Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (УМК В.Я. Коровиной)
№ ур. |
ТЕМА |
ТИП УРОКА |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СЛОВАРНАЯ РАБОТА |
МЕЖПРЕД-МЕТНЫЕ СВЯЗИ |
1 |
Изображение человека как важнейшая задача литературы |
комбиниров. |
беседа, тестирование, составление плана |
искусство, художеств. образ, художеств. действительность, идеал, эстетический идеал, объективная действ-ть |
|
2 |
Исторические и художественные особенности былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович» |
комбиниров. |
аналитическое чтение, беседа, устное рисование, |
предание, гипербола, мифологический эпос |
Владимир Красно Солнышко |
3 |
Прославление мирного труда героя-труженика в былине «Вольга и Микула Селянинович» |
комбиниров. |
аналитическое чтение, рассказ о герое, беседа, создание словарика «Так говорили былинные герои» |
былинный зачин, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты |
Крещение Руси, И.Билибин «Дружина Вольги» |
4 |
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
комбиниров. |
аналитическое чтение, устный портрет героя, беседа, выраз. чтение эпизода |
народ сказитель, ритм и настроение былины |
В.Васнецов «Витязь на распутье» |
5 |
Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» |
развитие речи |
беседа, анализ искусствоведческого текста, составление плана, определение ключевых слов, составление сочинения |
пейзаж, национальное представление о героях, |
В.Васнецов «Богатыри» |
6 |
Пословицы и поговорки русского народа |
праздник |
викторина, инсценировка, аукцион, сочинение-миниатюра |
прямой и переносный смысл, мораль |
художники Палеха |
7 |
«Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы. |
комбиниров. |
аналитическое чтение, беседа, решение проблемной задачи |
поучение, летопись |
Владимир Мономах |
8 |
Нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских» |
комбиниров. |
комментированное чтение, составление цитатного плана, выборочный пересказ, составление словарика речи героя |
характер главного героя, речевая характеристика |
Праздник любви и верности |
9 |
Проверочная работа по произведениям фольклора или древнерусской литературы |
урок контроля |
написание проверочной работы |
||
10 |
М.В.Ломоносов-ученый и поэт. Родина, русская наука и ее творцы в одах Ломоносова |
комбиниров. |
заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, работа со словарями |
ода, реформатор поэтического языка, теория «трех штилей» |
выставка книг М.В.Ломоносова и о Ломоносове |
11 |
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в одах Г.Р.Державина |
комбиниров. |
диалог о поэте, беседа, выразительное чтение, аналитический комментарий, работа со словарями |
реалистический язык, ораторские приемы |
|
12 |
А.С.Пушкин -великий русский поэт. Мастерство в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава» |
комбиниров. |
заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, тестирование |
русский национальный литературный язык, поэма, элементы сюжета |
М.Ломоносов «Полтавская баталия» |
13 |
Любовь к Родине в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» |
комбиниров. |
выразительное чтение, беседа, построчный смысловой анализ стихотв. |
классицизм, литературные традиции |
иллюстрации В.Васнецова |
14 |
«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник |
комбиниров. |
упражнения по технике речи, выразительное чтение, беседа, заполнение таблицы, синквейн |
баллада, устаревшие слова, фольклорные традиции |
В.Васнецов «Песнь о Вещем Олеге» |
15 |
Образ летописца Пимена в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» |
комбиниров. |
аналитическое чтение, беседа, устное рисование, создание словарика речи Пимена, письменный ответ на вопрос |
трагедия, драма, театр, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина |
иллюстрации В.Сурикова, В.Фаворского, В.Перова |
16 |
Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» |
комбиниров. |
различные виды пересказа, выборочное чтение, беседа, записи |
||
17 |
Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» |
развитие речи |
знакомство с планом анализа эпизода, беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, анализ эпизода |
эмоциональный пафос эпизода |
|
18 |
Картины быта 16 века в «Песне про царя Ивана Васильевича..» М.Ю.Лермонтова |
комбиниров. |
аналитическое чтение, беседа, составление плана, решение проблемной задачи |
эпические и лирические черты произведения |
иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева |
19 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным |
комбиниров. |
сопоставительный анализ, составление схемы, развернутый ответ на вопрос |
сравнения, метафоры, инверсии, роль пейзажа в изображении |
иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева |
20 |
Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнующая нива» М.Ю.Лермонтова |
комбиниров. |
выразительное чтение, устное рисование, построчный анализ стих., терминологический диктант |
тропы и фигуры, их роль в лирике |
иллюстрации Н.М.Шишкина, И.И.Левитана |
21 |
Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
комбиниров. |
заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выразительное чтение, составление плана |
повесть, батальные сцены, творческий кризис |
|
22 |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» |
комбиниров. |
комментированное чтение, беседа, составление цитатного плана, устное рисование, сопоставительный анализ |
сопоставительная характеристика, эпический герой |
|
23 |
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
развитие речи |
беседа, составление плана, определение ключевых слов, собирание материалов к сочинению |
конфликт в художественном про-ии, композ-я орган-я текста |
|
24 |
Цикл рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева и их гуманистический пафос |
комбиниров. |
диалог о писателе, характеристика рассказчиков с фрагментами их рассказов |
подтекст повествования |
иллюстрации К.Лебедева, портреты И.С.Тургенева |
25 |
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Особенности жанра |
комбиниров. |
отзыв на прочитанный текст, защита рисунков — иллюстраций к стихам |
жанр стихотворения в прозе, лирические миниатюры |
|
26 |
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» |
развитие речи |
инсценированное чтение диалогов, письменный анализ эпизода |
трехсложные размеры стиха, сюжетные элементы эпизода, монолог, диалог |
портреты Н.А.Некрасова |
27 |
«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н.А.Некрасова о судьбе народа |
комбиниров. |
познавательная задача, словесное рисование обстановки действия и облика героев |
антитеза, обобщенный образ, колоритный образ, сатира |
|
28 |
Исторические баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» |
комбиниров. |
аналитическое чтение, защита рисунков — иллюстраций к балладам |
портрет А.К.Толстого |
|
29 |
Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина |
комбиниров. |
диалог о писателе, аналитическое чтение, словесное рисование обстановки действия и облика героев |
гротеск, сарказм, иносказание, сатирическая сказка |
иллюстрации Н.Муратова, М.Черемных |
30 |
Смысл названия сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» |
комбиниров. |
беседа, выборочный пересказ, словесное рисование обстановки действия и облика героев |
идейно-художественный смысл, просторечия, канцеляризмы |
|
31 |
Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина |
литературн. ринг |
литературный ринг |
||
32 |
Автобиографический характер повести Л.Н.Толстого «Детство» |
комбиниров. |
заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выборочное чтение, тестирование |
автобиографическое художественное произведение |
портреты Л.Н.Толстого, иллюстрации А.Вестфален |
33 |
Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» |
развитие речи |
выборочный и сжатый пересказ, рассказ о литературном герое |
герой-повествователь, нравственное становление |
|
34 |
Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе И.А.Бунина «Цифры» |
комбиниров. |
диалог о писателе, беседа, комментированное чтение, аналитический комментарий, выделение ключевых слов |
психологический рассказ, герой-повествователь |
портреты И.А.Бунина |
35 |
Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» |
комбиниров. |
беседа, комментированное чтение, аналитический комментарий |
роль пейзажа, подтекст повествования |
портреты И.А.Бунина |
36 |
Осмеяние душевных пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» |
комбиниров. |
беседа, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов |
сатира и юмор как формы комического |
очерк М.Горького «А.П.Чехова» |
37 |
Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» |
комбиниров. |
беседа, комментированное чтение, составление схемы, аналитический комментарий, инсценирование |
комедия положений, комедия характеров |
иллюстрации В.Пономарева |
38 |
Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. |
семинар |
художественный пересказ, составление киносценария |
записные книжки А.П.Чехова |
|
39 |
Стихи русских поэтов 19 в. о родной природе |
развитие речи |
выразительное чт-е, интонац. и смысловой анализ |
ритм, рифма, тропы и фигуры |
|
40 |
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Родина» |
развитие речи |
выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ |
ритм, рифма, тропы и фигуры |
|
41 |
Автобиографический характер повести М.Горького «Детство» |
комбиниров. |
комментированное чтение, аналитический комментарий, словесное рисование обстановки действия, сочинение-миниат. |
автобиографическая повесть, герой-повествователь |
портреты М.Горького |
42 |
Вера в творческие силы народа (По повести «Детство») |
комбиниров. |
выборочный пересказ, выборочное чтение, сочинение-миниатюра |
тема, идея художественного произведения |
|
43 |
Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство» |
развитие речи |
беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, составление анализа эпизода по плану |
портрет как средство характеристики героя, речевой строй эпизода |
|
44 |
Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» |
комбиниров. |
аналитическое чтение |
романтизм, романтический герой, нравственный мотив |
|
45 |
Маяковский о роли поэта и поэзии в жизни общества |
комбиниров. |
выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ |
художественная форма, ритм и рифма, неолог-мы |
портреты В.Маяковского |
46 |
Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» |
комбиниров. |
выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ |
лирический герой, тоническое стихосложение |
|
47 |
Гуманистический пафос рассказа Л.Андреева «Кусака» |
комбиниров. |
диалог о писателе, аналитическое чтение, сочинение-миниатюра |
гуманистический пафос |
портреты Л.Андреева |
48 |
Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка» |
комбиниров. |
заочная экскурсия, сообщение учащихся, беседа, выборочное чтение, тестирование |
изображение мира и человека |
очерк К.Чуковского «Люди и книги» |
49 |
Вечные нравственные ценности в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» |
комбиниров. |
тестирование, аналитическое чтение, беседа |
своеобразие языка, нравственное содержание |
|
50 |
Сочинение по произведениям писателей 20 в. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» |
развитие речи |
беседа, составление плана, определение ключевых слов, собирание материалов к сочинению |
||
51 |
Картины природы в лирике Б.Пастернака |
развитие речи |
диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ |
поэтические образы, сравнения и метафоры |
|
52 |
Изображение войны в лирике А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова |
комбиниров. |
выразительное чтение, сопоставительный анализ |
интервью как жанр публицистики |
фонозаписи песен военных лет |
53 |
Нравственные и экологические проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» |
комбиниров. |
беседа, выборочный пересказ, выборочное чтение, устное рисование |
литературные традиции |
|
54 |
Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла» |
комбиниров. |
аналитическое чтение |
целостный анализ эпического произведения |
|
55 |
Герои рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» |
комбиниров. |
аналитическое чтение, составление киносценария |
психологизм произведения, нравственный выбор |
|
56 |
Стихи поэтов 20 в. о родной природе |
развитие речи |
выразительное чтение, интонационный и смысловой анализ |
аллитерация, лирическое восприятие |
иллюстрации русских художников |
57 |
Философские проблемы лирики А.Т.Твардовского |
комбиниров. |
диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ |
мотивы лирики |
|
58 |
«Земля родная» Д.С.Лихачева как духовное напутствие молодежи |
семинар |
заочная экскурсия, сообщение учащихся, комментированное чтение |
публицистика, мемуары |
выставка книг Д.С.Лихачева |
59 |
Песни на слова русских поэтов 20 в. (А.Вертинский, Б.Окуджава) |
развитие речи |
прослушивание музыкальных произведений, интонационный и смысловой анализ |
бардовская лирика |
фонозаписи песен на слова Вертинского, Окуджавы |
60 |
Стихи Р.Гамзатова об истоках и основах жизни |
комбиниров. |
интонационный и смысловой анализ, беседа, синквейн |
фонозаписи песен на слова Р.Гамзатова |
|
61 |
Своеобразие лирики Р.Бернса |
комбиниров. |
диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ |
образ-настроение, образ-представление |
|
62 |
Прославление подвига героя в лирике Дж. Г. Байрона |
комбиниров. |
диалог о поэте, интонационный и смысловой анализ |
романтический герой |
портрет Байрона |
63 |
Японские хокку (хайку) |
комбиниров. |
интонационный и смысловой анализ |
хокку |
|
64 |
Нравственные проблемы в рассказах О.Генри |
семинар |
беседа, выборочный пересказ |
новеллы |
|
65 |
Мечта о победе добра в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы» |
комбиниров. |
беседа, выборочный пересказ |
фантастика как жанр |
выставка книг Брэдбери |
66 |
Выявление уровня литературного развития уч-ся 7 кл. |
урок контроля |
письменная работа |
||
67-68 |
По страницам любимых произведений |
урок-концерт |
выразительное чтение, инсценировки, игра, викторина |