12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
котова татьяна михайловна2441 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по литературе, 7 класс
Календарно-тематическое планирование
70 ч.
№ урока, кол-во часов | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Название раздела, темы урока. Основное содержание | Кол-во час. | Дата пров-ния | ||||
дата план | дата факт | |||||||
Введение ( 1 ч.) | ||||||||
1 | Беседа. Тестирование | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |||||
Устное народное творчество (4 ч.) | ||||||||
2 | Рассказ учителя. Беседа | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». | 1 | |||||
3 | Рассказ учителя. Беседа | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | 1 | |||||
4(1) | Урок внеклассного чтения | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | |||||
5 | Рассказ учителя. Беседа | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | |||||
Из древнерусской литературы (3 ч.) | ||||||||
6 | Рассказ учителя. Беседа | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 1 | |||||
7(1) | Урок развития речи. | Урок-конкурс на лучшее «Поучение». | 1 | |||||
8 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | |||||
Из русской литературы XVIII века ( 2 ч.) | ||||||||
9 | Рассказ учителя. Практикум .Обучение устному рассказу, выразительному чтению. | М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. | 1 | |||||
10 | Рассказ учителя. Беседа. | Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | 1 | |||||
Из русской литературы XIX века (30 ч.) | ||||||||
11 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. | 1 | |||||
12 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы | 1 | |||||
13 | Беседа. Практикум. | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка | 1 | |||||
14 | Беседа. | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | 1 | |||||
15 | Беседа. | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести | 1 | |||||
16 | Практикум. | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | |||||
17-18 (2-3) | Урок развития речи | Сочинение « Мой любимый герой Пушкина». | 2 | |||||
19 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | 1 | |||||
20 | Беседа. Практикум | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песня про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | 1 | |||||
21 | Практикум. Обучение анализу одного стихотворения. Обучение выразительному чтению. | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | 1 | |||||
22 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование) | 1 | |||||
23 | Рассказ учителя. Беседа | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 1 | |||||
24 | Обучение устному рассказу. Развитие понятия о литературном герое. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | |||||
25(4) | Урок развития речи | Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")» | 1 | |||||
26 | Рассказ учителя. Беседа | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | 1 | |||||
27(5) | Урок развития речи | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. | 1 | |||||
28 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Обучение выразительному чтению | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 1 | |||||
29 | Обучение выразительному чтению. | Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. | 1 | |||||
30(2) | Урок внеклассного чтения | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 | |||||
31 | Рассказ учителя. Беседа. | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 1 | |||||
32(3) | Урок внеклассного чтения. | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | |||||
33 | Рассказ учителя. Беседа. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | |||||
34 | Беседа. Обучение устному рассказу. | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | |||||
35 | Рассказ учителя. Беседа | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы | 1 | |||||
36 | Беседа. | И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. | 1 | |||||
37(6) | Урок развития речи | Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина» | 1 | |||||
38 | Рассказ учителя. Беседа. | А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | |||||
39 | Беседа | Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | |||||
40 | Практикум. Обучение анализу лирического текста. | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о й. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Бунин. «Родина». | 1 | |||||
Из русской литературы XX века (21 ч.) | ||||||||
41 | Рассказ учителя. Беседа. | М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. 1 | 1 | |||||
42 | Беседа | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | 1 | |||||
43 | Практикум | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. | 1 | |||||
44(4) | Урок внеклассного чтения | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | |||||
45 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. | 1 | |||||
46(5) | Урок внеклассного чтения | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | |||||
47 | Рассказ учителя. Беседа | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 1 | |||||
48 | Рассказ учителя. Беседа. | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 1 | |||||
49(6) | Урок внеклассного чтения | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова. | 1 | |||||
50-51 (7-8) | Урок развития речи | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | 2 | |||||
52 | Обучение выразительному чтению | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | 1 | |||||
53(7) | Урок внеклассного чтения | Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | 1 | |||||
54 | Рассказ учителя. Беседа | Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади». | 1 | |||||
55 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Обучение целостному анализу эпического произведения. | Е. И. Носов. Слово о писате ле. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | 1 | |||||
56(8) | Урок внеклассного чтения | Ю.П. Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | |||||
57(9) | Урок внеклассного чтения | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | 1 | |||||
58 | Рассказ учителя. Беседа. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | |||||
59 (10) | Урок внеклассного чтения | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 1 | |||||
60 | Рассказ учителя. Беседа | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | |||||
61 (11) | Урок внеклассного чтения | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | |||||
Из литературы народов России (1 ч.) | ||||||||
62 | Рассказ учителя. Беседа | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 | |||||
Из зарубежной литературы (5 ч.) | ||||||||
63 | Рассказ учителя. Беседа | Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. | 1 | |||||
64 | Рассказ учителя. Практикум. | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. | 1 | |||||
65 | Практикум. | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | 1 | |||||
66 | Семинар. | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | |||||
67 | Рассказ учителя. Беседа. | Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | 1 | |||||
Обобщение и систематизация пройденного ( 1 ч.) | ||||||||
68 | Беседа. Тестирование. | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. | 1 | |||||
69-70 | Уроки- резервы | 2 |