План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах и предложениях»
Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
- Формировать навыки построения связного высказывания;
- Развивать артикуляционную моторику: воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей.
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика.
Логопед вывешивает карточку на доску и предлагает выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
Упражнения:
- «массаж для язычка»
- «лопаточка»
- «качели»
- «чашечка»
- «грибок»
- «вкусное варенье»
II. Дифференциация звуков [Ш-Ж] .
При работе над дифференциацией [Ш-Ж] прежде всего необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух
Змея шипит: ш-ш-ш.
Пчела жужжит: ж-ж-ж.
Чья песенка звучит звонче? Чья песенка глухая?
III. Дифференциация [ш-ж] в слогах.
Достаем следующую картинку
- Посмотри на картинку, кого ты здесь видишь? (Девочка и кошка)
- Девочку зовут Женя. Повтори ее имя.
- Кошку зовут Машка. Повтори ее имя.
- Женя любит петь кошке Машке песенку. Давай прочтем, какую песенку поет Женя Машке.
Произносить слоги.
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
ша-шо-жо
жу-жу-шу
ши-же-ше
Дифференциация [ш -ж] в словах
Логопед выставляет на доску картинку с изображением двух гномов, а так же предметных картинок.
- К нам в гости пришли два друга-гномика. Одного из них зовут Шутник, а другого Снежок. Повторите имена гномиков.
- Где стоит звук [ш] в имени гномика Шутник? (В начале слова)
Этот гномик любит все слова, в которых есть звук [ш]. Какие картинки заберет себе Шутник? (Штанга, машина, малыш шорты, бабушка, мышка)
- Где стоит звук [ж] в имени гномика Снежок? (В середине слова)
Этот гномик любит все слова, в которых есть звук [ж]. Какие слова заберет себе Снежок?
(Желуди, лужа, лыжи, ежи, мороженое, жук)
- Мы поделили картинки между друзьями. Теперь давайте поможем им найти среди картинок только те, которые отвечают на вопрос «Кто это?» (Мышонок, жук, бабушка, малыш, ежи).
- А теперь найдем картинки, которые отвечают на вопрос «Что это?» (шорты, машина, штанга, желуди, лыжи, лужа.)
V. Дифференциация [ш-ж] в предложениях.
-Наши друзья гномики приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
-Что изображено на первой схеме? (Мешок, вишня)
- Как ты думаешь, что лежит в мешке? (Вишня лежит в мешке)
- Придумай предложения по остальным схемам.
(Малыш играет с шарами. Маша собирает ландыши, Еж собирает желуди. Ножом режут баклажан.)
VI. Итог занятия.
- С каким звуком мы играли сегодня? [ш -ж].
- Вспомни и назови имена, в которых встречается звук [ш -ж].
Литература
http://logoped18.ru/. Автор материала: Медведева Оксана Владимировна