План-конспект открытого урока по предмету «Ритмика и танец» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Основы хореографического искусства». Преподаватель Наталья Николаевна Фалкенберг. Концертмейстер Алла Олеговна Гетман.
Занятия хореографическое искусством не только интересны детям, но и полезны для воспитания здоровой осанки, уверенности в своих движениях. Движение под музыку даёт заряд бодрости и отличного настроения. Бывает так, что ребёнок в силу физических данных не может реализовать своё желание танцевать и танец становится для него недостижимой мечтой. Нельзя отказать подрастающему человеку участвовать в коллективе, воплотить свои стремления и выйти на сцену в танце. Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ даёт такую возможность.
План-конспект открытого урока по предмету «Ритмика и танец» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Основы хореографического искусства». Преподаватель Наталья Николаевна Фалкенберг. Концертмейстер Алла Олеговна Гетман.
Открытый урок проведён с группой 2 класса. В этом классе обучается ученица М. Диагноз: врождённая аномалия развития кисти. Клешнеобразная кисть. Справку о наличии ОВЗ родители не предоставляли, поэтому Адаптированной программы для неё не разработано. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы хореографического искусства» предполагает индивидуальный подход, построение индивидуальной траектории развития танцевальных навыков, в зависимости от особенностей и возможностей учащегося.
М. обучается в группе вместе со здоровыми детьми. Девочка развивает свои навыки достаточно хорошо. Трудностей общения с ней нет ни у учащихся, ни у преподавателей. Старательная. В танце проявляет себя ярче, чем в классических упражнениях. Очень любит танцевать.
Тема урока: Воспитание и развитие музыкально-ритмических навыков на уроках «Ритмика и танец» в ДШИ
Цель урока: закрепить навыки движения под музыку
Задачи: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках; развитие осмысленного исполнения движений; развитие танцевально-ритмической координации и музыкальности; формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе
Методы: показ, объяснение, повторение
Ход урока:
Работа на середине зала
Поклон. Муз.р 2/4
Преподаватель: поклон – важный элемент народно-сценического танца. Его необходимо выполнять красиво, правильно и эмоционально. Обязательно – чётко вместе, ансамблем. Исходное положение – III выворотная позиция ног, руки опущены вдоль корпуса голова прямо взгляд – перед собой.
Концертмейстер, пожалуйста, со вступления. Звучит вступление
1, 2 такты – 3 шага вперёд по I позиции с правой ноги. Корпус спокоен, руки опущены вниз, взгляд прямо перед собой. На 2-ую четверть 2-го такта левая нога подставляется в III позицию сзади правой ноги. На 4-ую восьмую правая рука прямая поднимается до уровня II позиции, корпус ещё сильнее вытягивается, подбородок чуть приподнимается.
3 такт – исполняется поясной поклон, правая рука закрывается в V позицию к левому плечу, локоть чуть приподнят, корпус остаётся прямым.
4 такт – прямой корпус поднимается в исходное положение, правая рука спокойно опускается вниз.
5, 6 такты – 3 шага назад с левой ноги. Плечами и затылком чуть податься назад. Шаг исполняется в длину, точно за плечо, через проходящее, заниженное cou de pied, раскрывая колено рабочей ноги в сторону. Руки остаются неподвижны. На 2-ую четверть 6-го такта правая нога подставляется в III позицию впереди левой ноги. На 4-ую восьмую правая рука прямая поднимается до уровня II позиции, корпус ещё сильнее вытягивается, подбородок чуть приподнимается.
7 такт – исполняется поясной поклон, правая рука закрывается в V позицию к левому плечу, локоть чуть приподнят, корпус остаётся прямым.
8 такт – прямой корпус поднимается в исходное положение, правая рука спокойно опускается вниз.
У М. поклон получается своеобразный – правая рука не принимает полного участия в движениях, работает только корпус и ноги. Замечания её делаются только с вниманием на ноги.
Преподаватель: «В момент, когда рука закрывается в V позицию, необходимо удлинить её, показав широту и простор земли русской».
2. Разминка по кругу:
- танцевальный шаг по I позиции на каждую четверть, шаг на высоких полупальцах по I позиции на каждую четверть, шаг на пятках по I позиции на каждую четверть (следить за подтянутостью корпуса) – р.н.п. «Субботея», (2/4)
Начиная с центральной девочки, учащиеся по одному начинают выстраиваться на круг, соблюдая интервал в один такт (каждый следующий учащийся начинает движение на сильную долю каждого такта). Движение идёт по ходу против часовой стрелки. Это даёт возможность учащимся двигаться по широкому кругу, делая шаг с правой ноги из круга. Как только учащиеся вышли на круг, с новой музыкальной фразы исполняется танцевальный шаг с носка по первой выворотной позиции в следующей раскладке:
1 такт
«раз и» – правая нога приемом battemente tendu выводится вперёд на носок. Следим за натянутостью и выворотностью обеих ног и за тем, чтобы «квадрат» плеч и бёдер соблюдался;
«два и» – подворачивая пятку правой ноги в выворотное положение, делаем шаг на правую ногу, левая нога до предела вытягивается. Следим за натянутостью ног в коленном суставе, в стопе и пальцах, проверяем выворотность обеих ног, при подтянутом и неподвижном корпусе.
2 такт:
«раз и» – левая нога приёмом battemente tendu закрывается в I позицию;
«два и» – пауза;
3-4 такты – движение продолжается с другой ноги.
шаг на высоких полупальцах в сочетании с хлопками, шаг на пятках по I выворотной позиции – р.н.п. «Субботея», (2/4)
Продолжительность каждой комбинации – два музыкальных предложения (16 тактов).
1-3 такты – шаги с правой ноги на высоких полупальцах по I прямой позиции на каждую четверть такта, сопровождаемые хлопками, также на каждую четверть такта;
4 такт – шаги с правой ноги продолжаются на каждую четверть, исполняется три хлопка на каждую восьмую долю, на четвёртую восьмую выдерживается пауза;
5-16 такты – комбинация повторяется.
17-20 такты – шаги на пятках с правой ноги по I выворотной позиции, руки согнутые в локтях находятся за спиной в VII позиции;
21-22 такты – шаги на высоких полупальцах с правой ноги на каждую четверть такта, сопровождаемые хлопками на каждую четверть такта;
23-24 такты – шаги на высоких полупальцах с правой ноги на каждую четверть такта, сопровождаемые тройными хлопками на каждую восьмую долю такта, на четвёртую восьмую каждого такта выдерживается пауза;
25-26 такты – повторяется комбинация 21-22 тактов;
26-27 такты – повторяется комбинация 23-24 тактов.
Преподаватель: ритмически с заданием справились неплохо. При исполнении шага на пятках, я попрошу вас обратить внимание на колени и корпус.
Бег по кругу с поджатыми ногами назад, вперёд коленями до груди; с прямыми ногами вперёд, назад на каждую четверть такта – «Утушка Луговая» обработка Н. Чайкина, (2/4)
Преподаватель: «Во время исполнения движения необходимо следить за натянутостью и выворотностью ног, подтянутостью корпуса, за «крепкой» IV позицией рук, а также за чётким совпадением движения и музыкальной фразы. Во всех видах бега каждый шаг исполняется на каждую четверть такта».
Учащиеся исполняют бег.
Фигурная маршировка – «Военный марш», (4/4)
Преподаватель: Постарайтесь четко сохранять линии в движении, следите за корпусом, внимательно слушайте музыку.
Этюд включает в себя перестроения по линиям, в колонны, в диагонали, по кругу, «прочёсы», марш на месте, в повороте в парах на 90º в сочетании с хлопками на сильную долю и на каждую четверть и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся чётко слышали начало и конец музыкальной фразы.
Исходное положение: учащиеся располагаются в условных кулисах с правой и левой сторон по 4 человека.
Звучит вступление 2 такта.
1-4 такты – учащиеся по заднику выходят с двух сторон на встречу друг другу и на центре выстраиваются в одну колонну через одного человека;
5-6 такты – марш на месте в колонне, руки находятся в IV позиции;
7-8 такты – марш на месте продолжается и сопровождается хлопками на каждую четверть такта;
9-10 такты – на сильную долю первого такта учащиеся через одного поворачиваются лицом в 3 и 7 точки зала;
11-12 такты – учащиеся ровными линиями расходятся в стороны условных кулис в точки зала 3 и 7; на четвёртую четверть второго такта учащиеся разворачиваются лицом в 5 точку зала;
13-14 такты – учащиеся двигаются по заднику за ведущими в затылок друг за другом и встречаются на центре;
15-18 такты – учащиеся через одного человека выстраиваются в одну колонну, двигаясь в I точку зала;
19-20 такты – учащиеся исполняют марш на месте с хлопками на каждую четверть такта;
21-24 такты – учащиеся по одному расходятся вправо, влево на первую и третью четверти каждого такта, двигаясь за ведущими по полукругу к заднику;
25-30 такты – учащиеся встречаются на центре в 5 точке зала и, выстраиваясь в две колонны на сильную долю каждого такта, двигаются в I первую точку зала;
31-32 такты – на сильную долю первого такта учащиеся поворачиваются лицом друг к другу; на сильную долю второго такта учащиеся заходят в одну линию, встречаясь со своей парой правым плечом;
33-34 такты – учащиеся, сохраняя положение правым плечом друг к другу, продолжают поворот в паре, выстраиваясь в две колонны (одна лицом в 1 точку, другая лицом в 5 точку зала);
35-36 такты – учащиеся продолжают поворот в паре, выстраиваясь в одну линию, через одного лицом в 3 и 7 точки зала;
37-38 такты – учащиеся продолжают поворот в паре, выстраиваясь в две колонны (одна лицом в 1 точку, другая лицом в 5 точку зала);
39-44 такты – учащиеся, двигаясь за ведущими выстраиваются на две диагонали: колонна, стоящая лицом в 1 точку зала, движется через 2 точку зала в 6-ую; колонна, стоящая лицом в 5 точку зала, движется через 6 точку зала во 2-ую;
45-46 такты – марш на месте в диагоналях с хлопками на каждую четверть такта;
47-50 такты – учащиеся по 4 человека расходятся на два круга: один в углу во 2-ой точке зала, другой в углу в 6-ой точке зала;
51-58 такты – учащиеся, двигаясь за ведущими выстраиваются в общий круг;
59-62 такты – учащиеся выстраиваются в «коробочки» по 4 человека во 2 и в 6 точках зала, марш сопровождается хлопками на каждую четверть такта;
63-64 такты – учащиеся, стоящие во 2-ой точке зала, сохраняя «коробочку», начинают движение в 4-ую точку зала; учащиеся, стоящие в 6-ой точке зала, начинают движение в 8-ую точку зала;
65-66 такты – марш на месте с хлопками на каждую четверть такта лицом в 1и 5 точки зала соответственно;
67-68 такты – учащиеся, сохраняя «коробочки», движутся из 4-ой в 6-ую точку зала, из 8-ой во 2-ую точку зала;
69-60 такты – марш на месте с хлопками на каждую четверть такта лицом во 2-ую и 6-ую точки зала соответственно;
61-62 такты – учащиеся, стоящие во 2-ой точке зала, сохраняя «коробочку», начинают движение в 4-ую точку зала; учащиеся, стоящие в 6-ой точке зала, начинают движение в 8-ую точку зала; обе группы встречаются на середине зала;
63-64 такты – марш на месте с хлопками на каждую четверть такта;
65-66 такты – учащиеся, сохраняя «коробочки», прочёсом меняются местами, двигаясь в 3 и 7 точки зала соответственно;
67-68 такты – учащиеся, после прочёса выстраиваются в две ровные линии, разворачиваясь лицом в 1 точку зала; марш сопровождается хлопками на каждую четверть такта.
Преподаватель: Молодцы, старались. Давайте повторим ещё раз. Необходимо научиться чётко вступать в начало музыкальной фразы. Будьте внимательны в конце предыдущей фразы.
Комбинация притопов и хлопков – р.н.п. «Подружка моя», (2/4)
Комбинация включает в себя притопы, переступания по I прямой позиции, в сочетании с хлопками на месте (притопы и хлопки исполняются, поочерёдно начиная с сильной доли на каждую восьмую), переступания в продвижении в сочетании с притопами на каждую четверть и на каждую восьмую.
Исходное положение – I прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.
Preporasion – лёгкое plie, корпус остаётся подтянутым, затылок находится над пятками, подбородок приподнят.
1 такт:
«раз» – притоп правой ногой по I прямой позиции;
«и» – хлопок в ладоши перед собой;
«два» – притоп левой ногой;
«и» – хлопок.
2 такт – повторить комбинацию 1 такта.
3 такт:
«раз и» – два притопа с правой ноги;
«два и» – два хлопка.
4 такт:
«раз и» – два притопа с правой ноги;
«два» – один хлопок;
«и» – пауза.
5-6 такты – повторить комбинацию 1-2 такта.
7 такт – четыре притопа с правой ноги.
8 такт:
«Раз и, два» – три хлопка;
«и» – пауза.
9-10 такты – четыре притопа с правой ноги на каждую четверть такта по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции.
11 такт:
«раз и, два» – три притопа с правой ноги по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции. Левая нога остаётся у щиколотки правой в прямом положении, голова делает лёгкий наклон к левому плечу. Корпус, при этом, остаётся прямой и подтянутый.
«и» – пауза.
12 такт – повторяется комбинация 11 такта с левой ноги. Правая нога остаётся у щиколотки левой, голова наклоняется к правому плечу.
13-20 такты – повторяется комбинация 9-12 такта дважды.
21, 22 такты – четыре притопа с правой ноги на каждую четверть такта по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции.
23 такт – четыре притопа с правой ноги на каждую восьмую такта по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции.
24 такт:
«раз» – притоп правой ногой с продвижением вперёд;
«и» – притоп левой ногой с продвижением вперёд, слегка углубляя plie на левой ноге и повышая правую ногу. Голова делает лёгкий наклон вперёд, не касаясь груди подбородком. Корпус остаётся прямой и подтянутый;
«два» – финальный притоп правой ногой в I прямую позицию. Голова с акцентом поднимается в исходное положение. Корпус ещё сильнее вытягивается;
«и» – пауза.
Преподаватель: Девочки, вам весело сейчас было? Исполним ещё раз. Чтобы подчеркнуть характер движения, лёгкий наклон нужно сделать чуть активнее, чётко вместе. А для этого нужно внимательнее слушать музыку. Выполняем ещё раз. Улыбаемся, мы на сцене!
Ученица М. в этом упражнении не может исполнить хлопок, поэтому, изображает движение только левой рукой.
Полька – «Полька», обработка В. Жигалова, (2/4)
Преподаватель: Полька. Это лёгкий, весёлый чешский народный танец. Чтобы добиться лёгкости в исполнении, необходимо хорошо поработать мышцами, следить за «квадратом» плеч, бёдер, за подтянутостью корпуса. В прыжке ноги до предела должны быть натянуты в коленном суставе и собираться в плотную выворотную III позицию. Для того, чтобы приземление с прыжка было лёгким необходимо подъём и пальцы обеих ног сильно вытянуть.
Исходное положение – учащиеся стоят боком друг к другу; III выворотная позиция ног правая нога впереди, руки свободно опущены вдоль корпуса.
Preporasion – руки из подготовительного положения закрываются в IV позицию. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.
1 такт:
«раз» – шаг вперёд с натянутой правой ноги; корпус прямой и подтянутый, подбородок чуть приподнят;
«и» – прыжок, ноги в воздухе собираются в плотную III выворотную позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят;
«два» – приземлиться на левую, слегка смягчённую в коленном суставе ногу. Правая нога, натянутая в коленном суставе, стопе и пальцах повторяет шаг вперёд;
«и» – прыжок повторяется с правой ноги. Ноги в воздухе собираются в плотную III выворотную позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят.
2 такт – повторить движение 2-ого такта, начиная шаг с левой ноги.
Хороводный шаг – «Родничок», музыка М. Иорданов, (4/4)
Преподаватель: Шаг исполняется на высоких полупальцах. Мысленно наденьте каблучки 10 см. и постарайтесь исполнить это движение на одном уровне. Скачущие движения корпуса не допускаются. Он остаётся прямой и подтянутый. Мысленно поставьте стакан с водой на голову, но сначала подтянитесь, плечи расправьте и с силой опустите вниз, оставляя спину широкую и ровную. Взгляд чуть выше уровня глаз. Руки неподвижны, свободно опущены вдоль корпуса. Каждый шаг исполняется на каждую восьмую долю такта.
Учащиеся исполняют хороводный шаг.
Преподаватель: Очень хорошо. Этот шаг вы усвоили. В следующей четверти мы уже сможем разобрать с вами хоровод.
В заключение урока – Поклон
Преподаватель: Молодцы. Всем спасибо. Очень приятно смотреть, когда группа выполняет движения точно под музыку, вы дружные и весёлые, думаю, на сцене будет так же ярко.
Все движения, которые М. не может выполнить, не обсуждаются, внимание на них не направлено. Требования предъявляются только к тем элементам, которые выполнить ей возможно, здесь требуется внимание, подчёркивается точность выполнения. Девочка старается, занимается с удовольствием.
Используемая литература
Зацепина К.С., Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фарманянц Е.К. «Народно-сценический танец». - М., 1979. - 181с.
Зихлинская Л.Р., Мей В.П. «Первые шаги». Практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). - К.: Логос, 2003. - 360 с.
Климов А. «Основы русского народного танца». - М.: Издательство МГИК, 1994. - 268с.