План-конспект урока обществознания на тему «Форма государства» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 28 February 2023 в группе

План-конспект занятия «Форма государства»



Тип и вид занятия: занятие обобщения и закрепления: эвристическая беседа с элементами проектной работы.

Цели занятия :

Предметные

Обобщение теоретических знаний: углубление представлений обучающихся о государстве как центральном институте политической системы общества и его формах

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Метапредметные

Развивать умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение

Развивать умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

Развивать коммуникативную компетентность в общении

Создать условия для формирования целостного мировоззрения, учитывающего социальное многообразие современного мира

Оборудование:

мультимедийный проектор для использования учебной презентации;

раздаточные материалы – тексты, материалы для подготовки проектов, карточки по теме «Форма государства»

Развернутый план урока

Этапы занятия

Основное содержание

Приемы и формы учебной работы

Используемые средства обучения

Мотивационный момент (3-4 мин.)

Понятие «государство», признаки государства, функции государства

Проверка и актуализация знаний учащихся по теме предыдущего занятия, выявление общих признаков и функций государства как политического института


Работа с темой занятия:

А. (3-5 мин)






Б. (15-20 мин.)


А. Повторение понятий «форма государства», «форма правления», «территориально-административное устройство», «политический режим»


Б. Выявление видов форм правления, территориально-административного устройства и политических режимов, определение их характерных черт

А. беседа с учащимися








Б. Самостоятельная работа с текстом

А. Работа со схемой








Б. Самостоятельная работа в группах с развернутым планом (По типу задания ЕГЭ № 28)

Форма правления

Форма территориального устройства

Политический режим

Закрепление материала

(15-20 мин)

Представление результатов своей работы




Определение возможных характеристик государства по разным основаниям


Работа по составлению тестов по типу ЕГЭ № 24, 18

выступление представителей групп, представление полученного продукта – плаката со схемой


Элементы интерактивной работы



Элементы интерактивной работы


представление проектов

сравнение ответов обучающихся с эталонным ответом, который представлен в презентации к занятию


Работа с карточками – характеристиками государства (тестовые задания первой части)


Работа в группах с опорой на схемы заданий представленные на слайде презентации

Рефлексия, подведение итогов урока (5 мин)

Какие вопросы возникают при анализе получившихся развернутых планов?

Эвристическая беседа

Формулирование вопросов о форме государства в РФ, об исторических формах государства, возможен выход на обсуждение проблемы демократии как политического режима – его эффективности, приемлемости в отдельных странах или исторических ситуациях, понимания сущности демократии и пр.

Организация домашнего задания (1 мин)


Индивидуальная работа учащихся

Составить тестовые задания по типу ЕГЭ № 24, 18







Таблица «Форма государства»

Форма правления

Территориально-государственное устройство

Политический режим

Монархия

Республика

Унитарное государство

Федеративное государство

Демократия

Недемократический режим

Единоличное правление

Монарх получает власть по наследству

Глава государства – носитель суверенитета

Монарх не несет юридической ответственности

Высшие органы власти – выборные, периодически обновляются

Разделение властей

Гос.деятели несут юридическую ответственность

Единая территория

Границы административных единиц устанавливаются и изменяются центром

Единая конституция

Единое гражданство

Территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью

Единая правовая и судебная система

Государства – Дания, Испания, Италия, Япония

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

Границы изменяются только с согласия субъектов

Есть конституции у субъектов при верховенстве конституции союза

Гражданство союза и субъектов

Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью

Верховенство союзного законодательства, субъекты принимают законодательные акты в сфере своей компетенции

Страны – Россия, Бразилия, Германия, Индия, США

Правовое государство, построенное на основе разделения властей, верховенства права, защиты прав и свобод человека

Политический плюрализм

Многопартийность

Существует и действует оппозиция

Смешанная экономика, доминирование частного сектора

Разрешено всё, что не запрещено законом

Источник власти – народ

Представительные органы формируется с помощью выборов на альтернативной основе


Большинство стран мира считает себя демократическими

Нет верховенства права

Нет реального признания и охраны прав человека

Опора на силу

Нет реального плюрализма

Абсолютная

Конституционная

Парламентская

Президентская

Авторитарный

Тоталитарный

Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) – в руках монарха. Его власть не ограничена законом.

Парламента и премьер-министра нет.


Страна – Саудовская Аравия

Монарх - формальный глава государств, не обладает реальными полномочиями в сфере законодательной и исполнительной власти.

Глава исполнительной власти – премьер-министр, возглавляет победившую на выборах в парламент партию.


Страна – Великобритания, Нидерланды, Испания

Правительство формируется партией или блоком партий, победивших на выборах в парламент и ответственно перед парламентом. Премьер-министр – глава исполнительной власти и лидер победившей партии. Президент избирается парламентом, имеет представительские функции


Страна – Германия, Италия

Законодательную власть осуществляет парламент, президент избирается народом. Президент формирует правительство и возглавляет исполнительную власть


Страна - США

Жёстко контролируются определенные сферы жизни общества (обычно, политическая)

Доминирует официальная идеология

Оппозиция жёстко ограничена

Мощный государственный сектор в экономике может сочетаться с рыночными отношениями

Опора на традиции, церковь и армию


Страна – Чили в период диктатуры Пиночета, Ирак при Саддаме Хусейне,

Саудовская Аравия

Всеобщее государство, осуществляется тотальный контроль всех сфер жизни общества

Права человека декларируются, но не соблюдаются

Единственная обязательная официальная идеология

Однопартийная система

Государственный и партийные структуры сращиваются

Централизованная экономика

Особая роль террора, проводятся репрессии, несогласные уничтожаются

Запрещено всё, что не разрешено

Страна – нацистская Германия, фашистская Италия

Форма государственного правления: понятие и виды

Форма правления– организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления:1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная(неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная(ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская– власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); 

дуалистическая– вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.);

2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская– власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская– всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).


Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

Формы территориального устройства: понятие, виды.


Форма государственного (территориального) устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определённый порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

Виды: унитарное, федеральное государство, конфедерация.

1.Унитарное государство- отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

1) Один Основной закон;

2) Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы;

3) Единая система законодательства;

4) Единое гражданство;

5) Единая денежная единица;

6) Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика;

7) Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).

2.Федерация - форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

1) территория федерации состоит из территорий её субъектов;

2) верховная законодательная, исполнительная, судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

3) компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;

4) субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

5) Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

3.Конфедерация - это форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна конфедерация - Европейское Сообщество.

1) Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определённых целей;

2) Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование;

3) Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств - членов);

4) Отсутствие единого гражданства;

5) Право свободного выхода субъектов из конфедерации;

6) Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов её членов;

7) В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и др.);

8) Армия состоит из воинских контингентов государств - членов конфедерации.







Форма территориального устройства характеризует деление государства по территории и взаимоотношения государства в целом с его составными частями.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию, распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Все государства делятся на два вида: а) унитарные, б) федеративные.

Особым видом надгосударственного образования является конфедерация.

Унитарное – простое по строению государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками государства.

В унитарном государстве едиными являются: а) конституция; б) система законодательства; в) система органов государственной власти; г) гражданство; д) валютная система. Составные части являются единицами, не обладающими признаками государства.

Унитарные государства могут быть двух видов: централизованные, в которых все составные части равны по статусу и децентрализованные, включающие автономные образования.

2. Федерация – сложное по строению государство, состоящие из нескольких государств и/или государственных образований, являющихся субъектами федерации и обладающих некоторыми признаками государства. Признаки федерации:

Территория состоит из территории ее субъектов;

Существует две системы законодательства: а) федеральная конституция и федеральное законодательство; б) конституции или иные акты конституционного характера и законодательства субъектов федерации.

Существует две системы органов государственной власти: а) федеральные (Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд); б) органы государственной власти субъектов федерации.

Предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничены федеральной конституцией (иногда федеративными договорами).

Отсутствие у субъектов федерации права сецессии (выхода из состава). Лишь одно государство в истории предусматривало это право – СССР.

Виды федераций:

По принципу образования: а) территориальный (США); б) национальный (Югославия); в) национально-территориальный (Россия).

В зависимости от правового положения субъектов федерации: а) симметричный (все субъекты федерации юридически и фактически равны); б) асимметричный (субъекты федерации юридически и фактически не равны).

По правовому основанию образования: а) договорная (СССР); б) конституционная (Чехословакия).

Конфедерациясоюз государств, обладающих государственным суверенитетом, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки конфедерации:

государства, объединяющиеся в конфедерацию сохраняют суверенитет;

конфедерация создается для защиты общих интересов и достижения общих целей;

в предметы ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов;

конфедерация – недолговременное, непрочное образование: при достижении или исчезновении общих целей оно либо распадается (Священная Римская империя), либо создается единое государство (Швейцария);

конфедерация не обладает признаками государства (Евросоюз).





Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

юридическое признание верховной власти народа;

периодическая выборность основных органов власти;

всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Политический режим – совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Сущность государства в первую очередь выражает его режим.

Политический режим может быть двух видов: а) демократический, б) недемократический (делится на тоталитаризм и авторитаризм).

Признаки демократического режима:

народ признается главным источником власти;

органы государственной власти избираются населением (выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании);

равенство всех граждан перед законом и правоприменителем;

обеспечение фактической реализации прав и свобод человека и гражданина;

идеологическое многообразие и многопартийность;

экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности и рыночные отношения.

Признаки тоталитарного режима:

народ, как правило, не признается источником власти;

права и свободы человека ограничиваются и массово нарушаются;

государство осуществляет полный контроль за всеми сферами общества;

идеологическое единообразие и однопартийность, сращивание партийного аппарата с государственным;

вождизм, культ личности бесконтрольно управляющего лидера;

власть осуществляется преимущественно методами принуждения, насилия, подавления;

преобладает государственная собственность, практикуется жесткое регулирование экономики административными методами.

Признаки авторитарного режима:

государство не осуществляет тотальный контроль над обществом;

личные права и свободы человека формально провозглашаются, а также частично реализуются, хотя фактически воспользоваться ими еще затруднительно, так как они не гарантируются и не защищаются государством;

допускается инакомыслие, но под жестким контролем государства и в ограниченных пределах;

допускается существование политических партий, но серьезная оппозиция запрещена;

смягчение методов осуществления государственной власти;

допускается существование частной собственности, разрешается предпринимательская деятельность под жестким контролем государства;

складываются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки (сильная власть необходима лидеру-реформатору для проведения реформ и подавления сопротивления).












































Задания


4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке формы тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства.

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) мо­нар­хия

3) кон­фе­де­ра­ция

4) рес­пуб­ли­ка

5) фе­де­ра­ция



12. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке типы по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов

1) то­та­ли­тар­ный

2) про­пор­ци­о­наль­ный

3) ма­жо­ри­тар­ный

4) де­мо­кра­ти­че­ский

5) ле­галь­ный

6) ав­то­ри­тар­ный



13. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке формы го­су­дар­ствен­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства.

1) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

2) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

3) фе­де­ра­ция

4) уни­тар­ное го­су­дар­ство

5) то­та­ли­тар­ное го­су­дар­ство

6) кон­фе­де­ра­ция



15. В го­су­дар­стве Z власть пе­ре­даётся по на­след­ству. Власть ко­ро­ля огра­ни­че­на за­ко­на­ми стра­ны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят ре­гу­ляр­но, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и сво­бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство 2) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

3) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия 4) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство

5) аб­со­лют­ная мо­нар­хия 6) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка


17. В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет пар­ла­мент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и сво­бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъ­ек­тов, ко­то­рые об­ла­да­ют опре­делённой по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную струк­ту­ру. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия

2) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

3) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

4) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство

5) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

6) уни­тар­ное го­су­дар­ство


20. В стра­не Z ре­гу­ляр­но про­ис­хо­дят вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и чле­нов пар­ла­мен­та. Пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся из де­пу­та­тов пар­тий, об­ла­да­ю­щих боль­шин­ством го­ло­сов в пар­ла­мен­те, и от­вет­ствен­но толь­ко перед пар­ла­мен­том. Тер­ри­то­рия стра­ны по­де­ле­на на субъ­ек­ты, об­ла­да­ю­щие от­но­си­тель­ной са­мо­сто­я­тель­но­стью. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и сво­бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия 2) уни­тар­ное го­су­дар­ство

3) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­к А 4) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

5) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство 6) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство


21. Ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, име­ю­щие ав­то­но­мию, объ­еди­не­ны в го­су­дар­ство Z. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции этого го­су­дар­ства, ре­гу­ляр­но, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве про­хо­дят со­стя­за­тель­ные вы­бо­ры за­ко­но­да­тель­ных и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов вла­сти. Все­на­род­но из­бран­ный пре­зи­дент под кон­тро­лем пар­ла­мен­та фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство 2) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

3) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­кА 4) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

5) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство 6) со­ци­аль­ное го­су­дар­ство


22. В кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства Z про­воз­гла­ше­но, что го­су­дар­ство Z – де­мо­кра­ти­че­ская фе­де­ра­тив­ная пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства го­су­дар­ства Z?

  1) все­на­род­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства

2) двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та для обес­пе­че­ния пред­ста­ви­тель­ства субъ­ек­тов

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

4) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства

5) под­чи­не­ние ис­пол­ни­тель­ной вла­сти главе го­су­дар­ства

6) на­ли­чие ад­ми­ни­стра­тив­ных еди­ниц, об­ла­да­ю­щих опре­делённой по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью


23. Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства Z?

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство ре­ги­о­нов

5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет опре­делённой соб­ствен­ной ком­пе­тен­ци­ей

6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей кон­сти­ту­ции


26. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры,

под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та.

2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную.

3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий за­пре­ще­на.

4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сбо­ров.

5) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.



29. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о де­мо­кра­ти­че­ском по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме

1) Де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим от­ли­ча­ют не­огра­ни­чен­ные за­ко­ном пол­но­мо­чия вла­сти.

2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме обя­за­тель­но уста­нав­ли­ва­ет­ся рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

3) Де­мо­кра­ти­че­ский режим ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пе­нью по­ли­ти­че­ской сво­бо­ды че­ло­ве­ка.

4) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме обес­пе­чи­ва­ет­ся за­щи­та прав от­дель­ных лич­но­стей и мень­шинств.

5) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, де­мо­кра­ти­че­ский режим обес­пе­чи­ва­ет право вла­сти на управ­ле­ние лю­дь­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии.


40. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния

1) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние пре­зи­ден­та.

2) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед пар­ла­мен­том.

3) В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пре­зи­ден­та перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую по­ли­ти­ку.

4) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы пра­ви­тель­ства. 

5) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед пре­зи­ден­том, и перед пар­ла­мен­том.



48. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к при­зна­кам де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма?

1) вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в част­ную жизнь граж­дан

2) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

3) кон­троль го­су­дар­ства за де­я­тель­но­стью проф­со­ю­зов и твор­че­ских ор­га­ни­за­ций

4) на­ли­чие раз­ви­той мно­го­пар­тий­ной си­сте­мы

5) еди­ная идео­ло­гия



52. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме.

 1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской вла­сти.

2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граж­дан.

3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с мо­нар­хи­че­ской, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми прав­ле­ния.

4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей вла­сти.

5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.



53. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о сме­шан­ной форме рес­пуб­ли­ки

1) Пре­зи­дент воз­глав­ля­ет пра­ви­тель­ство.

2) Пре­зи­дент вы­пол­ня­ет пре­иму­ще­ствен­но пред­ста­ви­тель­ские функ­ции.

3) Пре­зи­дент имеет право рас­пус­кать пар­ла­мент.

4) Пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том и перед пре­зи­ден­том.

5) Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся путём все­на­род­но­го го­ло­со­ва­ния.


.

62. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских ре­жи­мах

1) К при­зна­кам по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма от­но­сят про­це­ду­ры от­бо­ра пра­вя­щих злит и по­ли­ти­че­ских ли­де­ров.

2) К при­зна­кам по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма от­но­сят по­ря­док рас­пре­де­ле­ния вла­сти между раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми си­ла­ми и вы­ра­жа­ю­щи­ми их ин­те­ре­сы по­ли­ти­че­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми.

3) Тип по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма опре­де­ля­ет­ся со­сто­я­ни­ем прав и сво­бод че­ло­ве­ка.

4) То­та­ли­тар­ный режим от де­мо­кра­ти­че­ско­го от­ли­ча­ет на­ли­чие про­фес­си­о­наль­но­го ап­па­ра­та управ­ле­ния (бю­ро­кра­тии).

5) По­ли­ти­че­ско­му ре­жи­му лю­бо­го типа свой­ствен­на ре­а­ли­за­ция прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей.


74. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о типах по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов

1) Тип по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма опре­де­ля­ет­ся ха­рак­те­ром об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских про­цес­сов, струк­ту­рой пра­вя­щей элиты.

2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме лич­ная сво­бо­да приз­наётся лишь в той мере, в какой это пред­став­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ным пра­ви­тель­ству стра­ны.

3) По­ли­ти­че­ский режим ха­рак­те­ри­зу­ют спо­со­бы уре­гу­ли­ро­ва­ния со­ци­аль­ных и по­ли­ти­че­ских кон­флик­тов.

4) Ре­жи­мы раз­ли­ча­ют­ся по по­ли­ти­че­ско­му и юри­ди­че­ско­му ста­ту­су средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, сте­пе­ни глас­но­сти в об­ще­стве.

5) При то­та­ли­тар­ном ре­жи­ме не­воз­мож­на де­я­тель­ность средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.