12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43880
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
11

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

 

№ ур.

ТЕМА

ТИП УРОКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СЛОВАРНАЯ РАБОТА

МЕЖПРЕД-МЕТНЫЕ СВЯЗИ

1

Изображение человека как важнейшая задача литературы

комбиниров.

беседа, тестирование, составление плана

искусство, художеств. образ, художеств. действительность, идеал, эстетический идеал, объективная действ-ть

 

2

Исторические и художественные особенности былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

комбиниров.

аналитическое чтение, беседа, устное рисование,

предание, гипербола, мифологический эпос

Владимир Красно Солнышко

3

Прославление мирного труда героя-труженика в былине «Вольга и Микула Селянинович»

комбиниров.

аналитическое чтение, рассказ о герое, беседа, создание словарика «Так говорили былинные герои»

былинный зачин, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты

Крещение Руси,

И.Билибин «Дружина Вольги»

4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

комбиниров.

аналитическое чтение, устный портрет героя, беседа, выраз. чтение эпизода

народ сказитель, ритм и настроение былины

В.Васнецов «Витязь на распутье»

5

Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

развитие речи

беседа, анализ искусствоведческого

текста, составление плана, определение ключевых слов, составление сочинения

пейзаж, национальное представление о героях,

В.Васнецов «Богатыри»

6

Пословицы и поговорки русского народа

праздник

викторина, инсценировка, аукцион, сочинение-миниатюра

прямой и переносный смысл, мораль

художники Палеха

7

«Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы.

комбиниров.

аналитическое чтение, беседа, решение проблемной задачи

поучение, летопись

Владимир Мономах

8

Нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

комбиниров.

комментированное чтение, составление цитатного плана, выборочный пересказ, составление словарика речи героя

характер главного героя, речевая характеристика

Праздник любви и верности

9

Проверочная работа по произведениям фольклора или древнерусской литературы

урок контроля

написание проверочной работы

   

10

М.В.Ломоносов-ученый и поэт. Родина, русская наука и ее творцы в одах Ломоносова

комбиниров.

заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, работа со словарями

ода, реформатор поэтического языка, теория «трех штилей»

выставка книг М.В.Ломоносова и о Ломоносове

11

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в одах Г.Р.Державина

комбиниров.

диалог о поэте, беседа, выразительное чтение, аналитический комментарий, работа со словарями

реалистический язык, ораторские приемы

 

12

А.С.Пушкин -великий русский поэт. Мастерство в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава»

комбиниров.

заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, тестирование

русский национальный литературный язык, поэма, элементы сюжета

М.Ломоносов «Полтавская баталия»

13

Любовь к Родине в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

комбиниров.

выразительное чтение, беседа, построчный смысловой анализ стихотв.

классицизм, литературные традиции

иллюстрации В.Васнецова

14

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник

комбиниров.

упражнения по технике речи, выразительное чтение, беседа, заполнение таблицы, синквейн

баллада, устаревшие слова, фольклорные традиции

В.Васнецов «Песнь о Вещем Олеге»

15

Образ летописца Пимена в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

комбиниров.

аналитическое чтение, беседа, устное рисование, создание словарика речи Пимена, письменный ответ на вопрос

трагедия, драма, театр, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина

иллюстрации В.Сурикова, В.Фаворского, В.Перова

16

Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»

комбиниров.

различные виды пересказа, выборочное чтение, беседа, записи

   

17

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

развитие речи

знакомство с планом анализа эпизода, беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, анализ эпизода

эмоциональный пафос эпизода

 

18

Картины быта 16 века в «Песне про царя Ивана Васильевича..» М.Ю.Лермонтова

комбиниров.

аналитическое чтение, беседа, составление плана, решение проблемной задачи

эпические и лирические черты произведения

иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

комбиниров.

сопоставительный анализ, составление схемы, развернутый ответ на вопрос

сравнения, метафоры, инверсии, роль пейзажа в изображении

иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева

20

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнующая нива» М.Ю.Лермонтова

комбиниров.

выразительное чтение, устное рисование, построчный анализ стих., терминологический диктант

тропы и фигуры, их роль в лирике

иллюстрации Н.М.Шишкина,

И.И.Левитана

21

Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

комбиниров.

заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, составление плана

повесть, батальные сцены, творческий кризис

 

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»

комбиниров.

комментированное чтение, беседа, составление цитатного плана, устное рисование, сопоставительный анализ

сопоставительная характеристика, эпический герой

 

23

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

развитие речи

беседа, составление плана, определение ключевых слов, собирание материалов к сочинению

конфликт в художественном про-ии, композ-я орган-я текста

 

24

Цикл рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева и их гуманистический пафос

комбиниров.

диалог о писателе, характеристика рассказчиков с фрагментами их рассказов

подтекст повествования

иллюстрации К.Лебедева, портреты И.С.Тургенева

25

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Особенности жанра

комбиниров.

отзыв на прочитанный текст, защита рисунков — иллюстраций к стихам

жанр стихотворения в прозе, лирические миниатюры

 

26

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

развитие речи

инсценированное чтение диалогов, письменный анализ эпизода

трехсложные размеры стиха, сюжетные элементы эпизода, монолог, диалог

портреты Н.А.Некрасова

27

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н.А.Некрасова о судьбе народа

комбиниров.

познавательная задача, словесное рисование обстановки действия и облика героев

антитеза, обобщенный образ, колоритный образ, сатира

 

28

Исторические баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

комбиниров.

аналитическое чтение, защита рисунков — иллюстраций к балладам

 

портрет А.К.Толстого

29

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

комбиниров.

диалог о писателе, аналитическое чтение, словесное рисование обстановки действия и облика героев

гротеск, сарказм, иносказание, сатирическая сказка

иллюстрации Н.Муратова, М.Черемных

30

Смысл названия сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

комбиниров.

беседа, выборочный пересказ, словесное рисование обстановки действия и облика героев

идейно-художественный смысл, просторечия, канцеляризмы

 

31

Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина

литературн. ринг

литературный ринг

   

32

Автобиографический характер повести Л.Н.Толстого «Детство»

комбиниров.

заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выборочное чтение, тестирование

автобиографическое художественное произведение

портреты Л.Н.Толстого,

иллюстрации А.Вестфален

33

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство»

развитие речи

выборочный и сжатый пересказ, рассказ о литературном герое

герой-повествователь, нравственное становление

 

34

Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе И.А.Бунина «Цифры»

комбиниров.

диалог о писателе, беседа, комментированное чтение, аналитический комментарий, выделение ключевых слов

психологический рассказ, герой-повествователь

портреты И.А.Бунина

35

Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти»

комбиниров.

беседа, комментированное чтение, аналитический комментарий

роль пейзажа, подтекст повествования

портреты И.А.Бунина

36

Осмеяние душевных пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

комбиниров.

беседа, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов

сатира и юмор как формы комического

очерк М.Горького «А.П.Чехова»

37

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

комбиниров.

беседа, комментированное чтение, составление схемы, аналитический комментарий, инсценирование

комедия положений, комедия характеров

иллюстрации В.Пономарева

38

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

семинар

художественный пересказ, составление киносценария

 

записные книжки А.П.Чехова

39

Стихи русских поэтов 19 в. о родной природе

развитие речи

выразительное чт-е, интонац.

и смысловой анализ

ритм, рифма, тропы и фигуры

 

40

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Родина»

развитие речи

выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ

ритм, рифма, тропы и фигуры

 

41

Автобиографический характер повести М.Горького «Детство»

комбиниров.

комментированное чтение, аналитический комментарий, словесное рисование обстановки действия, сочинение-миниат.

автобиографическая повесть, герой-повествователь

портреты М.Горького

42

Вера в творческие силы народа (По повести «Детство»)

комбиниров.

выборочный пересказ, выборочное чтение, сочинение-миниатюра

тема, идея художественного произведения

 

43

Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство»

развитие речи

беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, составление анализа эпизода по плану

портрет как средство характеристики героя, речевой строй эпизода

 

44

Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

комбиниров.

аналитическое чтение

романтизм, романтический герой, нравственный мотив

 

45

Маяковский о роли поэта и поэзии в жизни общества

комбиниров.

выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ

художественная форма, ритм и рифма, неолог-мы

портреты В.Маяковского

46

Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

комбиниров.

выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ

лирический герой, тоническое стихосложение

 

47

Гуманистический пафос рассказа Л.Андреева «Кусака»

комбиниров.

диалог о писателе, аналитическое чтение, сочинение-миниатюра

гуманистический пафос

портреты Л.Андреева

48

Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка»

комбиниров.

заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выборочное чтение, тестирование

изображение мира и человека

очерк К.Чуковского «Люди и книги»

49

Вечные нравственные ценности в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

комбиниров.

тестирование, аналитическое чтение, беседа

своеобразие языка, нравственное содержание

 

50

Сочинение по произведениям писателей 20 в. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»

развитие речи

беседа, составление плана, определение ключевых слов, собирание материалов к сочинению

   

51

Картины природы в лирике Б.Пастернака

развитие речи

диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ

поэтические образы, сравнения и метафоры

 

52

Изображение войны в лирике А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова

комбиниров.

выразительное чтение, сопоставительный анализ

интервью как жанр публицистики

фонозаписи песен военных лет

53

Нравственные и экологические проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»

комбиниров.

беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, устное рисование

литературные традиции

 

54

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла»

комбиниров.

аналитическое чтение

целостный анализ эпического произведения

 

55

Герои рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»

комбиниров.

аналитическое чтение, составление киносценария

психологизм произведения, нравственный выбор

 

56

Стихи поэтов 20 в. о родной природе

развитие речи

выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ

аллитерация, лирическое восприятие

иллюстрации русских художников

57

Философские проблемы лирики А.Т.Твардовского

комбиниров.

диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ

мотивы лирики

 

58

«Земля родная» Д.С.Лихачева как духовное напутствие молодежи

семинар

заочная экскурсия, сообщение учащихся, комментированное чтение

публицистика, мемуары

выставка книг Д.С.Лихачева

59

Песни на слова русских поэтов 20 в. (А.Вертинский, Б.Окуджава)

развитие речи

прослушивание музыкальных произведений, интонационный и смысловой анализ

бардовская лирика

фонозаписи песен на слова Вертинского, Окуджавы

60

Стихи Р.Гамзатова об истоках и основах жизни

комбиниров.

интонационный и смысловой анализ, беседа, синквейн

 

фонозаписи песен на слова Р.Гамзатова

61

Своеобразие лирики Р.Бернса

комбиниров.

диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ

образ-настроение, образ-представление

 

62

Прославление подвига героя в лирике Дж. Г. Байрона

комбиниров.

диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ

романтический герой

портрет Байрона

63

Японские хокку (хайку)

комбиниров.

интонационный и смысловой анализ

хокку

 

64

Нравственные проблемы в рассказах О.Генри

семинар

беседа, выборочный пересказ

новеллы

 

65

Мечта о победе добра в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы»

комбиниров.

беседа, выборочный пересказ

фантастика как жанр

выставка книг Брэдбери

66

Выявление уровня литературного развития уч-ся 7 кл.

урок контроля

письменная работа

   

67-68

По страницам любимых произведений

урок-концерт

выразительное чтение, инсценировки, игра, викторина

   

Пояснительная записка
DOC / 90.5 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.