План-конспект НОД в подготовительной к школе группе «Звуки [р-рь]. Буква «Р»
План-конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «Звуки [р-рь]. Буква «Р».
Конспект НОД разработала:
учитель-логопед МБДОУ ДС № 2 «Крепыш» г.Кузнецка
Гусева Анна Петровна
Коррекционно-образовательные задачи:
1. учить детей давать сравнительную характеристику звукам [р-рь];
2. учит дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
3. закреплять навыки чтения и печатания слов, предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать фонематический слух и восприятие;
2. развивать навыки звуко-буквенного анализа;
3. развивать мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. воспитывать любознательность, положительное отношение к занятию;
2. воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Оборудование: тетради; ручки; цветные карандаши; предметные картинки на изучаемые звуки (грибы, аквариум, гитара, варежки, рюкзак, фонарик, шарф, шары, радио, робот); изображения мальчика и девочки; синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Первым на место садится тот, кто правильно и четко повторит словосочетание:
ровная дорога
капризный ребенок
ручной барсук
резиновая грелка
розовый карандаш
крепкая верёвка
рыбный пирог
горькая рябина
красный сарафан
II. Объявление темы занятия
И/у «Четвёртый лишний»:
мандарин, ананас, помидор, киви
морковь, репа, рябина, редис
По просьбе логопеда дети выделяют конечный согласный в слове помидор, начальный согласный звук в слове – рябина.
Далее логопед сообщает детям о том, что они сегодня будут работать со звуками [р-рь] и буквой «Р».
III. Артикуляция, характеристика, сравнение звуков.
Дети хором и индивидуально произносят звуки [р, рь], дают им характеристику по плану (положение губ, зубов, языка; участие голоса; характер воздушной струи), сравнивают эти два звука между собой (выделяют сходства и различия).
IV. Дифференциация звуков.
а) в слогах. И/у «Наоборот»
ра – ря
ро – рё
ру – рю
ры – ри
рэ – ре
б) в словах. Логопед произносит слова, дети внимательно их слушают и выполняют задание: на слова с твёрдым звуком [р] – поднимают синий квадрат, а на слова с мягким звуком [рь] – зелёный квадрат.
Рыба, Рита, рябина, ряд, рама, ракушка, рисунок, пирог, горох, рис, ребёнок, Рома.
в) в произношении. И\у «Подарки для Ромы и Риты».
Перед детьми на столах лежит по одной предметной картинке.
Логопед предлагает детям подарить Роме и Рите подарки. Роме те, в названии которых слышится твёрдый звук [р], а Рите подарки с мягким [рь].
Каждый ребенок выходит к доске и оставляет свою картинку рядом с Ромой или Ритой, проговаривая предложение «Я подарю Роме карандаш», «Я подарю Рите варежки»… и т.д.
V. Динамическая пауза.
«Птицы летят» (проводится 2 раза)
Птицы летят.
Воробушки сели.
Птицы улетели.
Дети за столы сели.
Ребята встают, выходят из-за столов. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Под слова логопеда «птицы летят» дети делают взмах руками (крыльями). Под слова «воробушки сели» дети приземляются легко, бесшумно, делают подскоки на носках; под слова «птицы улетели» встают, садятся на свои места.
VI. И/у «Слово рассыпалось».
Дети собирают слова из отдельных букв, записывают их в тетрадь, выполняют звуковой анализ.
ы, р, с – сыр
р, с, и – рис
р, з, а, о – роза
ш, р, к, и, а – шарик
VII. Работа с предложениями.
Тут Рита и Рома.
У Ромы грибы.
У Риты шары.
Логопед даёт детям следующие задания для работы с предложениями (с каждым предложением отдельно):
- прочитать предложение;
- определить, что записано на доске, предложение или нет?;
- доказать, что это предложение;
- ответить на вопрос: из скольки слов состоит предложение?;
- назвать первое, второе, третье слово;
- назвать самое короткое слово;
- записать предложение в тетрадь;
- выполнить звуковой анализ слов в предложении.
VIII. Итог занятия.
Логопед подводит итог занятия, даёт положительную оценку работе детей, спрашивает о том, чем занимались дети на занятии, с какими звуками и буквой работали, какие упражнения выполняли, во что играли.