12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
котова татьяна михайловна1221

Календарно-тематическое планирование

70 ч.

урока,

кол-во

часов

Вид урока.

Основные виды деятель­ности учителя

и учащихся

Название раздела, темы урока.

Основное содержание

Кол-во

час.

Дата пров-ния

 

дата

план

дата

факт

Введение ( 1 ч.)

1

Беседа. Тес­тирование

Изображение чело­века как важнейшая идей­но-нравственная проблема ли­тературы.

1

   
 

Устное народное творчество (4 ч.)

2

Рассказ учи­теля. Беседа

Предания как поэтическая автобиография народа. Истори­ческие события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

1

   

3

Рассказ учи­теля. Беседа

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского наро­да в образе главного героя. Прославление мирного труда.

1

   

4(1)

Урок

внеклассного

чтения

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбой­ник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

1

   

5

Рассказ учи­теля. Беседа

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Осо­бенности смысла и языка пословиц.

1

   

Из древнерусской литературы (3 ч.)

6

Рассказ учи­теля. Беседа

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Моно­маха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литерату­ры. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирова­ние традиции уважительного отношения к книге.

1

   

7(1)

Урок разви­тия речи.

Урок-конкурс на лучшее «Поучение».
 

1

   

8

Рассказ учи­теля. Беседа. Обучение устному рас­сказу

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Ру­си. Высокий мо­ральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

   

Из русской литературы XVIII века ( 2 ч.)

9

Рассказ учи­теля. Практи­кум .Обучение устному рассказу, выразительному чтению.

М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества госуда­рыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли ав­тора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

1

     

10

Рассказ учи­теля. Беседа.

Г. Р. Державин. «Река вре­мен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе твор­чества

1

     

Из русской литературы XIX века (30 ч.)

 

11

Рассказ учи­теля. Беседа. Обу­чение выразительному чтению.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

1

     

12

Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. Пушкин. «Медный всад­ник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Про­славление деяний Петра I. Об­раз автора в отрывке из поэмы

1

     

13

Беседа. Прак­тикум.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Оле­га и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие поня­тия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности компо­зиции. Своеобразие языка

1

     

14

Беседа.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Зна­чение труда летописца в исто­рии культуры.

1

     

15

Беседа.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького че­ловека», его положения в об­ществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гу­манизм повести

1

     

16

Практикум.

Дуня и Минский. Анализ эпизо­да «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

     

17-18

(2-3)

Урок разви­тия речи

Сочинение « Мой любимый герой Пушкина».

2

     

19

Рассказ учи­теля. Беседа. Обучение устному рас­сказу

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч­ника и удалого купца Калашни­кова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характе­ров и идеи поэмы

1

     

20

Беседа. Прак­тикум

Нравственный поединок Ка­лашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита че­ловеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песня про царя Ивана Васильеви­ча...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ ав­тора.

1

     

21

Практикум. Обучение анализу одного стихотворения. Обучение вы­разительному чтению.

М. Ю. Лермонтов. «Когда вол­нуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерст­во поэта в создании художест­венных образов.

1

     

22

Урок контро­ля

Контрольная работа по творче­ству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тести­рование)

1

     

23

Рассказ учи­теля. Беседа

Н. В. Гоголь. Слово о писате­ле. «Тарас Бульба». Историче­ская и фольклорная основа по­вести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товари­щей-запорожцев: героизм, са­моотверженность, верность боевому товариществу и под­вигам во имя родной земли.

1

     

24

Обучение устному рас­сказу. Развитие понятия о ли­тературном герое.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотиче­ский пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

     

25(4)

Урок разви­тия речи

Подготовка к сочинению по по­вести Н. В. Гоголя «Тарас Буль­ба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл про­тивопоставления образов Остапа и Андрия в повести Го­голя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")»

1

     

26

Рассказ учи­теля. Беседа

И. С. Тургенев. Слово о пи­сателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравствен­ные проблемы рассказа. Мас­терство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния чело­века. Художественные досто­инства рассказа.

1

     

27(5)

Урок разви­тия речи

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Ав­торские критерии нравствен­ности в стихотворениях в про­зе. Особенности жанра.

1

     

28

Рассказ учи­теля. Беседа. Практикум. Обучение выразительному чтению

Н. А. Некрасов. Слово о по­эте. «Русские женщины»: «Кня­гиня Трубецкая». Развитие по­нятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Ана­лиз эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Ир­кутска».

1

     

29

Обучение выра­зительному чтению.

Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» и дру­гие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

1

     

30(2)

Урок

внеклассного

чтения

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Васи­лий Шибанов» и «Михайло Реп­нин». Правда и вымысел. Кон­фликт «рыцарства» и самовластья.

1

     

31

Рассказ учи­теля. Беседа.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных по­роков общества. Смысл противопоставления генералов и му­жика. Нравственное превосходство человека из на­рода и авторское осуждение его покорности.

1

     

32(3)

Урок внеклассного чтения.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

     

33

Рассказ учи­теля. Беседа.

Л. Н. Толстой. Слово о писа­теле. «Детство» (главы). Авто­биографический характер по­вести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

     

34

Беседа. Обу­чение устно­му рассказу.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

     

35

Рассказ учи­теля. Беседа

И. А. Бунин. Слово о писате­ле. «Цифры». Сложность взаи­мопонимания детей и взрос­лых. Авторское решение этой проблемы

1

     

36

Беседа.

И. А. Бунин. «Лапти». Нравст­венный смысл рассказа. Мас­терство Бунина — прозаика и поэта.

1

     

37(6)

Урок разви­тия речи

Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства" в про­изведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина»

1

     

38

Рассказ учи­теля. Беседа.

А. П. Ч е х о в. Слово о писате­ле. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рас­сказа.

1

     

39

Беседа

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник».

1

     

40

Практикум. Обучение анализу лирического текста.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жу­ковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о й. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Бунин. «Родина».

1

     

Из русской литературы XX века (21 ч.)

   

41

Рассказ учи­теля. Беседа.

М.Горький. Слово о писате­ле. «Детство» (главы). Автобио­графический характер повести. Изображение «свинцовых мер­зостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

1

     

42

Беседа

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. По­нятие о теме и идее произве­дения.

1

     

43

Практикум

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

1

     

44(4)

Урок

внеклассного

чтения

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

     

45

Рассказ учи­теля. Беседа. Обучение вы­разительному чтению.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приклю­чение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантасти­ческих картин. Своеобразие художественной формы стихо­творения. Смысловая роль ритма и рифмы.

1

     

46(5)

Урок

внеклассного

чтения

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о ли­рическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира ли­рического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

     

47

Рассказ учи­теля. Беседа

Л.Н.Андреев. Слово о писа­теле. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нрав­ственности человека. Гумани­стический пафос произведения.

1

     

48

Рассказ учи­теля. Беседа.

А. П. Платонов. Слово о пи­сателе. «Юшка». Друзья и вра­ги главного героя. Его непохо­жесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к сострада­нию и уважению к человеку.

1

     

49(6)

Урок

внеклассного

чтения

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Веч­ные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова.

1

     

50-51 (7-8)

Урок разви­тия речи

Сочинение «Нужны ли в жизни со­чувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

2

     

52

Обучение вы­разительному чтению

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не бу­дет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пас­тернака. Способы создания по­этических образов.

1

     

53(7)

Урок

внеклассного чтения

Интервью с поэтом — участни­ком Великой Отечественной войны. Интервью как жанр пуб­лицистики. Трудности и радо­сти грозных лет войны в стихо­творениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

     

54

Рассказ учи­теля. Беседа

Ф. А. Абрамов. Слово о пи­сателе. «О чем плачут лоша­ди». Эстетические и нравст­венно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной тради­ции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади».

1

   

55

Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Обучение це­лостному анализу эпического произведения.

Е. И. Носов. Слово о писате ле. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

1

   

56(8)

Урок внеклассного чтения

Ю.П. Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаи­мовыручка как мерило нравст­венности человека.

1

   

57(9)

Урок внеклассного чтения

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Руб­цов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1

     

58

Рассказ учителя. Беседа.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют си­ние...», «Июль — макушка ле­та...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в ли­рике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

1

     

59 (10)

Урок внеклассного чтения

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная» (главы) как ду­ховное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1

   

60

Рассказ учителя. Беседа

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

   

61 (11)

Урок внеклассного чтения

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф. «Рус­ское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

   

Из литературы народов Рос­сии (1 ч.)

62

Рассказ учи­теля. Беседа

Из литературы народов Рос­сии. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

   

Из зарубежной литературы (5 ч.)

63

Рассказ учи­теля. Беседа

Р. Бернс. Слово о поэте. «Че­стная бедность» и другие сти­хотворения. Представления по­эта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие ли­рики Бернса.

1

   

64

Рассказ учи­теля. Практи­кум.

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обуче­ние выразительному чтению.

1

   

65

Практикум.

Японские хокку (хайку). Осо­бенности жанра.

1

     

66

Семинар.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных пи­сателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

   

67

Рассказ учи­теля. Беседа.

Р. Д. Брэдбери. Слово о пи­сателе. «Каникулы». Фантасти­ческий рассказ-предупрежде­ние. Мечта о победе добра.

1

   

Обобщение и систематизация пройденного ( 1 ч.)

 

68

Беседа. Тес­тирование.

Выявление уровня литературно­го развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1

   

69-70

 

Уроки- резервы

2

     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.