12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хлесткова Светлана Александровна57
Россия, Самарская обл., с. Малячкино

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Развертка прямоугольного параллелепипеда»

 

ФИО:

Хлесткова Светлана Александровна

 

Место работы:

ГБОУ СОШ с. Малячкино

 

Должность:

учитель

 

Предмет:

математика

 

Класс:

5

 

Тема и номер урока в теме

«Развертка прямоугольного параллелепипеда», 2 урока в теме № 146 – 147

 

Базовый учебник:

ФГОС Математика 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович/ - М.: Мнемозина, 2014 г.

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Малячкино

Дата проведения: 16.04.2015 г.

Цели и задачи урока:

Цель урока: ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, геодезической линии; показать правила изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; закрепить понятия грани, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач; развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • сформировать умение изображать в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда;
  • умение применять формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба;
  • умение изображать геодезическую линию.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • учить устанавливать единые и общие признаки;
  • учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • осознание ценности здоровья.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике раздаточный материал (лист контроля), изготовленные из бумаги параллелепипеды, (возможно готовые картонные коробочки), ножницы, карточка к заданию 2, карточки с самостоятельной работой.

Ход урока:

(1 урок)

Задачи урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися умения работать с развертками параллелепипеда, умения изображать геодезическую линию;
  • Отработать навыки применения формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба;
  • Воспитание дисциплинированности;
  • Развитие аналитического мышления;
  • Формировать умения выделять главное;
  • Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания;
  • Развивать умения действовать самостоятельно.

Обучающиеся должны:

Иметь представление о развертке параллелепипеда, о геодезической линии.

Уметь:

видеть в развертке объемную фигуру, делать развертку, разрезая параллелепипед по ребрам;

уметь проводить геодезическую линию;

отражать в письменной форме результаты деятельности;

проводить информационно - смысловой анализ прочитанного текста;

решать текстовые задачи;

рассуждать, обобщать, аргументированно отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса, организация внимания.

2. Устный счет: работа в тройках: ученик с первого ряда называет число (от 1 до 9), со второго ряда – квадрат этого числа, с третьего куб этого числа. Затем ряды меняются.

3.Актуализация знаний.

Показать модели пространственных фигур. Презентация: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113897/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

к учебнику 5 класс: Прямоугольный параллелепипед (1 и 2 слайды)

Отдельно показать модель прямоугольного параллелепипеда.

Задать учащимся вопросы:

-Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько у параллелепипеда граней, ребер, вершин? Какой вид имеют грани параллелепипеда? Что такое измерения параллелепипеда?

4. Физминутка. Все построились в колонну друг за другом. Проходим до учителя, но каждый по разным траекториям: первый по ломаной, второй по прямой, третий по дуге окружности, четвертый как первый и т. д. Встаем справа от учителя те, кто считает, что прошел самый короткий путь, а те, кто считает, что прошел самый длинный путь – встают слева. Остальные встают перед учителем. Вопрос:

- Почему вы так считаете? Продолжите начатое предложение: Кратчайший путь от одной точки до другой…. Запомните свою группу. Это нам пригодится для дальнейшей работы. Садимся по местам.

Объяснение нового материала:

«Развертка»

1) Рассмотрим задачу о пауке и мухе.

. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113899/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Слайд1 Изобразите маркером на бумажном параллелепипеде траекторию движения паука.

Слайд 2

Разрежьте ножницами параллелепипед по ребрам, так как показано на экране. Какую линию мы получили? Как быстрее дойти пауку до мухи?

2) Введение понятия геодезической линии.

Решение задачи с комментированием № 916.

-Что нам нужно было сделать, чтобы правильно изобразить геодезическую линию?

Что сегодня на уроке нам нужно научиться делать с любым параллелепипедом?

Кто сформулирует тему урока?

3)- Пробуем разрезать параллелепипед так, чтобы получилась развертка. По каким линиям нужно резать? (по ребрам). В развертке сколько и каких фигур получилось? Есть ли среди них равные? Покажите.

Самостоятельная работа с учебником стр.239 вопросы 3, 4.

Решение в парах с взаимопроверкой № 921.

6. Закрепление нового материала:

Решение № 922.

7. Подведение итогов урока:

Оценивается работа класса и отдельных учащихся

- Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...

Сегодня на уроке я познакомился...

Сегодня на уроке я повторил...

Сегодня на уроке я закрепил...

Ход урока:

(2 урок)

Цель урока: закрепить понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, правила изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба. Помочь самостоятельно сделать умозаключение, что площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда – это площадь его развертки, научиться применять ее для решения задач;

развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;

Организационный момент.

Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний.

910.

Как найти площадь одной грани?

Как найти площадь всей поверхности?

Закрепление изученного на первом уроке.

Презентация. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113900/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113901/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Физминутка

Закрепление нового материала, работа по учебнику.

Выполняем задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной сто- роны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.

Математический диктант с проверкой (оцени себя сам)

«5» - если сделал все правильно.

«4» - если сделал одну вычислительную ошибку.

«3» - если сделал одну ошибку в формуле и поэтому получил неверный ответ.

Если не справился с заданием – открой учебник на стр. 241 и реши еще раз № 923

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113902/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

6. Подведение итогов урока. Оценивается работа класса и отдельных учащихся.

- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?

- Как вы считаете, они выполнены? Ответы детей.

7. Домашняя работа: §51; № 925, 926

Технологическая карта урока № 1

Этапы 1 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент

 

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

 

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Устный счет

Презентация: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113897/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Демонстрирует презентацию.

Повторение понятий.

Учитель показывает модели пространственных фигур. Задает учащимся наводящие вопросы.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

5

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Физминутка

 

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

1

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Целеполагание, выдвижение гипотез

 

Осознание ценности здоровья

4

Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний

. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113899/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Демонстрирует презентацию

Задает вопросы, подводящие к определению понятий.

Вместе с учениками определяет цель урока и его тему.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание, используя ножницы и макеты.

Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь.

Два ученика у доски, остальные в тетради решение с комментированием № 916

Самостоятельно работают с учебником стр 239 вопросы 3, 4.

Решение в парах с взаимопроверкой № 921

3

6

3

6

3

2

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проявление терпения и аккуратности.

5

Закрепление нового материала

 

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Решение с комментированием № 922

5

Анализ объектов и синтез.

Контроль изученного материала.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику.

6

Подведение итогов 1 урока

 

Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

- Продолжают фразы:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...

Сегодня на уроке я познакомился...

Сегодня на уроке я повторил...

Сегодня на уроке я закрепил...

4

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Ориентация в межличностных отношениях.


Технологическая карта урока № 2

Этапы 2 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент.

 

Организация внимания учащихся.

Учитель напоминает тему и повторяет цели урока

Включение в деловой ритм урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

2

       

2

Актуализация знаний

. Презентация:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b20277eb-3501-4e8c-bb18-590adb91f106/Models/2_25_polyhedron-2.html

Демонстрирует презентацию

Повторение понятий.

Учитель показывает модели пространственных фигур.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,

2

4

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Закрепление изученного на 1 уроке

Презентация. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113900/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Демонстрирует презентацию

Демонстрирует ответы

Комментирует и направляет работу учащихся

Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь.

Проверяют ответы, комментируют и проговаривают ответы

4

Выделение и формулирование познавательной цели.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог.

 

4

Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113901/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Демонстрирует презентацию.

Задает вопросы, подводящие к определению понятия.

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Демонстрирует ответы

Выполняют задание, заполняют таблицу, проверяют правильность выполнения.

Работа в тетради выполняют задания,

формулируют правила.

3

3

5

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Целеполагание, выдвижение гипотез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости.

Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей.

5

Физминутка

 

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

 

Планирование своей деятельности.

 

Осознание ценности здоровья.

6

Закрепление нового материала

 

Направляет работу учащихся.

Контролирует работу слабых учащихся

Выполняют задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.

5

Анализ объектов и синтез.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Контроль изученного материала. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику.

7

Организация контроля

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113902/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Организует самостоятельную работу, комментирует задания.

Проведение диктанта в тетради.

Самооценка в соответствии с ранее оговоренными требованиями учителя

4

3

Выбор оснований и критериев для сравнения

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить..

 

Самоопределение

8

Подведение итогов урока, оценивание знаний

Домашнее задание

 

Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся.

Задает домашнее задание.

Подводят итог урока, оценивают себя, своих товарищей. Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

3

 

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка.

Нравтвенно-этическая ориентация.

2 урока по 40 мин., всего 90 мин.

Время работы проектора за 2 урока – 30 мин.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.