Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по УМК В.Я. Коровиной
Утверждаю
Директор
МОАУ «ДСОШ №1»
______________
Календарно-тематическое планирование
Предмет: литература
Класс: 5 «Б»
Учитель: Панькова Евгения Георгиевна.
№ п/п |
Наименование раздела и темы урока |
Дата проведения |
Причина корректировки (курсы, больничный лист и др) |
|
план |
факт |
|||
Введение ( 1час) |
||||
1. |
Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. |
03.09. |
||
Устное народное творчество (10 часов) |
||||
2. |
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. |
04.09. |
||
3. |
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна –лягушка» |
06.09. |
||
4. |
«Царевна-лягушка». Иван Царевич, его противники и помощники. |
10..09. |
||
5. |
Облик волшебницы Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. |
11.09. |
||
6. |
Художественный мир волшебной сказки. |
13.09. |
||
7. |
«Иван -крестьянский сын и чудо -юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. |
17.09. |
||
8. |
Образ главного героя. Особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора – народа. Входная контрольная работа |
18.09. |
||
9. |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. |
20.09. |
||
10. |
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. |
24.09. |
||
11. |
Р.Р.Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой народной сказки».«Почему я люблю читать народные сказки», «Добро и зло в народных сказках», «Мой любимый герой народной сказки» |
25.09. |
||
Из древнерусской литературы (2 часа) |
||||
12. |
Возникновение древнерусской литературы. Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи. |
27.09. |
||
13 |
Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. |
1.10 |
||
Из литературы 18 века ( 2 часа) |
||||
14. |
Из русской литературы 18 века. Роды и жанры литературы. |
2.10. |
||
15. |
М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» |
4.10 |
||
Из русской литературы 19 века (44 часа) |
||||
16. |
Басня как лирический жанр. Истоки басенного жанра. |
8.10. |
||
17. |
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк на псарне». Понятие об аллегории и морали. |
9.10 |
||
18. |
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. |
11.10 |
||
19. |
Понятие об эзоповом языке «Волк и Ягненок». |
15.10 |
||
20. |
В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. |
16.10 |
||
Проект: Составление электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях» |
||||
21. |
В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. |
18.10 |
||
22 |
Контрольная работа № 1 за 1 четверть |
19.10 |
||
23. |
В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады |
22.10 |
||
24 |
А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. |
23.10 |
||
25 |
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. |
25.10 |
||
26. |
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. |
8.11 |
||
27. |
Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне» А.С.Пушкина . |
12.11 |
||
28. |
Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. |
13.11 |
||
29. |
Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение домашнему сочинению |
15.11 |
||
30. |
Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. |
19.11 |
||
31. |
Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители. Сюжет сказки. |
20.11 |
||
32. |
Сказочно -условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. |
22.11 |
||
Проект: Создание электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» Создание электронного альбома «События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике» |
||||
33. |
Вн.чт. В.М.Гаршин. « AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. |
26.11 |
||
34. |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» историческая основа и патриотический пафос стихотворения. |
27.11 |
||
35. |
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». |
29.11 |
||
36. |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. |
3.12 |
||
37. |
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. |
4.12 |
||
38. |
Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьк |
6.12 |
||
39. |
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумье поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. |
10.12 |
||
40. |
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Поэтический образ русской женщины. |
11.12 |
||
Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях |
||||
41. |
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика героев. |
13.12 |
||
42. |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. |
17.12 |
||
43. |
Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. |
18.12 |
||
44. |
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. |
20.12 |
||
45. |
Контрольная работа№2 за 2 четверть |
24.12 |
||
46. |
Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. |
25.12 |
||
47 |
Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму». «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?» |
27.12 |
||
48. |
А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению. Природа и человек в стихотворении. |
10.01 |
||
49. |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. |
14.01 |
||
Проект: Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» |
||||
50 |
«Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», |
15.01 |
||
51. |
Р.Р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению по рассказу. «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» |
17.01 |
||
52. |
Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». «Друзья и враги пленного Жилина». «Жилин и Костылин»: разные судьбы |
21.01 |
||
53. |
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. |
22.01 |
||
54. |
Р.Р. Обучение киносценарию по рассказу Чехова «Хирургия». |
24.01 |
||
Проект: Составление электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы» |
||||
55. |
Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. |
28.01 |
||
56 |
Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. |
29.01 |
||
57. |
Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева. |
31.01 |
||
Проект: Составление электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях» |
||||
58. |
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова |
4.02 |
||
59. |
Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста ( по русской поэзии 19 века) |
5.02 |
||
Из литературы 20 века. (33 часа) |
||||
60. |
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. |
7.02 |
||
Проект: Составление электронного проекта «Стихи о Родине и родной природе» |
||||
61. |
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. |
11.02 |
||
62. |
Развитие отношений. Жизнь семьи Тыбурция. |
12.02 |
||
63. |
Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев повести. |
14.02 |
||
64. |
Изображение города и его обитателей в повести Короленко В.Г. «В дурном обществе» |
18.02 |
||
65. |
Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей»?, «Два отца: Тыбурций и судья», «Маруся и Соня: два детства» |
19.02 |
||
66. |
Вн.чт. И.А.Бунин. «Подснежник» Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя |
21.02 |
||
67. |
С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» |
25.02 |
||
68. |
П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. |
26.02 |
||
Проект: Составление иллюстрированного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» |
||||
69. |
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. |
28.02 |
||
70. |
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». |
4.03 |
||
71. |
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. |
5.03 |
||
72 |
Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» |
7.03 |
||
73. |
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. |
11.03 |
||
74. |
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла |
12.03 |
||
75. |
Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. |
14.03 |
||
76. |
Контрольная работа №3 за 3 четверть |
18.03 |
||
77. |
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «падчерица и Королева в сказке», «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака». |
19.03 |
||
78. |
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.(Конец 3 четверти) |
21.03 |
||
79. |
Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. |
1.04 |
||
Проект: Постановка спектакля по пьесе – сказке С.Я.Маршака |
||||
80. |
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». |
2.04 |
||
81. |
«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. |
4.04 |
||
82. |
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении |
8.04 |
||
83 |
Р.Р. По Васюткиным тропкам. Пересказ эпизода |
9.04 |
||
84. |
Поэты о ВОВ. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. |
11.04 |
||
85. |
К.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. |
15.04 |
||
86 |
Урок- концерт |
16.04 |
||
87 |
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе |
18.04 |
||
85. |
Стихотворения И.А.Бунина, Дон-Аминадо и др. |
22.04 |
||
89. |
Анализ лирического произведения |
23.04 |
||
90. |
Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». |
25.04 |
||
Проект: Составление электронного альбома «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся |
||||
91. |
Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. |
29.04 |
||
92. |
Литературные места России. |
30.04 |
||
Зарубежная литература (10 ч.) |
||||
93 |
Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. |
2.05 |
||
94. |
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. |
6.05 |
||
95 |
Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда |
7.05 |
||
96. |
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Подготовка к сочинению по сказкам: «Герда против Снежной Королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?», |
11.05 |
||
97. |
ВН. чт. « О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном Итоговая контрольная работа по литературе |
13.05 |
||
98. |
М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена |
14.05 |
||
99. |
.Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена |
16.05 |
||
100. |
Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». |
20.05 |
||
101 |
Нравственное взросление героя рассказа. |
21.05 |
||
102 |
ВЧ Д.Лондон, Сеттон-Томпсон «Рассказы о животных» Что читать летом? |
23.05 |