Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе по УМК В.Я. Коровиной
Календарно-тематическое планирование
70 ч.
№ урока, кол-во часов |
Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся |
Название раздела, темы урока. Основное содержание |
Кол-во час. |
Дата пров-ния |
||||
дата план |
дата факт |
|||||||
Введение ( 1 ч.) |
||||||||
1 |
Беседа. Тестирование |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
1 |
|||||
Устное народное творчество (4 ч.) |
||||||||
2 |
Рассказ учителя. Беседа |
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». |
1 |
|||||
3 |
Рассказ учителя. Беседа |
Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. |
1 |
|||||
4(1) |
Урок внеклассного чтения |
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. |
1 |
|||||
5 |
Рассказ учителя. Беседа |
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. |
1 |
|||||
Из древнерусской литературы (3 ч.) |
||||||||
6 |
Рассказ учителя. Беседа |
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. |
1 |
|||||
7(1) |
Урок развития речи. |
Урок-конкурс на лучшее «Поучение». |
1 |
|||||
8 |
Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. |
1 |
|||||
Из русской литературы XVIII века ( 2 ч.) |
||||||||
9 |
Рассказ учителя. Практикум .Обучение устному рассказу, выразительному чтению. |
М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. |
1 |
|||||
10 |
Рассказ учителя. Беседа. |
Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества |
1 |
|||||
Из русской литературы XIX века (30 ч.) |
||||||||
11 |
Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. |
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. |
1 |
|||||
12 |
Рассказ учителя. Беседа |
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы |
1 |
|||||
13 |
Беседа. Практикум. |
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка |
1 |
|||||
14 |
Беседа. |
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. |
1 |
|||||
15 |
Беседа. |
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести |
1 |
|||||
16 |
Практикум. |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. |
1 |
|||||
17-18 (2-3) |
Урок развития речи |
Сочинение « Мой любимый герой Пушкина». |
2 |
|||||
19 |
Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу |
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы |
1 |
|||||
20 |
Беседа. Практикум |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песня про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. |
1 |
|||||
21 |
Практикум. Обучение анализу одного стихотворения. Обучение выразительному чтению. |
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. |
1 |
|||||
22 |
Урок контроля |
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование) |
1 |
|||||
23 |
Рассказ учителя. Беседа |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. |
1 |
|||||
24 |
Обучение устному рассказу. Развитие понятия о литературном герое. |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. |
1 |
|||||
25(4) |
Урок развития речи |
Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")» |
1 |
|||||
26 |
Рассказ учителя. Беседа |
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. |
1 |
|||||
27(5) |
Урок развития речи |
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. |
1 |
|||||
28 |
Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Обучение выразительному чтению |
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». |
1 |
|||||
29 |
Обучение выразительному чтению. |
Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. |
1 |
|||||
30(2) |
Урок внеклассного чтения |
А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. |
1 |
|||||
31 |
Рассказ учителя. Беседа. |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. |
1 |
|||||
32(3) |
Урок внеклассного чтения. |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. |
1 |
|||||
33 |
Рассказ учителя. Беседа. |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
1 |
|||||
34 |
Беседа. Обучение устному рассказу. |
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. |
1 |
|||||
35 |
Рассказ учителя. Беседа |
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы |
1 |
|||||
36 |
Беседа. |
И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. |
1 |
|||||
37(6) |
Урок развития речи |
Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина» |
1 |
|||||
38 |
Рассказ учителя. Беседа. |
А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. |
1 |
|||||
39 |
Беседа |
Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». |
1 |
|||||
40 |
Практикум. Обучение анализу лирического текста. |
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о й. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Бунин. «Родина». |
1 |
|||||
Из русской литературы XX века (21 ч.) |
||||||||
41 |
Рассказ учителя. Беседа. |
М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. 1 |
1 |
|||||
42 |
Беседа |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. |
1 |
|||||
43 |
Практикум |
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. |
1 |
|||||
44(4) |
Урок внеклассного чтения |
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. |
1 |
|||||
45 |
Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. |
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. |
1 |
|||||
46(5) |
Урок внеклассного чтения |
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. |
1 |
|||||
47 |
Рассказ учителя. Беседа |
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. |
1 |
|||||
48 |
Рассказ учителя. Беседа. |
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. |
1 |
|||||
49(6) |
Урок внеклассного чтения |
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова. |
1 |
|||||
50-51 (7-8) |
Урок развития речи |
Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). |
2 |
|||||
52 |
Обучение выразительному чтению |
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. |
1 |
|||||
53(7) |
Урок внеклассного чтения |
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. |
1 |
|||||
54 |
Рассказ учителя. Беседа |
Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади». |
1 |
|||||
55 |
Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Обучение целостному анализу эпического произведения. |
Е. И. Носов. Слово о писате ле. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». |
1 |
|||||
56(8) |
Урок внеклассного чтения |
Ю.П. Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. |
1 |
|||||
57(9) |
Урок внеклассного чтения |
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. |
1 |
|||||
58 |
Рассказ учителя. Беседа. |
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. |
1 |
|||||
59 (10) |
Урок внеклассного чтения |
Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. |
1 |
|||||
60 |
Рассказ учителя. Беседа |
М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. |
1 |
|||||
61 (11) |
Урок внеклассного чтения |
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. |
1 |
|||||
Из литературы народов России (1 ч.) |
||||||||
62 |
Рассказ учителя. Беседа |
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. |
1 |
|||||
Из зарубежной литературы (5 ч.) |
||||||||
63 |
Рассказ учителя. Беседа |
Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. |
1 |
|||||
64 |
Рассказ учителя. Практикум. |
Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. |
1 |
|||||
65 |
Практикум. |
Японские хокку (хайку). Особенности жанра. |
1 |
|||||
66 |
Семинар. |
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви |
1 |
|||||
67 |
Рассказ учителя. Беседа. |
Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. |
1 |
|||||
Обобщение и систематизация пройденного ( 1 ч.) |
||||||||
68 |
Беседа. Тестирование. |
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. |
1 |
|||||
69-70 |
Уроки- резервы |
2 |