12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Лисицына2109
Стаж работы учителем математики 40 лет, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Россия, Алтайский край, Бийск

Разработка урока геометрии в 10 классе по теме «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»

Учитель математики

высшей квалификационной

категории

Лисицына Елена Федоровна,

МБОУ «Гимназия№11»

г.Бийска

Алтайского края


 

Пояснительная записка

Данный урок является вводным уроком для курса геометрии 10-11 класса общеобразовательной школы. Эффективность уроков стереометрии во многом  определяется тем, насколько прочно усвоены учащимися теоретические вопросы первых разделов курса стереометрии. От умения правильного обоснования  со ссылкой на соответствующие аксиомы и теоремы, зависит умение решать задачи. Поэтому представляется крайне важным с самых первых уроков создать условия для формирования пространственного воображения и точного понятийного аппарата. Без этого невозможно дальнейшее понимание предмета -стереометрия.

Цель урока: способствовать развитию активного познавательного интереса к предмету.

Задачи:

обучающая:

знакомство с объектами изучения стереометрии, с их обозначениями и изображениями в пространстве,

развивающая:

способствовать развитию внимания,

содействовать развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях,

воспитательная:

развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах).

Оборудование:

заготовки для изготовления моделей тетраэдра и параллелепипеда;

учебник «Геометрия 10-11», базовый и профильный уровни – учебник для общеобразовательных учреждений , Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, 18-е издание – М.: «Просвещение», 2009г.

чертежные принадлежности;

мультимедийная презентация «Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии», презентации, подготовленные выступающими учащимися.


 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.Организационный

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Формулирование целей и задач урока с помощью учителя

 

2. Актуализация познавательного интереса к предмету

Учитель предоставляет слово для выступления учащимся

Выступление «История возникновения и развития геометрии»-1 учащийся

Выступление «Практические приложения геометрии»-1 учащийся

Презентации для сопровождения выступлений

3.Изучение нового материала

Повторение того, что представляет собой планиметрия, ее основных понятий и объектов изучения

Объяснение значения слова «стереометрия», знакомство с ее основными понятиями (точки, прямые, плоскости). Рассказ об изображении и обозначении

простейших фигур, знакомство с геометрическими телами и фигурами.

Формулировка 3-х аксиом стереометрии

Ответы на вопросы учителя по повторению

Анализ сходства и различия планиметрии и стереометрии

Заполнение опорной таблицы в тетради

Моделирование аксиом стереометрии с помощью чертежных принадлежностей (карандаши и ручки-прямые, кончики пальцев-точки, учебник и тетрадь-плоскости)

материал учебника Л.С. Атанасяна (стр. 3-5).

Презентация «Предмет стнреометрии. Аксиомы стереометрии»

Слайды 2-11

4.Закрепление изученного материала

Разбивает класс на группы по 4 -5 человек

Предлагает каждой группе изготовить модели многогранников из разверток, пользуясь инструкцией (Приложение 1), и ответить на вопросы по готовым чертежам (Приложение 2)

Выполняют задание в группах, выбирают выступающего от группы для защиты ее работы

Комплект разверток многогранников.

Инструкция по изготовлению моделей многоранников,

карточки с заданиями

5.Первичный контроль знаний

Заслушивает выступающих от групп

Заслушивают выступающих, задают им вопросы, комментируют выступления, исправляют ошибки в решении задач,если таковые имеются

Слайды 12-19 презентации «Предмет стереометрии.Аксиомы стереометрии»

6.Задание на дом

Комментирует домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению

Записывают домашнее задание, задают вопросы

П.п.1-2 читать, №№1-4 письменно

7.Рефлексия

Задает вопросы

Каким целям был посвящен урок?

Что узнали нового для себя?

Чему смогли научиться на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Подводят итог урока

 


 

Список литературы:

Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- 18-е изд.-М.: Просвещение, 2009.

Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.

Дорофеев А.В. Страницы истории на уроках математики.- Киев, Журнал «Квантор», 1991.

Тесты к школьному учебнику: Геометрия. 9 класс: Справочное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Интернет – ресурсы

http://le- savchen.ucoz.ru/load/3-1-0-119

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B4

http://archive.diary.ru/~Indiana/?comments&postid=26783051&htm&uid=&rss_signature=&

http://buybu.narod.ru/gifs/office7.htm

http://go.mail.ru/frame.html?&imgurl=http%3A%2F%2Fwww.abc-people.com%2Fdata%2Frafael-santi%2Fpic-8a.jpg&pageurl=http%3A%2F%2Fgcg-studio.narod.ru%2Fproject_1.html&id=9153240&iid=8&imgwidth=180&imgheight=236&imgsize=158117

http://kinoforum.my1.ru/forum/56-204-1

http://bigbadger.narod.ru/ani_komp.htm

http://2happy.ru/uploads/posts/2008-11/1226398718_main_map2.gif

http://fio.ifmo.ru/archive/group11/c3wu6/7ch/map.html

http://www.wyllf.ru/chtivo/15982-sem-chudes-sveta-v-kartinkakh.html


 

Приложение 1 Инструкция по изготовлению моделей

Основа заготовки для тетраэдра – равносторонний треугольник.

Основа заготовки для параллелепипеда – квадрат.

1) Заготовки для изготовления моделей тетраэдра и параллелепипеда нужно вырезать.

2) Согните заготовки по всем обозначенным линиям, чтобы у модели тетраэдра был выделен каждый треугольник, а у модели параллелепипеда – каждый квадрат.

3) Цвет моделей – вишнёвый, а серые «язычки» уйдут внутрь и будут фиксировать грани моделей, чтобы модели не развалились.

4) Изготовленные модели будут использоваться на уроках геометрии и при выполнении домашнего задания, чтобы моделировать на них ситуации из задач, если возникнут трудности.

Приложение 2 Задачи для работы в группах

Группа 1

№1

№2


 


 

Группа2

№1

№2


 


 


 

Группа3

№1

№2


 


 


 

Группа 4

№1

№2


 


Презентация для сопровождения изучения нового материала
PPTX / 305.27 Кб

Презентация ученика "Из истории геометрии"
PPTX / 3.78 Мб

Презентация ученика "Приложения геометрии"
PPTX / 410.48 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.