Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы мнемотехники»

3
0
Материал опубликован 15 June 2023


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы мнемотехники»

​​​​​​​ Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы мнемотехники» (далее - Программа) социально-педагогической направленности. Программа предназначена для обучения школьников, желающих использовать в процессе обучения эффективные техники запоминания информации. Изучая основы мнемотехники, обучающиеся смогут практически применять и использовать полученные знания в жизни и учебе. Уровень Программы - базовый.

Программа может быть использована при подготовке обучающихся в кротчайшие сроки к участию в конкурсах и чемпионатах различного уровня широкой направленности.

Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие памяти, мышления, воображения, творческих способностей.

Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в образованных и здоровых гражданах. В современном мире подростки находятся в непрерывном потоке информации, которую сложно запомнить. Переутомления приводят к ухудшению общего самочувствия и негативно сказываются на здоровье в целом. Освоение основ мнемотехники позволит школьникам повысить успешность обучения практически по всем школьным предметам, с лёгкостью и за короткое время запоминать большой объём информации, расширить свой кругозор, развить мышление, память, воображение, высвобождать свободное время, необходимое для отдыха.

Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.

Отличительная особенность Программы состоит в том, что в процессе обучения планируется использование игровых ситуаций, деловых игр и внедрение технологии проектного обучения в целях закрепления теоретических знаний.

Поэтапное изучение тем Программы способствует закреплению изученных приёмов, при комбинировании которых каждый обучающийся сможет разработать свою систему для запоминания .

В основе обучения лежит индивидуально-групповая форма работы. Образовательный процесс построен на основе практико-ориентированного подхода.

Цель и задачи Программы

Цель: Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)

Задачи:

Обучающие:

ознакомление учащихся с понятием мнемотехника;

обучение способам запоминания информации;

обучать самостоятельному применению полученных знаний и умений в практической деятельности.

Развивающие:

развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;

развитие воображения, пространственного мышления детей;

развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в команде и брать на себя ответственность за принятие решения;

воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Категория обучающихся

Занятия проводятся в группах одного возраста. Группы комплектуются из обучающихся 12-15 лет.

Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности - групповая. Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа (68 часа).

Занятия в учебном кабинете предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения. Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

Планируемым результатом обучения является освоение как теоретических знаний, так и практических умений и навыков, а также формирование у обучающихся ключевых компетенций - когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, креативной, ценностно­смысловой, личностного самосовершенствования.

В результате освоения Программы обучающиеся

будут знать:

- основы мнемотехники;

- способы запоминания информации;

будут уметь:

- применять способы запоминания информации;

- выбирать наиболее эффективные способы и приёмы для запоминания конкретной информации (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.).


Содержание Программы

Учебный (тематический) план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля



Всего

Теория 

Практика


1.

Введение. Основные приемы мнемотехники

1

1

-

Входной конторль.

2.

Правила создания ассоциаций

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

3.

Метод Цецерона

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

4.

Цифро-образы (Крючки)

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

5.

Даты на календаре

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

6.

Основы запоминания текстов

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

7.

Запоминание терминов

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

8.

Запоминание иностранных слов

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

9.

Секреты правильного повторения информации

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

10.

Цифро-буквенный код

3

1

2

Текущий контроль. Практическое задание

11.

Запоминание лиц и имен

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

12.

Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации. Даты

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

13.

Таблица умножения. Формулы

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

14.

Запоминание стихотворений. Пиктограммы

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

15.

Структурирование информации

2

1

1

Текущий контроль. Практическое задание

16.

Создание личной системы запоминания

2

2

-


17.

Итоговое занятие. Турнир

2

-

2

Соревнование


ВСЕГО:

34

17

17



Содержание учебного (тематического) плана


Тема 1.Введение. Основные приемы мнемотехники

Теория. Что такое мнемотехника? Найди отдельные предметы на картинке. Набор инструментов для запоминания. Некоторые особенности памяти, которые стоит учитывать. Виды мышления: рассеянное и сфокусированное. Примеры, способы объяснения.

Тема 2. Правила создания ассоциаций

Теория. Ассоциации и их ценность для запоминания. Виды ассоциаций. Правила создания ассоциаций.

Практика. Тренировка в подборе ассоциаций.

Тема 3. Метод Цицерона

Теория. Использование пространств. Какие пространства подойдут. Правила метода Цицерона. Алгоритм работы. Визуальное мышление. Метод истории. Приемы цепочка, матрешка и трансформация

Практика. Тренировка в запоминании оглавления методом Цицерона.

Тема 4. Цифро-образы (Крючки)

Теория. Метод соответствий. Метод автобиографических ассоциаций. Крючки.

Практика. Развитие воображения. Друдлы. Тренировка запоминание с порядковым номером

Тема 5. Даты на календаре

Теория. Кодирование месяцев года в ассоциативные образы. Приём «Календарик».

Практика. Кодирование и запоминание дат календаря на 2023 год.

Тема 6. Основы запоминания текстов

Теория. Ключевые слова как основа запоминания текстов. Умение восстанавливать текст по ключевым словам. Техника «Ромашка». Организация работы с текстами. SQ3R. Запоминание во время чтения: как не забыть самое важное. Иллюзия компетентности.

Практика. Тренировка в запоминании параграфа по истории/биологии/ географии.

Тема 7. Запоминание терминов

Теория. Алгоритм дословного запоминания информации. Кривая забывания. Система Лейтнера

Практика. Тренировка в запоминании терминов.

Тема 8. Запоминание иностранных слов

Теория. Основные проблемы изучения иностранных языков. Метод Аткинсона. Метод стикеров .Система Лейтнера

Практика. Тренировка в запоминании английских слов.

Тема 9. Секреты правильного повторения информации

Теория. Кривая забывания. Интервальное повторение. Стратегии подготовки к экзаменам. Три стадии подготовки: стадия бульона, стадия погружения. Стадия штурма. Волнение перед экзаменом. Система задавания вопросов.

Практика. Тренировка изученных приёмов.

Тема 10. Цифро-буквенный код

Теория. Запоминание чисел на основе ЦБК.

Практика. Составление собственного ЦБК. Запоминание числа П

Тема 11. Запоминание лиц и имен

Теория. Почему мы не запоминаем имена? Запоминание внешности человека. Запоминание имен. Простых и сложных.

Практика. Тренировка в запоминании имён.

Тема 12. Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации. Даты

Теория. Прием запоминания исторических дат. Метод автобиографических ассоциаций. Метод колодцев.

Практика. Тренировка в запоминании дат.

Тема 13. Таблица умножения. Формулы

Теория. Что такое умножение? Умножение по-японски.Общие правила запоминания формул. Метод рифмы. Метод мнемофраз.

Практика.Тренировка в запоминании формул.

Тема 14. Запоминание стихотворений. Пиктограммы

Теория. Метод пиктограмм. Метод мнемотаблиц. Метод театрализации.

Практика. Тренировка в запоминании стихотворений.

Тема 15. Структурирование информации

Теория. Ведение конспектов: достоинства и недостатки. Ментальные карты: достоинства и недостатки. Визуальные заметки и дудлы

Практика. Составление ментальной карты по теме из учебника.

Тема 16. Создание личной системы запоминания

Теория. Инструментарий учителя: какие методы необходимы для освоения каждого предмета. Развитие концентрации внимания

Тема 17. Итоговое занятие. Турнир

Практика. Турнир.



Формы контроля и оценочные материалы

Механизм выявления образовательных результатов Программы

Результативность освоения Программы систематически отслеживается в течение года с учетом уровня знаний и умений обучающихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:

входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по Программе;

текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы: успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем анализа выполненных заданий;

промежуточный контроль проводится два раза в год по итогам выполнения практических работ: «Презентация пакета документов для открытия своего дела» и «Презентация бизнес-плана».

итоговый контроль проводится в конце учебного года в соревнования среди учащихся каждой группы; позволяет выявить изменения образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.

Формы проведения аттестации:

выполнение практического задания;

соревнование;

презентация выполненной практической работы.


Организационно-педагогические условия реализации программы

При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях, интернет-ресурсы.

Занятия построены на принципах обучения развивающего и воспитывающего характера:

доступности,

наглядности,

целенаправленности,

индивидуальности,

результативности.

В работе используются методы обучения:

- вербальный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);

- наглядный (использование мультимедийных устройств, использование интернет-ресурсов т.д.);

- практический (выполнение практических заданий);

- самостоятельной работы (самостоятельное выполнение домашних заданий).

Усвоение материала контролируется при помощи педагогического наблюдения и выполнения практических работ.

Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в форме соревнования и подведения итогов обучения.

Материально-технические условия реализации Программы

Программа реализуется в учебном кабинете с возможностью зонирования пространства как для индивидуальной, так и для групповой работы. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.

Требования к мебели: количество стульев должно соответствовать количеству обучающихся; мобильные парты должны обеспечивать возможность как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работе.

Требования к оборудованию: интерактивная доска или проектор, экран, звуковое оборудование; МФУ или принтер и сканер; компьютер или ноутбук для педагога.

Требования к оснащению учебного процесса: флипчарт, маркеры, раздаточный материал - канцелярские принадлежности для творческих работ.

Список литературы
Нормативно-правовые документы

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).

Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14).



Список литературы, используемой при написании программы

1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление/Пер.М. В. Драко // Мн.: ООО «Попурри», 2003.-304 с.

2. Гарибян С.А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций) // М.:Издательство «Цицеро», 1992.-64с.

3. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.- 173 с.

4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// М.: 2002.173с.

5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда// Издательство «Редкая птица»,2022.-93стр.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации