно выбрать правильный. Они могут быть представлены в виде рисунков, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами разнообразны: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг качества знаний.
В результате ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть: как ученик ответил, и каким должен быть ответ. Если у ученика возникли трудности с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся 10-11 классов к ЕГЭ.
Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:
А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.
Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.
В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами.
Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.
Литература
Иванова Е.О.Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
Чканикова А. Использование ИКТ на уроках. [Электронный ресурс]
URL: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/ (дата обращения: 25.03.2023)