12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лидия Ткаченко31

План-конспект открытого урока «Познание как деятельность»


Публикуемая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательной дисциплины ПД.01 Обществознание средних специальных учебных заведений. Предполагаемая аудитория: студенты I курсов специальностей гуманитарного и социально-экономического циклов. Занятие разработано и проведено в рамках конкурса педагогического мастерства учебного заведения.


Автор: Ткаченко Лидия Евгеньевна, преподаватель высшей квалификационной категории

Место работы: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет» в г. Артеме

Регион: Приморский край, г. Артем

Дисциплина: ПД.01 Обществознание

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Тема урока: «Познание как деятельность»

Цели урока:

Обучающая: изучить особенности познавательного процесса и роль знаний в жизни человека.

Развивающие: развивать мышление, речь, учить выделять главное в тексте учебника.

Воспитательные: продолжить формировать мировоззрение студентов; показать познаваемость мира и его закономерности.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок-размышление



Этапы работы

Содержание этапа


11















Организационно-мотивационный этап :


-цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:

1. Обеспечить организацию урока, психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию.

2. Привлечь внимание учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебной дисциплине и теме урока.

3. Сформировать общие компетенции, способствующие воспитанию социально значимых качеств личности студента.

4. Определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей.

-цели, которые должны быть достигнуты учащимися на данном этапе урока:

1. Организовать рабочее пространство,

2.Подготовиться к учебной деятельности, эффективному восприятию фактического материала урока

Используемые методы:

- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;

- по источнику информации – словесные и наглядные.

Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:

мультимедийное оборудование и компьютер, критерии оценки качества знаний, журнал, конспект урока, учебник, раздаточный материал.







Слово преподавателя

Приветствие (осуществление первичного контакта со студентами).Визуальный контроль готовности обучающихся к проведению занятия. Группа делится на две подгруппы

Работа с журналом.

Сообщение темы занятия.

Тема сегодняшнего занятия: «Познавательная деятельность»


Слово преподавателя


5. Сообщение целей занятия.

Цель занятия:

- изучить особенности познавательного процесса и роль знаний в жизни человека


Для того чтобы достичь положительных результатов на нашем занятии, сформировать компетенции, мы должны решить следующие задачи: 

Изучить понятие, структуру познавательной деятельности, охарактеризовать роль знаний в жизни человека, изучить виды и формы познания.

Выполнить проблемные задания.

Осуществить учебную игру.


6. Сообщение плана и порядка изложения материала предстоящего занятия

План нового материала

1. Познание: понятие, структура, роль знаний в жизни человека

2. Виды познания и их формы.


Ваши знания будут оцениваться на каждом этапе урока в соответствии с критериальными показателями рейтинговой системы оценки качества знаний студентов. Оценка будет выставляться по двум основным направлениям:

- оценка уровня освоения темы;

- оценка освоения вами компетенций.

Критерии оценки за данное занятие:


Критерии

2 этап:

Фронтальный опрос

3 этап

Проблемное задание № 1/Проблемное задание № 2/Проблемное задание № 3/Проблемное задание № 4/Фронтальный опрос

4 этап

Самостоятельная работа/Блиц опрос

Итого за занятие (балл)






Оценка уровня освоения темы

(в баллах)

0,3

О,3/0,5/0,3/1/0,5

1/0,3

2,2

Оценка освоения компетенций

(в баллах)

0,2

0,2/0,5/0,2/2/0,5

1/0,2

4,8






Оценка

0,5 балла – 5;

0,4 балла – 4;

0,3 балла - 3

6 баллов – 5;

4 балла – 4;

2 - 3 балла - 3

2,5 балла – 5;

2 балла – 4;

1,5 балла - 3

6 – 7 баллов – 5;

4 - 5 баллов – 4;

2 - 3 балла - 3



2


Повторение ранее пройденного материала. Актуализация знаний

цели, которые мне (учителю) необходимо достичь на данном этапе урока:

1. Добиться высокой работоспособности и согласованности действий преподавателя и обучающихся для получения запланированного результата.

2. Мотивировать и мобилизовать силы и способности студентов на закрепление полученных ранее знаний и получение хорошего результата.

3. Получить положительную информацию об уровне усвоения учебного материала студентами разного уровня подготовки.

4.Использовать педагогическое оценивание знаний студентов как метод повышения активности студентов, формирования их общих компетенций.

Задача: повторить и проконтролировать уровень освоения студентами материала по теме «Деятельность человека»

- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

1. Получить положительную информацию об уровне усвоения учебного материала.

2. Дать оценку уровню самоподготовки по теме прошлого занятия.

Используемые методы:

- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые

- по источнику информации словесные, наглядные и практические;

- по решению дидактических задач - по степени активности:

творчески-воспроизводящие -

-для развития творческого мышления – проблемные методы (эвристическая беседа, фронтальный опрос).

Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:

мультимедийное оборудование и компьютер, критерии оценки качества знаний.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока.

Обучающиеся должны продемонстрировать:

- Активность;

- Знания;

- Умение высказывать аргументировано свое мнение;


Мои действия в случае, если мне или учащимся не удается достичь поставленных целей:

- задаю «наводящие» вопросы, которые помогут учащимся обосновать собственную точку зрения на проблему.

Используемые методы:

- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;

- по источнику информации словесные, наглядные;

- по решению дидактических задач - по степени активности:

- репродуктивные методы – выполнение задания по образцу

Используемые приемы:

-диалог с учащимися

Используемые методы мотивирования и стимулирования учебной активности:

-одобрение, похвала,

- индивидуальный подход к учащимся в ходе опроса;

Используемые методы оценивания ответов:

- дифференцированный подход в педагогическом оценивании учеников в ходе опроса;

- взаимооценка;

- самооценка.

Используемые критерии оценивания ответов:

-проявление активности, работоспособности;

- правильность ответов на вопросы преподавателя.


Актуализация знаний

Беседа с учащимися

Слово учителя

Давайте вспомним тот материал, который нам понадобится при изучении новой темы. Я прошу вас дать ответы на несколько вопросов:

Что такое деятельность?

Что такое субъект и объект деятельности? Приведите их примеры.

Какие виды деятельности вам известны?

Подведение итогов этапа






3.

Изучение нового учебного материала.

- цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:

изучить особенности познавательного процесса и роль знаний в жизни человека;

развивать мышление, речь, учить выделять главное в тексте учебника;

продолжить формировать мировоззрение студентов; показать познаваемость мира и его закономерности.


- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

1.Познакомиться с понятием, структурой, видами и формами познавательной деятельности. Охарактеризовать роль знаний в жизни человека.

2. Включить новый материал в систему уже освоенных знаний.

3. Сформировать позитивную мотивацию и рост интереса у студентов к изучаемой теме и своей специальности.


Показатель выполнения задач этапа:

- конспектирование лекционного материала;

- выполнение заданий преподавателя по ходу изложения темы;

- ответы на поставленные преподавателем вопросы.

- активное участие в коллективной работе и учебной дискуссии

Используемые методы:

- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;

- по источнику информации – словесные и наглядные;

- по решению дидактических задач - по степени активности:

- репродуктивные методы – выполнение задания по инструкции -(самостоятельная работа с книгой); творчески-воспроизводящий

-для развития творческого мышления – проблемные методы (эвристическая беседа, работа в малых группах, учебная дискуссия).


Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:

Мультимедийное оборудование и компьютер, критерии оценки качества знаний студентов, учебники, таблица, раздаточный материал.



Используемые методы организации работы учащихся:

-словесный, наглядный, проблемный, практический;

-творчески – воспроизводящий

Используемые приемы в работе:

-обмен мнениями;

-беседа

Используемые методы настроя на учебную деятельность: игровые: подбор увлекательных заданий; создание условий для реализации творческих возможностей: положительная мотивация (одобрение, похвала). индивидуальный подход в оценивании учеников



Тема урока: Познание как деятельность


Первый вопрос

Слово учителя

Мы уже вспомнили основные виды деятельности. Один из таких видов деятельности – познание. Попытайтесь определить, чем характеризуется познавательная деятельность?

Студенты высказывают собственное мнение, на основе которого выводится определение:

Познаниеактивная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

Структура познания – характеристика:

Используемый метод - проблемное задание № 1.

Слово преподавателя: так как познание – это деятельность, то в нем выделяют те же компоненты, что и в любом виде деятельности. На слайде они зашифрованы, попробуйте определить их название, используя только согласные буквы:

Сбкт – тот, кто познает, т.е. человек

Бкт – то, на что направлено познание. Т.е. . окружающий мир, природа, сам человек.

Ожидаемый результат: студенты должны прийти к выводу, что речь идет об объекте и субъекте познания.

Слово преподавателя: чтобы определить роль знаний в жизни человека, вы выполните задание, используя раздаточный материал

Используемый метод - проблемное задание № 2. Ответить на задание к раздаточному материалу:

Задание: допишите следующие фразы:

      — Я знаю, что природа – это…

      — Я знаю, что к миру животных принадлежат…

      — Я знаю, что люди бывают…

      — О себе я знаю, что я…

— Я знаю, как пользоваться...

      Студентам предлагается список ключевых слов для облегчения выполнения задания.

Беседа по разбору материала.

Слово учителя: ребята, исходя из ваших ответов, можем ли мы сказать, что человек обладает разнообразными знаниями?

Ожидаемый ответ: конечно.

Слово учителя: теперь давайте сыграем в игру «Что было бы, если…».

Используемый метод – проблемное задание

Задача студентов: продолжить предложенные учителем фразы. Задача учителя: используя последнюю часть их ответов, продолжить игру, используя слова: «что было бы, если…»

Задание: что было бы, если…

 - Человечество не знало бы письменности…

- Д. И. Менделеев не придумал бы периодическую систему химических элементов… Слово учителя: ребята, вы согласны, что если бы человечество не имело бы какого-либо знания, которое имеет сейчас, то его развитие пошло бы другим путем или не достигло бы того уровня, который есть сейчас?

Ожидаемый ответ: конечно.
Слово учителя: вашему вниманию предлагается список служащих гостиницы:

Дежурный гаражной службы;

Швейцар;

Регистратор;

Портье;

Руководитель службы общественного питания;

Метрдотель;

Руководитель коммерческой службы;

Горничная;

Уборщица

Задание для студентов: определите, влияет ли на положение на карьерной лестнице уровень знаний и образования, которые человек получает в течение жизни?

Ожидаемый ответ: безусловно.

Подвожу итог по изучаемому вопросу. Итак, в первом вопросе мы изучили понятие и структуру познавательной деятельности и выяснили, что знания играют большую роль в жизни человека, т.к. являются необходимым условием его развития и социального положения.

Выставление оценок.

Второй вопрос

Слово учителя.

В познании выделяют два его вида:

Чувственное познание

Рациональное познание

Чувственное познание – это изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Беседа со студентами:

1. Какие органы чувств существуют у человека? (глаза, нос, уши, язык, кожа)

2. Какие чувства соответствуют этим органам? (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух).

3. Какой орган чувств дает человеку до 80% информации? (глаза)

Чувственное познание называют первоначальной ступенью познания.

Рациональное познание – познание при помощи разума (от лат ratio – разум).


В обоих видах познания можно выделить формы:

Формы чувственного познания – объяснение:

Ощущение;

Восприятие;

Представление.

Формы рационального познания – объяснение:

1. Понятие;

2. Суждение;

3. Умозаключение.


Проблемное задание № 4. Читать материал учебника (стр. 90- 93), выписать определение перечисленных форм чувственного и рационального познания. Из раздаточного материала выберите примеры всех форм познания.

Задание к раздаточному материалу:

Это группа людей, связанных общей деятельностью.

На улице холодно и пахнет цветами.

На улице холодно.

Сегодня у нас замечательный рок.

Утром я услышал музыку, и весь день она звучит в моем сознании.

Маша любит ягоды; все дети любят ягоды. Следовательно: Маша – ребенок.


Ожидаемый ответ:

Формы чувственного познания:

Ощущение – возникают в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов).

Восприятие – целостный образ предмета

Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.

Формы рационального познания:

Понятие – мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.

Суждение – это связь понятий, в которых утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – это логический вывод на основе двух или более суждений.

Примеры:

Ощущение – на улице холодно.

Восприятие – на улице холодно и пахнет цветами

Представление – утром я услышал музыку и весь день она звучит в моем сознании.

Понятие – общество – это группа людей, связанных общей деятельностью.

Суждение – сегодня у нас замечательный урок.

Умозаключение – Маша любит ягоды, все дети любят ягоды, следовательно – Маша ребенок.

Беседа по разбору материала. 1. Почему чувственное познание называют низшим уровнем познания?   2. Какое из двух видов познания верное? 3.Поднимите руки те, кто считает, что достоверные знания можно получить только при помощи органов чувств?

4. Поднимите руки те, кто считает, что достоверные знания можно получить только при помощи разума? 5.Поднимите руки те, кто считает, что достоверные знания получить нельзя?


На основе высказанных мнений выводятся определения:

1. Эмпирики – утверждают, что мир познается при помощи чувственного опыта.

2. Рационалисты – утверждают, что мир познается при помощи разума.

3. Агностики – утверждают, что мир не познается.

Подвожу итог под изученным материалом. Итак, во втором вопросе мы определили, что существуют два вида познания: чувственное и рациональное. С помощью проблемного задания и самостоятельного его выполнения вы изучили формы двух видов познания и определили их примеры.

Выставление оценок.

4.


Закрепление учебного материала:

-цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:

1. Получить информацию об уровне усвоения студентами нового материала.

2. Проверить умение студентов работать с различными информационными ресурсами, современными информационно-коммуникативными технологиями, мультимедийными технологиями.

3. Определить по качеству анализа раздаточного материала уровень и глубину усвоения студентами учебного материала.


- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

1. Усвоить тему нового учебного материала.

2. В ходе выполнения предложенных преподавателем заданий продемонстрировать умения работать с различными информационными ресурсами, современными информационно-коммуникативными технологиями, мультимедийными технологиями.

3. Научиться осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Используемые методы:

- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;

- по источнику информации – словесные и наглядные;

- по решению дидактических задач - по степени активности:

- репродуктивные методы – выполнение задания по инструкции - самостоятельная работа

-для развития творческого мышления – практический метод

Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:

раздаточный материал


Используемые методы настроя на учебную деятельность: подбор интересного задания;

индивидуальный подход в оценивании учеников

Самостоятельная работа студентов

Слово учителя. Ребята, ваша задача с помощью этого задания определить, какую роль играют знания в вашей жизни.

Проблемное задание № 4. Заполнить таблицу:

Виды знаний

Об окружающих людях

О природе

О себе

Их роль в жизни человека




Индивидуальная работа со студентами по контролю качества выполнения ими задания и выставление оценок

Проверка уровня усвоения учебного материала

Блиц-опрос по тесту (с использованием раздаточного материала)

1. К эмпирикам или рационалистам принадлежат авторы следующих высказываний:

      А. «Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства — общие с животными и растениями» (Сенека);

      Б. «Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению» (Н. Рерих)?

2. Укажите количество видов познания:

А. 1.

Б. 2.

В. 3.

3. Изучение окружающего мира при помощи органов чувств – это познание:

А. Рациональное;

Б. Умственное;

В. Чувственное.

4. Высшим уровнем познавательной деятельности является познание:

А. Рациональное;

Б. Умственное;

В. Чувственн






5.


Подведение итогов занятия. Постановка задания на дом.

- цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:

1. Проанализировать деятельность студентов на всех этапах занятия и оценить их работу в соответствии с разработанными критериями.

2. Определить и разъяснить виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

3. Определить и разъяснить критерии, на основе которых будет оцениваться домашняя работа.

- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

1. Записать домашнее задание и выполнить его в соответствии с изложенными требованиями

Используемые методы:

- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;

- по источнику информации – словесные и наглядные.

Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:

Мультимедийное оборудование и компьютер, таблица критериев оценки качества знаний студентов, учебник

1.Подведение итогов работы студентов на уроке.

Анализ выставленных оценок за занятие.


Критерии оценки за данное занятие:

Критерии

2 этап:

Фронтальный опрос

3 этап

Проблемное задание № 1/Проблемное задание № 2/Проблемное задание № 3/Проблемное задание № 4/Фронтальный опрос

4 этап

Самостоятельная работа/Блиц опрос

Итого

за занятие (балл)






Оценка уровня освоения темы

(в баллах)

0,3

О,3/0,5/0,3/1/0,5

1/0,3

2,2

Оценка освоения компетенций

(в баллах)

0,2

0,2/0,5/0,2/2/0,5

1/0,2

4,8






Оценка

0,5 балла – 5;

0,4 балла – 4;

0,3 балла - 3

6 баллов – 5;

4 балла – 4;

2 - 3 балла - 3

2,5 балла – 5;

2 балла – 4;

1,5 балла - 3

6 – 7 баллов – 5;

4 - 5 баллов – 4;

2 - 3 балла - 3


2.Домашнее задание: параграф 8 (1); внеаудиторная самостоятельная работа: привести примеры изученных форм чувственного и рационального познания. Опережающее задание: найти в дополнительных источниках определения: заблуждение, ложь.





Список использованной литературы и источников

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017. – 335 с.

Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13751-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489815

Игошин, Н. А.  Обществознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра ; под общей редакцией Н. А. Игошина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14913-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497176


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.