Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы мнемотехники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы мнемотехники»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы мнемотехники» (далее - Программа) социально-педагогической направленности. Программа предназначена для обучения школьников, желающих использовать в процессе обучения эффективные техники запоминания информации. Изучая основы мнемотехники, обучающиеся смогут практически применять и использовать полученные знания в жизни и учебе. Уровень Программы - базовый.
Программа может быть использована при подготовке обучающихся в кротчайшие сроки к участию в конкурсах и чемпионатах различного уровня широкой направленности.
Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие памяти, мышления, воображения, творческих способностей.
Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в образованных и здоровых гражданах. В современном мире подростки находятся в непрерывном потоке информации, которую сложно запомнить. Переутомления приводят к ухудшению общего самочувствия и негативно сказываются на здоровье в целом. Освоение основ мнемотехники позволит школьникам повысить успешность обучения практически по всем школьным предметам, с лёгкостью и за короткое время запоминать большой объём информации, расширить свой кругозор, развить мышление, память, воображение, высвобождать свободное время, необходимое для отдыха.
Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.
Отличительная особенность Программы состоит в том, что в процессе обучения планируется использование игровых ситуаций, деловых игр и внедрение технологии проектного обучения в целях закрепления теоретических знаний.
Поэтапное изучение тем Программы способствует закреплению изученных приёмов, при комбинировании которых каждый обучающийся сможет разработать свою систему для запоминания .
В основе обучения лежит индивидуально-групповая форма работы. Образовательный процесс построен на основе практико-ориентированного подхода.
Цель: Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)
Задачи:
Обучающие:
ознакомление учащихся с понятием мнемотехника;
обучение способам запоминания информации;
обучать самостоятельному применению полученных знаний и умений в практической деятельности.
Развивающие:
развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;
развитие воображения, пространственного мышления детей;
развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в команде и брать на себя ответственность за принятие решения;
воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Занятия проводятся в группах одного возраста. Группы комплектуются из обучающихся 12-15 лет.
Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности - групповая. Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа (68 часа).
Занятия в учебном кабинете предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения. Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы
Планируемым результатом обучения является освоение как теоретических знаний, так и практических умений и навыков, а также формирование у обучающихся ключевых компетенций - когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, креативной, ценностносмысловой, личностного самосовершенствования.
В результате освоения Программы обучающиеся
будут знать:
- основы мнемотехники;
- способы запоминания информации;
будут уметь:
- применять способы запоминания информации;
- выбирать наиболее эффективные способы и приёмы для запоминания конкретной информации (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.).
Содержание Программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
| | Всего | Теория | Практика | |
1. | Введение. Основные приемы мнемотехники | 1 | 1 | - | Входной конторль. |
2. | Правила создания ассоциаций | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
3. | Метод Цецерона | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
4. | Цифро-образы (Крючки) | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
5. | Даты на календаре | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
6. | Основы запоминания текстов | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
7. | Запоминание терминов | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
8. | Запоминание иностранных слов | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
9. | Секреты правильного повторения информации | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
10. | Цифро-буквенный код | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль. Практическое задание |
11. | Запоминание лиц и имен | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
12. | Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации. Даты | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
13. | Таблица умножения. Формулы | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
14. | Запоминание стихотворений. Пиктограммы | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
15. | Структурирование информации | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Практическое задание |
16. | Создание личной системы запоминания | 2 | 2 | - | |
17. | Итоговое занятие. Турнир | 2 | - | 2 | Соревнование |
| ВСЕГО: | 34 | 17 | 17 | |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1.Введение. Основные приемы мнемотехники
Теория. Что такое мнемотехника? Найди отдельные предметы на картинке. Набор инструментов для запоминания. Некоторые особенности памяти, которые стоит учитывать. Виды мышления: рассеянное и сфокусированное. Примеры, способы объяснения.
Тема 2. Правила создания ассоциаций
Теория. Ассоциации и их ценность для запоминания. Виды ассоциаций. Правила создания ассоциаций.
Практика. Тренировка в подборе ассоциаций.
Тема 3. Метод Цицерона
Теория. Использование пространств. Какие пространства подойдут. Правила метода Цицерона. Алгоритм работы. Визуальное мышление. Метод истории. Приемы цепочка, матрешка и трансформация
Практика. Тренировка в запоминании оглавления методом Цицерона.
Тема 4. Цифро-образы (Крючки)
Теория. Метод соответствий. Метод автобиографических ассоциаций. Крючки.
Практика. Развитие воображения. Друдлы. Тренировка запоминание с порядковым номером
Тема 5. Даты на календаре
Теория. Кодирование месяцев года в ассоциативные образы. Приём «Календарик».
Практика. Кодирование и запоминание дат календаря на 2023 год.
Тема 6. Основы запоминания текстов
Теория. Ключевые слова как основа запоминания текстов. Умение восстанавливать текст по ключевым словам. Техника «Ромашка». Организация работы с текстами. SQ3R. Запоминание во время чтения: как не забыть самое важное. Иллюзия компетентности.
Практика. Тренировка в запоминании параграфа по истории/биологии/ географии.
Тема 7. Запоминание терминов
Теория. Алгоритм дословного запоминания информации. Кривая забывания. Система Лейтнера
Практика. Тренировка в запоминании терминов.
Тема 8. Запоминание иностранных слов
Теория. Основные проблемы изучения иностранных языков. Метод Аткинсона. Метод стикеров .Система Лейтнера
Практика. Тренировка в запоминании английских слов.
Тема 9. Секреты правильного повторения информации
Теория. Кривая забывания. Интервальное повторение. Стратегии подготовки к экзаменам. Три стадии подготовки: стадия бульона, стадия погружения. Стадия штурма. Волнение перед экзаменом. Система задавания вопросов.
Практика. Тренировка изученных приёмов.
Тема 10. Цифро-буквенный код
Теория. Запоминание чисел на основе ЦБК.
Практика. Составление собственного ЦБК. Запоминание числа П
Тема 11. Запоминание лиц и имен
Теория. Почему мы не запоминаем имена? Запоминание внешности человека. Запоминание имен. Простых и сложных.
Практика. Тренировка в запоминании имён.
Тема 12. Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации. Даты
Теория. Прием запоминания исторических дат. Метод автобиографических ассоциаций. Метод колодцев.
Практика. Тренировка в запоминании дат.
Тема 13. Таблица умножения. Формулы
Теория. Что такое умножение? Умножение по-японски.Общие правила запоминания формул. Метод рифмы. Метод мнемофраз.
Практика.Тренировка в запоминании формул.
Тема 14. Запоминание стихотворений. Пиктограммы
Теория. Метод пиктограмм. Метод мнемотаблиц. Метод театрализации.
Практика. Тренировка в запоминании стихотворений.
Тема 15. Структурирование информации
Теория. Ведение конспектов: достоинства и недостатки. Ментальные карты: достоинства и недостатки. Визуальные заметки и дудлы
Практика. Составление ментальной карты по теме из учебника.
Тема 16. Создание личной системы запоминания
Теория. Инструментарий учителя: какие методы необходимы для освоения каждого предмета. Развитие концентрации внимания
Тема 17. Итоговое занятие. Турнир
Практика. Турнир.
Формы контроля и оценочные материалы
Механизм выявления образовательных результатов Программы
Результативность освоения Программы систематически отслеживается в течение года с учетом уровня знаний и умений обучающихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по Программе;
текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы: успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем анализа выполненных заданий;
промежуточный контроль проводится два раза в год по итогам выполнения практических работ: «Презентация пакета документов для открытия своего дела» и «Презентация бизнес-плана».
итоговый контроль проводится в конце учебного года в соревнования среди учащихся каждой группы; позволяет выявить изменения образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
Формы проведения аттестации:
выполнение практического задания;
соревнование;
презентация выполненной практической работы.
Организационно-педагогические условия реализации программы
При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях, интернет-ресурсы.
Занятия построены на принципах обучения развивающего и воспитывающего характера:
доступности,
наглядности,
целенаправленности,
индивидуальности,
результативности.
В работе используются методы обучения:
- вербальный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);
- наглядный (использование мультимедийных устройств, использование интернет-ресурсов т.д.);
- практический (выполнение практических заданий);
- самостоятельной работы (самостоятельное выполнение домашних заданий).
Усвоение материала контролируется при помощи педагогического наблюдения и выполнения практических работ.
Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в форме соревнования и подведения итогов обучения.
Материально-технические условия реализации Программы
Программа реализуется в учебном кабинете с возможностью зонирования пространства как для индивидуальной, так и для групповой работы. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
Требования к мебели: количество стульев должно соответствовать количеству обучающихся; мобильные парты должны обеспечивать возможность как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работе.
Требования к оборудованию: интерактивная доска или проектор, экран, звуковое оборудование; МФУ или принтер и сканер; компьютер или ноутбук для педагога.
Требования к оснащению учебного процесса: флипчарт, маркеры, раздаточный материал - канцелярские принадлежности для творческих работ.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).
Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14).
Список литературы, используемой при написании программы
1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление/Пер.М. В. Драко // Мн.: ООО «Попурри», 2003.-304 с.
2. Гарибян С.А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций) // М.:Издательство «Цицеро», 1992.-64с.
3. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.- 173 с.
4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// М.: 2002.173с.
5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда// Издательство «Редкая птица»,2022.-93стр.