12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Лисицына2109 Стаж работы учителем математики 40 лет, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ Россия, Алтайский край, Бийск |
План-конспект урока геометрии в 10 классе «Предмет стереометрии.Аксиомы стереометрии»
Разработка урока геометрии в 10 классе по теме «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»
Учитель математики
высшей квалификационной
категории
Лисицына Елена Федоровна,
МБОУ «Гимназия№11»
г.Бийска
Алтайского края
Пояснительная записка
Данный урок является вводным уроком для курса геометрии 10-11 класса общеобразовательной школы. Эффективность уроков стереометрии во многом определяется тем, насколько прочно усвоены учащимися теоретические вопросы первых разделов курса стереометрии. От умения правильного обоснования со ссылкой на соответствующие аксиомы и теоремы, зависит умение решать задачи. Поэтому представляется крайне важным с самых первых уроков создать условия для формирования пространственного воображения и точного понятийного аппарата. Без этого невозможно дальнейшее понимание предмета -стереометрия.
Цель урока: способствовать развитию активного познавательного интереса к предмету.
Задачи:
обучающая:
знакомство с объектами изучения стереометрии, с их обозначениями и изображениями в пространстве,
развивающая:
способствовать развитию внимания,
содействовать развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях,
воспитательная:
развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах).
Оборудование:
заготовки для изготовления моделей тетраэдра и параллелепипеда;
учебник «Геометрия 10-11», базовый и профильный уровни – учебник для общеобразовательных учреждений , Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, 18-е издание – М.: «Просвещение», 2009г.
чертежные принадлежности;
мультимедийная презентация «Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии», презентации, подготовленные выступающими учащимися.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1.Организационный | Приветствие Проверка готовности к уроку | Формулирование целей и задач урока с помощью учителя | |
2. Актуализация познавательного интереса к предмету | Учитель предоставляет слово для выступления учащимся | Выступление «История возникновения и развития геометрии»-1 учащийся Выступление «Практические приложения геометрии»-1 учащийся | Презентации для сопровождения выступлений |
3.Изучение нового материала | Повторение того, что представляет собой планиметрия, ее основных понятий и объектов изучения Объяснение значения слова «стереометрия», знакомство с ее основными понятиями (точки, прямые, плоскости). Рассказ об изображении и обозначении простейших фигур, знакомство с геометрическими телами и фигурами. Формулировка 3-х аксиом стереометрии | Ответы на вопросы учителя по повторению Анализ сходства и различия планиметрии и стереометрии Заполнение опорной таблицы в тетради Моделирование аксиом стереометрии с помощью чертежных принадлежностей (карандаши и ручки-прямые, кончики пальцев-точки, учебник и тетрадь-плоскости) | материал учебника Л.С. Атанасяна (стр. 3-5). Презентация «Предмет стнреометрии. Аксиомы стереометрии» Слайды 2-11 |
4.Закрепление изученного материала | Разбивает класс на группы по 4 -5 человек Предлагает каждой группе изготовить модели многогранников из разверток, пользуясь инструкцией (Приложение 1), и ответить на вопросы по готовым чертежам (Приложение 2) | Выполняют задание в группах, выбирают выступающего от группы для защиты ее работы | Комплект разверток многогранников. Инструкция по изготовлению моделей многоранников, карточки с заданиями |
5.Первичный контроль знаний | Заслушивает выступающих от групп | Заслушивают выступающих, задают им вопросы, комментируют выступления, исправляют ошибки в решении задач,если таковые имеются | Слайды 12-19 презентации «Предмет стереометрии.Аксиомы стереометрии» |
6.Задание на дом | Комментирует домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению | Записывают домашнее задание, задают вопросы | П.п.1-2 читать, №№1-4 письменно |
7.Рефлексия | Задает вопросы Каким целям был посвящен урок? Что узнали нового для себя? Чему смогли научиться на уроке? | Отвечают на вопросы учителя Подводят итог урока |
Список литературы:
Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- 18-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
Дорофеев А.В. Страницы истории на уроках математики.- Киев, Журнал «Квантор», 1991.
Тесты к школьному учебнику: Геометрия. 9 класс: Справочное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Интернет – ресурсы
http://le-
Приложение 1 Инструкция по изготовлению моделей
Основа заготовки для тетраэдра – равносторонний треугольник.
Основа заготовки для параллелепипеда – квадрат.
1) Заготовки для изготовления моделей тетраэдра и параллелепипеда нужно вырезать.
2) Согните заготовки по всем обозначенным линиям, чтобы у модели тетраэдра был выделен каждый треугольник, а у модели параллелепипеда – каждый квадрат.
3) Цвет моделей – вишнёвый, а серые «язычки» уйдут внутрь и будут фиксировать грани моделей, чтобы модели не развалились.
4) Изготовленные модели будут использоваться на уроках геометрии и при выполнении домашнего задания, чтобы моделировать на них ситуации из задач, если возникнут трудности.
Приложение 2 Задачи для работы в группах
Группа 1
№1
№2
Группа2
№1
№2
Группа3
№1
№2
Группа 4
№1
№2
Презентация для сопровождения изучения нового материала
PPTX / 305.27 Кб
Презентация ученика "Из истории геометрии"
PPTX / 3.78 Мб
Презентация ученика "Приложения геометрии"
PPTX / 410.48 Кб