12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Легоцкая Вера Сергеевна43880 Люблю работать. Россия, Брянская обл., Брянск |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№ ур. | ТЕМА | ТИП УРОКА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СЛОВАРНАЯ РАБОТА | МЕЖПРЕД-МЕТНЫЕ СВЯЗИ |
1 | Изображение человека как важнейшая задача литературы | комбиниров. | беседа, тестирование, составление плана | искусство, художеств. образ, художеств. действительность, идеал, эстетический идеал, объективная действ-ть | |
2 | Исторические и художественные особенности былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | комбиниров. | аналитическое чтение, беседа, устное рисование, | предание, гипербола, мифологический эпос | Владимир Красно Солнышко |
3 | Прославление мирного труда героя-труженика в былине «Вольга и Микула Селянинович» | комбиниров. | аналитическое чтение, рассказ о герое, беседа, создание словарика «Так говорили былинные герои» | былинный зачин, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты | Крещение Руси, И.Билибин «Дружина Вольги» |
4 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | комбиниров. | аналитическое чтение, устный портрет героя, беседа, выраз. чтение эпизода | народ сказитель, ритм и настроение былины | В.Васнецов «Витязь на распутье» |
5 | Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | развитие речи | беседа, анализ искусствоведческого текста, составление плана, определение ключевых слов, составление сочинения | пейзаж, национальное представление о героях, | В.Васнецов «Богатыри» |
6 | Пословицы и поговорки русского народа | праздник | викторина, инсценировка, аукцион, сочинение-миниатюра | прямой и переносный смысл, мораль | художники Палеха |
7 | «Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы. | комбиниров. | аналитическое чтение, беседа, решение проблемной задачи | поучение, летопись | Владимир Мономах |
8 | Нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | комбиниров. | комментированное чтение, составление цитатного плана, выборочный пересказ, составление словарика речи героя | характер главного героя, речевая характеристика | Праздник любви и верности |
9 | Проверочная работа по произведениям фольклора или древнерусской литературы | урок контроля | написание проверочной работы | ||
10 | М.В.Ломоносов-ученый и поэт. Родина, русская наука и ее творцы в одах Ломоносова | комбиниров. | заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, работа со словарями | ода, реформатор поэтического языка, теория «трех штилей» | выставка книг М.В.Ломоносова и о Ломоносове |
11 | Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в одах Г.Р.Державина | комбиниров. | диалог о поэте, беседа, выразительное чтение, аналитический комментарий, работа со словарями | реалистический язык, ораторские приемы | |
12 | А.С.Пушкин -великий русский поэт. Мастерство в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава» | комбиниров. | заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, тестирование | русский национальный литературный язык, поэма, элементы сюжета | М.Ломоносов «Полтавская баталия» |
13 | Любовь к Родине в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» | комбиниров. | выразительное чтение, беседа, построчный смысловой анализ стихотв. | классицизм, литературные традиции | иллюстрации В.Васнецова |
14 | «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник | комбиниров. | упражнения по технике речи, выразительное чтение, беседа, заполнение таблицы, синквейн | баллада, устаревшие слова, фольклорные традиции | В.Васнецов «Песнь о Вещем Олеге» |
15 | Образ летописца Пимена в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» | комбиниров. | аналитическое чтение, беседа, устное рисование, создание словарика речи Пимена, письменный ответ на вопрос | трагедия, драма, театр, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина | иллюстрации В.Сурикова, В.Фаворского, В.Перова |
16 | Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» | комбиниров. | различные виды пересказа, выборочное чтение, беседа, записи | ||
17 | Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | развитие речи | знакомство с планом анализа эпизода, беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, анализ эпизода | эмоциональный пафос эпизода | |
18 | Картины быта 16 века в «Песне про царя Ивана Васильевича..» М.Ю.Лермонтова | комбиниров. | аналитическое чтение, беседа, составление плана, решение проблемной задачи | эпические и лирические черты произведения | иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева |
19 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным | комбиниров. | сопоставительный анализ, составление схемы, развернутый ответ на вопрос | сравнения, метафоры, инверсии, роль пейзажа в изображении | иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева |
20 | Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнующая нива» М.Ю.Лермонтова | комбиниров. | выразительное чтение, устное рисование, построчный анализ стих., терминологический диктант | тропы и фигуры, их роль в лирике | иллюстрации Н.М.Шишкина, И.И.Левитана |
21 | Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | комбиниров. | заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, составление плана | повесть, батальные сцены, творческий кризис | |
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» | комбиниров. | комментированное чтение, беседа, составление цитатного плана, устное рисование, сопоставительный анализ | сопоставительная характеристика, эпический герой | |
23 | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | развитие речи | беседа, составление плана, определение ключевых слов, собирание материалов к сочинению | конфликт в художественном про-ии, композ-я орган-я текста | |
24 | Цикл рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева и их гуманистический пафос | комбиниров. | диалог о писателе, характеристика рассказчиков с фрагментами их рассказов | подтекст повествования | иллюстрации К.Лебедева, портреты И.С.Тургенева |
25 | Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Особенности жанра | комбиниров. | отзыв на прочитанный текст, защита рисунков — иллюстраций к стихам | жанр стихотворения в прозе, лирические миниатюры | |
26 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | развитие речи | инсценированное чтение диалогов, письменный анализ эпизода | трехсложные размеры стиха, сюжетные элементы эпизода, монолог, диалог | портреты Н.А.Некрасова |
27 | «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н.А.Некрасова о судьбе народа | комбиниров. | познавательная задача, словесное рисование обстановки действия и облика героев | антитеза, обобщенный образ, колоритный образ, сатира | |
28 | Исторические баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | комбиниров. | аналитическое чтение, защита рисунков — иллюстраций к балладам | портрет А.К.Толстого | |
29 | Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина | комбиниров. | диалог о писателе, аналитическое чтение, словесное рисование обстановки действия и облика героев | гротеск, сарказм, иносказание, сатирическая сказка | иллюстрации Н.Муратова, М.Черемных |
30 | Смысл названия сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» | комбиниров. | беседа, выборочный пересказ, словесное рисование обстановки действия и облика героев | идейно-художественный смысл, просторечия, канцеляризмы | |
31 | Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина | литературн. ринг | литературный ринг | ||
32 | Автобиографический характер повести Л.Н.Толстого «Детство» | комбиниров. | заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выборочное чтение, тестирование | автобиографическое художественное произведение | портреты Л.Н.Толстого, иллюстрации А.Вестфален |
33 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» | развитие речи | выборочный и сжатый пересказ, рассказ о литературном герое | герой-повествователь, нравственное становление | |
34 | Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе И.А.Бунина «Цифры» | комбиниров. | диалог о писателе, беседа, комментированное чтение, аналитический комментарий, выделение ключевых слов | психологический рассказ, герой-повествователь | портреты И.А.Бунина |
35 | Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» | комбиниров. | беседа, комментированное чтение, аналитический комментарий | роль пейзажа, подтекст повествования | портреты И.А.Бунина |
36 | Осмеяние душевных пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» | комбиниров. | беседа, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов | сатира и юмор как формы комического | очерк М.Горького «А.П.Чехова» |
37 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | комбиниров. | беседа, комментированное чтение, составление схемы, аналитический комментарий, инсценирование | комедия положений, комедия характеров | иллюстрации В.Пономарева |
38 | Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | семинар | художественный пересказ, составление киносценария | записные книжки А.П.Чехова | |
39 | Стихи русских поэтов 19 в. о родной природе | развитие речи | выразительное чт-е, интонац. и смысловой анализ | ритм, рифма, тропы и фигуры | |
40 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Родина» | развитие речи | выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ | ритм, рифма, тропы и фигуры | |
41 | Автобиографический характер повести М.Горького «Детство» | комбиниров. | комментированное чтение, аналитический комментарий, словесное рисование обстановки действия, сочинение-миниат. | автобиографическая повесть, герой-повествователь | портреты М.Горького |
42 | Вера в творческие силы народа (По повести «Детство») | комбиниров. | выборочный пересказ, выборочное чтение, сочинение-миниатюра | тема, идея художественного произведения | |
43 | Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство» | развитие речи | беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, составление анализа эпизода по плану | портрет как средство характеристики героя, речевой строй эпизода | |
44 | Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» | комбиниров. | аналитическое чтение | романтизм, романтический герой, нравственный мотив | |
45 | Маяковский о роли поэта и поэзии в жизни общества | комбиниров. | выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ | художественная форма, ритм и рифма, неолог-мы | портреты В.Маяковского |
46 | Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | комбиниров. | выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ | лирический герой, тоническое стихосложение | |
47 | Гуманистический пафос рассказа Л.Андреева «Кусака» | комбиниров. | диалог о писателе, аналитическое чтение, сочинение-миниатюра | гуманистический пафос | портреты Л.Андреева |
48 | Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка» | комбиниров. | заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выборочное чтение, тестирование | изображение мира и человека | очерк К.Чуковского «Люди и книги» |
49 | Вечные нравственные ценности в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» | комбиниров. | тестирование, аналитическое чтение, беседа | своеобразие языка, нравственное содержание | |
50 | Сочинение по произведениям писателей 20 в. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» | развитие речи | беседа, составление плана, определение ключевых слов, собирание материалов к сочинению | ||
51 | Картины природы в лирике Б.Пастернака | развитие речи | диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ | поэтические образы, сравнения и метафоры | |
52 | Изображение войны в лирике А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова | комбиниров. | выразительное чтение, сопоставительный анализ | интервью как жанр публицистики | фонозаписи песен военных лет |
53 | Нравственные и экологические проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» | комбиниров. | беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, устное рисование | литературные традиции | |
54 | Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла» | комбиниров. | аналитическое чтение | целостный анализ эпического произведения | |
55 | Герои рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» | комбиниров. | аналитическое чтение, составление киносценария | психологизм произведения, нравственный выбор | |
56 | Стихи поэтов 20 в. о родной природе | развитие речи | выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ | аллитерация, лирическое восприятие | иллюстрации русских художников |
57 | Философские проблемы лирики А.Т.Твардовского | комбиниров. | диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ | мотивы лирики | |
58 | «Земля родная» Д.С.Лихачева как духовное напутствие молодежи | семинар | заочная экскурсия, сообщение учащихся, комментированное чтение | публицистика, мемуары | выставка книг Д.С.Лихачева |
59 | Песни на слова русских поэтов 20 в. (А.Вертинский, Б.Окуджава) | развитие речи | прослушивание музыкальных произведений, интонационный и смысловой анализ | бардовская лирика | фонозаписи песен на слова Вертинского, Окуджавы |
60 | Стихи Р.Гамзатова об истоках и основах жизни | комбиниров. | интонационный и смысловой анализ, беседа, синквейн | фонозаписи песен на слова Р.Гамзатова | |
61 | Своеобразие лирики Р.Бернса | комбиниров. | диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ | образ-настроение, образ-представление | |
62 | Прославление подвига героя в лирике Дж. Г. Байрона | комбиниров. | диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ | романтический герой | портрет Байрона |
63 | Японские хокку (хайку) | комбиниров. | интонационный и смысловой анализ | хокку | |
64 | Нравственные проблемы в рассказах О.Генри | семинар | беседа, выборочный пересказ | новеллы | |
65 | Мечта о победе добра в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы» | комбиниров. | беседа, выборочный пересказ | фантастика как жанр | выставка книг Брэдбери |
66 | Выявление уровня литературного развития уч-ся 7 кл. | урок контроля | письменная работа | ||
67-68 | По страницам любимых произведений | урок-концерт | выразительное чтение, инсценировки, игра, викторина |