План-конспект классного часа «Все мы разные» (9–11 класс)
Автор: | Фролова Е.Н. , педагог-психолог МБОУ СШ №5 п.Ключи-1. |
Класс: | 9-11 |
Тема: | «Все мы разные» |
Тип занятия: | Классный час с элементами тренинга |
Цель: | Сформировать представление об «особых людях», "людях с инвалидностью", развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью). |
Задачи: | - Углубить знания термина «толерантность», уважение к людям; - Помочь подросткам почувствовать свою уникальность, значимость и сходство с другими; - Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях;. - Содействовать формированию позитивного образа «я и другие». |
Методы | Репродуктивный, проблемный, практический, кроссенс технология. |
Формы организации деятельности | Фронтально-коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная. |
План классного часа | Организационный момент – 5мин. Введение в тему, мотивация, актуализация знаний – 5 мин. Изучение нового материала – 10 мин. Практическая работа – 10 мин. Обобщение – 5 мин. Рефлексия - 5мин. |
Оборудование | 1. Компьютер с выходом в интернет; 2.Проектор; 2. Презентация к уроку; 3.Раздаточный материал для работы в и парах; 4. Анкета. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: основные понятия темы, толерантность, люди с ограниченными возможностью здоровья. Уметь: использовать интернет-ресурсы, и другие источники информации. Метапредметные: Познавательные: формирование умений классифицировать, сравнивать и анализировать, обобщать данные. Регулятивные: развивать умения работать в соответствии с поставленными целями; формировать умения для проявления внеурочной деятельности инициативности и самостоятельности; вносить необходимые коррективы в ходе работы, учитывать характер сделанных ошибок, уметь оценивать свои действия, высказывать своё мнение, делать выводы. Коммуникативные: формирование умения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, уметь вступать в диалог; быть ответственным за результат своих действий, наблюдать за действиями одноклассников, анализировать их деятельность, уметь увидеть неточности и корректировать их. Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу , формирование устойчивой мотивации. |
Источники: | https://i.pinimg.com/originals/39/98/50/399850a18480c8193d01376b439447ba.jpg (заставка для презентации) https://riafan.ru/1342298-prazdnik-osobennykh-lyudei |
Этапы классного часа/ время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг. момент (5 мин.) | Добрый день ребята, прошу вас занять стул, стоящий в круге. (стулья заранее расставляются в круг в конце кабинета). Ребята, прежде чем начать классный час, мне хотелось бы напомнить вам о некоторых правилах общего разговора: - Слушайте внимательно, не перебивайте! -Говорить не заставляем, но и не запрещаем! -Не повторяйся в выступлениях! -Критикуя, не обижай! -Говорите точно и только по делу! -Критикуете – предлагайте! (СЛ.2) Давайте начнем сегодняшний классный час с игры «Поменяйтесь местами те, кто..» (у кого голубые глаза, темные волосы, любит борщ, сегодня пришел в брюках…) А теперь внимание на экран, сформулируйте тему нашего классного часа!(Дети занимают места за столами). | - Ученики рассаживаются в круг; - Повторение правил общего разговора; - выполнение упражнения. |
II. Введение в тему, мотивация (5 мин.) | Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями. (СЛ.3) Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Все мы разные) Кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. | - Выстраивание ассоциативных связей; - Ответы детей, формулировка темы классного часа. |
III. Изучение нового материала (10 мин.) | Действительно, тема нашего классного часа «Все мы разные». Но будем мы говорить сегодня о «особенных людях». День людей с ограниченными возможностями в России– далеко не самое популярное событие. Многие даже не знают об этой дате – 3 декабря. А ведь она так важна для миллионов и миллионов россиян! (СЛ.4) Ребята, давайте посмотрим видеоролик (просмотр видеоролика https://youtu.be/Brz9cb6B-U4 ) (СЛ.5) Как появился Международный день инвалидов? Праздник был учрежден Организацией Объединенных Наций в 1992 году. Все страны, входящие в состав ООН, обязаны проводить в этот день специальные мероприятия, посвященные особому ритму жизни людей с инвалидностью, рассказывать об их трудностях и потребностях. А также инициировать различные программы, помогающие создавать для людей с ограниченными возможностями более комфортные условия жизни и труда. Каждый год в День инвалидов выбирают определенную тему, раскрывающую различные стороны жизни людей с ограниченными возможностями. Так, например, темой 1998 года стало искусство, культура и независимый образ жизни, тема 2002 года — самостоятельная жизнь и устойчивый заработок, а в 2005 году праздник проходил под знаком «Права инвалидов: деятельность в процессе развития». Тема 2020 года: «На пути к инклюзивному и устойчивому миру после пандемии с учетом потребностей инвалидов». Все эти направления так или иначе поднимают актуальные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды.День инвалида в России сегодня– день очень многогранный: - он посвящается не только помощи и поддержке людей с ограниченными возможностями; - это еще и борьба за их права; -повышение информированности населения о проблемах и потребностях инвалидов; - принятие разного рода мер для улучшения их положения; - напоминание об уважении, не дискриминации, потребности в личной свободе и независимости; - вовлечение общественности в решение проблем людей с инвалидностью и многое другое! | - Просмотр видеоролика; - Ответы детей. |
IV. Практическая работа (10 мин.) А) Работа в парах; Б) Групповая работа/тренинг. | Ребята, скажите, а кто же это, инвалиды, что вы знаете о таких людях? (СЛ.6) Сейчас вам предстоит работа в парах. У вас на столах лежат карточки внимательно прочтите, выполните задания и дайте ответ, кто же это- «инвалид». (Прил.1) Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, людей - это здорово. А как живут люди с проблемами: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата…) Но ведь инвалидность – не приговор! (СЛ.7) Давайте снова переместимся в конец класса и займем места в круге. Упражнение «Инвалидность-не приговор» Ребята, я попрошу подойти ко мне 1 человека. Я завяжу ему глаза и попрошу встать в центр круга. Пригласи в круг одного из одноклассников на основании какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. (Например: «Максим, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что ты, как и я люблю рок) Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге. (Цель:повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, а так же показать, что не смотря ни на что, у ребят много общего). Игру можно повторить перевезав руку, ногу…участникам. Скажите, какие чувства испытывали вы, оказавшись в роли человека с ограниченными возможностями здоровья? Комфортно ли вам было? Что испытывали участники, когда слышали свое имя? Давайте вернемся за столы. (СЛ.8) Я предлагаю вам заполнить анкету «Твое отношение к людям с ограниченными возможностями». (Прил.2). Помните, здесь нет правильных или неправильных ответов, выберите вариант, отражающий ваше мнение. (Анкетирование(анонимное), анализ результатов). | - Рассуждения и ответы детей; - Выполнение заданий в парах. - Рассуждения и ответы детей; - Участие в тренинге. - Рассуждения и ответы детей; - Заполнение анкеты, - Подведение результатов. |
V. Обобщение (5-8 мин.) | А закончить наш классный час мне хотелось небольшим упражнением. (СЛ.9)Посмотрите на экран. Это человек, живущий на планете Земля. Какими качествами характера он должен обладать? Верно и подытожить я хочу совами Цицерона: "Каждый человек-отражение своего собственного мира", так наполните его прекрасным! Просмотр видеоролика «И невозможное возможно»( Истории о людях с большой буквы. О людях. которые смогли добиться поставленной цели преодолевая ограничения и обстоятельства). (СЛ.10) | - Высказывания и обоснования детей. |
VI. Рефлексия. (2-3мин.) | - Ребята, какому дню был посвящён наш классный час? - Что было для вас трудным? - Что понравилось больше всего? -Узнали ли вы что-то новое? (СЛ.11) | - Ответы детей на вопросы; - Осмысление и закрепление. |
Приложение1
Приложение 2
Опросник «Твое отношение к людям с ограниченными возможностями»
Данный опросник ориентирован на выявления отношения обучающихся к инвалидам.
Ребята, прочитайте внимательно вопрос и поставьте V в окошке с тем вариантом ответа, который отражает ваше мнение.
Вопрос | а | б | в | г |
| часто | редко | иногда | никогда не встречаются |
2. Что ты знаешь о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях? | Да, знаю, что им приходится несладко | Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно | Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой | твой вариант ответа: |
3. Какие чувства вызывают у тебя люди - инвалиды при встрече? | жалость и сочувствие | любопытство | безразличие | неприязнь |
4. Если бы в твой класс пришел ученик с ограниченными возможностями ты бы относился к нему: | как к равному | старался помогать ему | избегал общения с ним | не обращал внимания |
5. Как по твоему мнению люди с инвалидностью относятся к здоровым людям? | Доброжелательно | Безразлично | Завидуют здоровым людям и их возможностям, | С неприязнью и обидой |
6. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, ты поможешь ему? | Да, конечно | Сперва подумаю | Скорее всего нет | Затрудняюсь ответить |
7. Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске? | Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи | Буду помогать ему, если только он попросит меня об этом | Постараюсь поменять своё место | Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается |
8. В интересах инвалидов можно постараться сделать следующее: | Пересмотреть своё отношение к инвалидам | Даже не знаю, чем я могу помочь инвалидам | Помощь инвалидам – забота государства | твой вариант ответа |
9. Что хорошего и полезного делается, в нашем городе для инвалидов? | Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными | Кое-что делается – устанавливаются пандусы и знаки | Не делается практически ничего | Зачем что-то делать если инвалиды практически не выходят из дома |
Подведем итоги:
Посчитайте кол-во ответов а,б,в, г по столбцам. В столбце, в котором у вас больше всего ответов и присущ вам:
Столбец А Высокий уровень толерантности и эмпатии. Вы признание людей с особыми потребностями, их образ жизни. Положительное отношение к отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям помощи, способность находить в себе силы не быть равнодушными и не проходить мимо. Умение избегать оценки, предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные ценности.
Столбец Б Невысокий уровень толерантности и эмпатии. Вы признаете и принимаете людей с особыми потребностями, их образ жизни, уважаете, но при этом имеете склонность разделять (зачастую неосознанно) некоторые предрассудки, использовать стереотипы в отношении людей с инвалидностью. Вам затруднительно представить, с какими проблемами могут сталкиваться эти люди.. Это объясняется непониманием и неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Столбец В Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права людей с особыми потребностями, но при этом испытывает личное неприятие отдельных качеств этих людей. Вы проявляете нетерпимость и пытаетесь оправдать себя ссылками на общественное мнение («все так считают»), («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»).
Столбец Г Высокий уровень интолерантности. Вы сознательно отказываетесь признавать, принимать и понимать людей с особыми потребностями. Это проявляется в склонности характеризовать отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной облик. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия.
Карточка для работы в паре
JPG / 59.25 Кб
Анкета
DOCX / 17.77 Кб
Презентация к кл.часу "Все мы разные"
PPTX / 2.23 Мб
Фролова Елена Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Галина Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Козленко Ирина Анатольевна
Маленькая Наталья Анатольевна
Фролова Елена Николаевна
Хехнёв Д.В.
Фролова Елена Николаевна
Тоцкая Ольга Викторовна
Фролова Елена Николаевна
Тарасова Ирина Викторовна