План-конспект открытого урока по математике «Развертка прямоугольного параллелепипеда» (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Развертка прямоугольного параллелепипеда»
|
ФИО: |
Хлесткова Светлана Александровна |
|
Место работы: |
ГБОУ СОШ с. Малячкино |
|
Должность: |
учитель |
|
Предмет: |
математика |
|
Класс: |
5 |
|
Тема и номер урока в теме |
«Развертка прямоугольного параллелепипеда», 2 урока в теме № 146 – 147 |
|
Базовый учебник: |
ФГОС Математика 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович/ - М.: Мнемозина, 2014 г. |
Место проведения: ГБОУ СОШ с. Малячкино
Дата проведения: 16.04.2015 г.
Цели и задачи урока:
Цель урока: ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, геодезической линии; показать правила изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; закрепить понятия грани, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач; развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
- сформировать умение изображать в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда;
- умение применять формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба;
- умение изображать геодезическую линию.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- учить устанавливать единые и общие признаки;
- учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- осознание ценности здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике раздаточный материал (лист контроля), изготовленные из бумаги параллелепипеды, (возможно готовые картонные коробочки), ножницы, карточка к заданию 2, карточки с самостоятельной работой.
Ход урока:
(1 урок)
Задачи урока:
- Обеспечить усвоение учащимися умения работать с развертками параллелепипеда, умения изображать геодезическую линию;
- Отработать навыки применения формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба;
- Воспитание дисциплинированности;
- Развитие аналитического мышления;
- Формировать умения выделять главное;
- Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
- Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания;
- Развивать умения действовать самостоятельно.
Обучающиеся должны:
Иметь представление о развертке параллелепипеда, о геодезической линии.
Уметь:
видеть в развертке объемную фигуру, делать развертку, разрезая параллелепипед по ребрам;
уметь проводить геодезическую линию;
отражать в письменной форме результаты деятельности;
проводить информационно - смысловой анализ прочитанного текста;
решать текстовые задачи;
рассуждать, обобщать, аргументированно отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса, организация внимания.
2. Устный счет: работа в тройках: ученик с первого ряда называет число (от 1 до 9), со второго ряда – квадрат этого числа, с третьего куб этого числа. Затем ряды меняются.
3.Актуализация знаний.
Показать модели пространственных фигур. Презентация: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113897/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
к учебнику 5 класс: Прямоугольный параллелепипед (1 и 2 слайды)
Отдельно показать модель прямоугольного параллелепипеда.
Задать учащимся вопросы:
-Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько у параллелепипеда граней, ребер, вершин? Какой вид имеют грани параллелепипеда? Что такое измерения параллелепипеда?
4. Физминутка. Все построились в колонну друг за другом. Проходим до учителя, но каждый по разным траекториям: первый по ломаной, второй по прямой, третий по дуге окружности, четвертый как первый и т. д. Встаем справа от учителя те, кто считает, что прошел самый короткий путь, а те, кто считает, что прошел самый длинный путь – встают слева. Остальные встают перед учителем. Вопрос:
- Почему вы так считаете? Продолжите начатое предложение: Кратчайший путь от одной точки до другой…. Запомните свою группу. Это нам пригодится для дальнейшей работы. Садимся по местам.
Объяснение нового материала:
«Развертка»
1) Рассмотрим задачу о пауке и мухе.
Слайд1 Изобразите маркером на бумажном параллелепипеде траекторию движения паука.
Слайд 2
Разрежьте ножницами параллелепипед по ребрам, так как показано на экране. Какую линию мы получили? Как быстрее дойти пауку до мухи?
2) Введение понятия геодезической линии.
Решение задачи с комментированием № 916.
-Что нам нужно было сделать, чтобы правильно изобразить геодезическую линию?
Что сегодня на уроке нам нужно научиться делать с любым параллелепипедом?
Кто сформулирует тему урока?
3)- Пробуем разрезать параллелепипед так, чтобы получилась развертка. По каким линиям нужно резать? (по ребрам). В развертке сколько и каких фигур получилось? Есть ли среди них равные? Покажите.
Самостоятельная работа с учебником стр.239 вопросы 3, 4.
Решение в парах с взаимопроверкой № 921.
6. Закрепление нового материала:
Решение № 922.
7. Подведение итогов урока:
Оценивается работа класса и отдельных учащихся
- Продолжите фразы:
• Сегодня на уроке я узнал...
• Сегодня на уроке я научился...
• Сегодня на уроке я познакомился...
• Сегодня на уроке я повторил...
• Сегодня на уроке я закрепил...
Ход урока:
(2 урок)
Цель урока: закрепить понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, правила изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба. Помочь самостоятельно сделать умозаключение, что площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда – это площадь его развертки, научиться применять ее для решения задач;
развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;
Организационный момент.
Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
№ 910.
Как найти площадь одной грани?
Как найти площадь всей поверхности?
Закрепление изученного на первом уроке.
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
Физминутка
Закрепление нового материала, работа по учебнику.
Выполняем задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной сто- роны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.
Математический диктант с проверкой (оцени себя сам)
«5» - если сделал все правильно.
«4» - если сделал одну вычислительную ошибку.
«3» - если сделал одну ошибку в формуле и поэтому получил неверный ответ.
Если не справился с заданием – открой учебник на стр. 241 и реши еще раз № 923
6. Подведение итогов урока. Оценивается работа класса и отдельных учащихся.
- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?
- Как вы считаете, они выполнены? Ответы детей.
7. Домашняя работа: §51; № 925, 926
Технологическая карта урока № 1
№ |
Этапы 1 урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Организационный момент |
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. |
2 |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Прогнозирование своей деятельности. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Умение выделять нравственный аспект поведения. |
||
2 |
Актуализация знаний Устный счет |
|
Демонстрирует презентацию. Повторение понятий. Учитель показывает модели пространственных фигур. Задает учащимся наводящие вопросы. |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. |
5 |
Анализ объектов с целью выделения признаков. |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
3 |
Физминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Комментирует, направляет работу учащихся. Постановка проблемного вопроса. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
1 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Целеполагание, выдвижение гипотез |
Осознание ценности здоровья |
||
4 |
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний |
|
Демонстрирует презентацию Задает вопросы, подводящие к определению понятий. Вместе с учениками определяет цель урока и его тему. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задание, используя ножницы и макеты. Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь. Два ученика у доски, остальные в тетради решение с комментированием № 916 Самостоятельно работают с учебником стр 239 вопросы 3, 4. Решение в парах с взаимопроверкой № 921 |
3 6 3 6 3 2 |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Подведение под понятие. |
Целеполагание, выдвижение гипотез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
Умение слушать и вступать в диалог Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Проявление терпения и аккуратности. |
5 |
Закрепление нового материала |
Комментирует, направляет работу учащихся. Постановка проблемного вопроса. |
Решение с комментированием № 922 |
5 |
Анализ объектов и синтез. |
Контроль изученного материала. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику. |
|
6 |
Подведение итогов 1 урока |
Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием. |
- Продолжают фразы: Сегодня на уроке я узнал... Сегодня на уроке я научился... Сегодня на уроке я познакомился... Сегодня на уроке я повторил... Сегодня на уроке я закрепил... |
4 |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Ориентация в межличностных отношениях. |
Технологическая карта урока № 2
№ |
Этапы 2 урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
|||||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1 |
Организационный момент. |
Организация внимания учащихся. Учитель напоминает тему и повторяет цели урока |
Включение в деловой ритм урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
2 |
|||||||
2 |
Актуализация знаний |
. Презентация:
|
Демонстрирует презентацию Повторение понятий. Учитель показывает модели пространственных фигур. Задает учащимся наводящие вопросы |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, |
2 4 |
Анализ объектов с целью выделения признаков. |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
||
3 |
Закрепление изученного на 1 уроке |
|
Демонстрирует презентацию Демонстрирует ответы Комментирует и направляет работу учащихся |
Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь. Проверяют ответы, комментируют и проговаривают ответы |
4 |
Выделение и формулирование познавательной цели. Анализ и синтез объектов |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|||
4 |
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний |
|
Демонстрирует презентацию. Задает вопросы, подводящие к определению понятия. Комментирует, направляет работу учащихся. Постановка проблемного вопроса. Демонстрирует ответы |
Выполняют задание, заполняют таблицу, проверяют правильность выполнения. Работа в тетради выполняют задания, формулируют правила. |
3 3 5 |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. |
Целеполагание, выдвижение гипотез. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости. |
Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей. |
||
5 |
Физминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
2 |
Планирование своей деятельности. |
Осознание ценности здоровья. |
|||||
6 |
Закрепление нового материала |
Направляет работу учащихся. Контролирует работу слабых учащихся |
Выполняют задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал. |
5 |
Анализ объектов и синтез. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Контроль изученного материала. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику. |
|||
7 |
Организация контроля |
|
Организует самостоятельную работу, комментирует задания. |
Проведение диктанта в тетради. Самооценка в соответствии с ранее оговоренными требованиями учителя |
4 3 |
Выбор оснований и критериев для сравнения |
Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.. |
Самоопределение |
|||
8 |
Подведение итогов урока, оценивание знаний Домашнее задание |
Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся. Задает домашнее задание. |
Подводят итог урока, оценивают себя, своих товарищей. Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. |
3 |
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка. |
Нравтвенно-этическая ориентация. |
2 урока по 40 мин., всего 90 мин.
Время работы проектора за 2 урока – 30 мин.