Планирование уроков литературы в 6 классе по УМК В.Я. Коровиной

4
0
Материал опубликован 14 December 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И.Тютчева» г. Брянска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Малининой Н.В.

По литературе

в 6 классе

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

В Учебном плане МОУ «СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И.Тютчева г.Брянска» на изучение предмета «Литература» в 6 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина, - М.: Просвещение, 2008 и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.)

Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков.

Программа курса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни)

Ведущая проблема данного курса - художественное произведение и автор, характеры героев.

Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь, тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В программе соблюдена системная на­правленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест­ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения из сферы классного звучания в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место предмета в базисном учебном плане

В Учебном плане МОУ «СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И.Тютчева г.Брянска» на изучение предмета «Литература» в 6 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературы на этапе среднего общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


 


 

В примерном поурочном планировании курс рассчитан на 2 часа в неделю.

Тематическое планирование

( 2 ч в неделю, всего – 70 ч; )

I.Введение (1ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

II.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч, из них 1 р.р)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

III. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 2ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представле­ний).

IV. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА ( 3 ч)

Русские басни

И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

V. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (31 ч, из них 2 к.р, 3 р.р)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невеже­ственного судьи, глухого к произведениям истинного ис­кусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно­поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Моти­вы единства красоты человека и красоты природы, красо­ты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хо­рей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Пе­редача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотво­рениях о родной природе. Художественные средства, пере­дающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

VI. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч, из них 1 к.р., 3 р.р)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному' герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ах­матова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состо­янием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшин­ских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Че­ловеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России (обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические обра­зы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и националь­ное в литературе разных народов.

VII. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МИФЫ НАРОДОВ МИРА ( 10 ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народ­ному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой лите­ратуры. (Для внеклассного чтения).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

Календарный план в 6 классе

п/п

Название темы

Количество часов

Контрольная работа

Дата

1

Введение

1

 

 

2

Устное народное творчество

3

   

3

Из древнерусской литературы

2

   

4

Из русской литературы 18 века

3

   

5

Из русской литературы 19 века

31

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета и Некрасова

 

6

Из русской литературы 20 века

20

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века

 

7

Из зарубежной литературы

10

   
 

Всего

170

3

 

Примерное поурочное планирование

2 ч в неделю, всего – 70 ч;

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Оценка уровня литературной подготовки школьников 6 класса

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух худо­жественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием ху­дожественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, ха­рактеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звуко­запись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.

Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему не­большого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из ге­роев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спек­такль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поуче­ния, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, сти­хотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса лите­ратуры, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики должны:

чтение и восприятие:

прочитать художественные произведения, пред­назначенные для чтения и текстуального изучения,

воспроизвести их конкретное содержание,

- дать оценку героям и событиям; чтение» истолкование и оценка:

анализировать и оценивать произведение как худо­жественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), ос­новные герои; особенности композиции и сюжета, значе­ние важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать пони­мание связи изученного произведения со временем его на­писания;

объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность:

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных про­изведений;

давать устный и письменный развернутый (аргу­ментированный) ответ о произведении;

писать сочинения по изученному произведению, о его ге­роях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном про­изведении с мотивировкой собственного отношения к ге­роям и событиям;

выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

- обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предла­гаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толко­вания содержания произведения, так и вариативность сло­весного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в об­ласти литературного образования являются:

начитанность учащихся в области художественной литера­туры (разносторонность, систематичность, на­правленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведе­ния, обоснованность и самостоятельность оценки);

уровень овладения знаниями по литературе (умение при­менять важнейшие из них к анализу и оценке художест­венных произведений);

качество речевых умений и навыков, формируемых в про­цессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказы­ваний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характери­зуют основные планируемые результаты обучения литературе.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различ­ные по содержательной направленности, полноте охвата литера­турного материала и характеру оценки результатов:

работы, проверяющие знакомство школьников с произве­дениями, входящими в круг обязательного чтения (начи­танность);

работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;

работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Назначение работ — оценить достижение учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе.

Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку пред­ставляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через опреде­ленный промежуток времени.

 

УМК

Тема

Кол

час

Дата

Коррекция

Причина

коррекции

1

1,2

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.

1

     

 

2

 

3

 

4

 

1,2

 

1,2

 

1,2

Устное народное творчество

В/ч УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

УНТ. Пословицы и поговорки, их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора

Р/р Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

 

1

 

1

 

1

     

 

5-6

 

1,2

Древнерусская литература

Русские летописи.«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях

 

2

     

 

7

 

8

 

 

9

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

Русская литература 18 века

Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства

И.А. Крылов. О баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика неумелого хвастуна

И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства

 

1

 

1

 

 

1

     

 

10

11

 

12

 

13

 

 

14

 

15

 

16

 

 

17

18

 

19-20

 

21

 

22

23

 

24

 

25

 

26

 

 

27

 

28

 

29

 

 

30

 

31

 

32

 

 

33

 

34

 

35

 

36

 

 

37

 

38

39

40

 

1,2

1,2

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

 

2

 

2

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

 

 

2

1,2

Русская литература 19 века

А.С. Пушкин О поэте. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Узник»

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «Пущину»

Тема и поэтическая идея в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»

А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы и случая в композиции произведения

А.С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова

А.С. Пушкин «Дубровский». Протест В. Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

А.С. Пушкин «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям

Р/р Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

К Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

М.Ю. Лермонтов Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи»

Антитеза как основной прием в стихотворениях Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком…»

Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении Лермонтова «Три пальмы». Двусложные и трехсложные размеры стиха

В/ч Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

И.С. Тургенев О писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания

Роль картин природы в рассказе Тургенева «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения характеров

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева

Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения

А.А. Фет. Слово о поэте. Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Фет. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви в стихотворениях Фета

Р/р Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. Тютчева и А. Фета

Н.А. Некрасов Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

В/ч Н.А. Некрасов «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова

К Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета и Некрасова

Н.С. Лесков «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм человека из народа. Изображение представителей царской власти

Р/р Особенности языка повести Лескова. Подготовка к домашнему сочинению

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе

В/ч Юмористические рассказы Чехова

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (Я. Полонский, Е. Баратынский, А.К. Толстой)

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

1

1

     

 

41

 

42

 

43

 

 

44

45

 

46

 

 

47

 

48

49

 

 

50

 

 

51

 

52

 

53

 

54

 

55

 

56

 

57

 

58

 

59

 

60

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

 

1,2

1,2

 

1,2

 

 

1,2

 

2

1,2

 

 

1,2

 

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

Русская литература 20 века

В/ч А.С. Грин. О писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни

А.П. Платонов Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас

М.М. Пришвин Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Образ природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»

Р/р Сочинение «Человек и природа» в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне (К. Симонов, Д. Самойлов)

В/ч А.А. Лиханов «Последние холода». Дети и война

В.П. Астафьев . О писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы

Р/р В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор, особенности использования народной речи в рассказе

В.Г. Распутин. О писателе. «Уроки французского». Отражение трудностей послевоенного времени

В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы в жизни мальчика

Р/р Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В.Распутина»

Н.М. Рубцов Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова

Ф. Искандер О писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров

К Контрольная работа по творчеству писателей 20 века

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века (А. Блок, С. Есенин)

А.А. Ахматова. О поэте. Обучение анализу стихотворения «Перед весной бывают дни такие…»

В.М. Шукшин О писателе. Особенности героев в рассказах «Срезал» и «Критики»

В/ч Любовь к родине в произведениях К. Кулиева и Г. Тукая

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

 

1

 

 

1

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

 

1

 

1

 

1

     

 

61

62

63

 

64

 

65

 

66

67

 

68-69

 

70

 

1,2

1,2

1,2

 

1,2

 

1,2

 

1,2

1,2

 

1,2

 

 

1,2

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе

Геродот «Легенда об Арионе». Отличие легенды от мифа

В/ч Гомер «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

В/ч М. де Сервантес де Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

И.Ф. Шиллер «Перчатка». Проблема благородства, чести, достоинства

В/ч П. Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

В/ч М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека

В/ч А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча

Итоговый урок. Рекомендации на лето

 

1

1

1

 

1

 

1

 

1

1

 

2

 

1

 

1

     

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации