I.Организационный момент (2 мин)
УВЗЭ: настроить школьников на работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.
1.Всупительное слово учителя. Слайд№1
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Потихоньку садимся.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. (Проверка посадки уч-ся)
2.Организационно-психологический момент.(1 мин)
Учитель Поэт сказал: считай, ты потерял день, в который не улыбнулся.
Посмотрите на доску. Слайд№2. Вы увидели рисунки-смайлики. Посмотрите на выражение их лиц. Какое оно?
А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперёд, и успех придёт. А чтобы помочь своему организму лучше работать на уроке, проведём массаж биологически активных точек.
|
Стоят ровно возле парт.
Садятся за парты, правильная посадка
Быстро мобилизоваться, сосредоточиться
Включиться в деловой ритм
Рисунки-смайлики улыбаются.
Ученики мимикой показывают настроение.
|
IV. Этап работы над новым материалом
Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение усвоения нового материала
1. Вода Земли
- Как вы думаете ребята, много ли воды на Земле? Работа с глобусом.
- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если раскрутить глобус, то, кажется, что Земля стала одного цвета – голубого. А всё потому, что этой краски на нём больше. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки, озёра, болота. Значит какой вывод мы сможем сделать чего на земле больше: суши или воды? (ВОДЫ).
Работа по медиаучебнику
Все воды Земли составляют её водную оболочку, которая называется гидросферой.
Рассмотрим водные запасы Земли – заполнение схемы по медиаучебнику .
Главным хранилищем вод на поверхности земного шара является Мировой океан. Что означает слово океан? Обратимся к словарю. В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю». Океан- наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками. Мировой океан объединяет все океаны и моря Земли.
Мировой океан огромен. По сравнению с ним крошечными кажутся реки, ручьи и озера, болота и ледники. Однако значение их огромно, ведь они питают живительной влагой удаленные от океана участки суши. Часть вод скрыта внутри земли. Они выходят на поверхность в виде холодных и горячих источников, ключей, родников, колодцев.
ИТОГ.(заполни схему) пользуясь медиаучебником - заполните схему коллективная работа слайд №16
Мировой океан, моря, реки, ручьи, озера, каналы, подземные источники, водохранилища, ледники, болота– все это водные запасы Земли.
Минутка отдыха
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
2. Виды водоёмов
На поверхности земли часто встречаются разных размеров углубления. Они бывают постоянно или временно (например, после сильных дождей, таяния снега) заполнены водой. Это водоёмы. РАЗБОР СЛОВА водоём запись на доске учителем. Приведите примеры водоёмов.
Перечисленные водоемы можно разделить на две группы. По какому признаку, как вы считаете?
-Те, которые созданы природой, без участия человека, называются естественные, те, которые создал человек искусственные. СЛАЙД №17
(На уроке идет постоянная работа над проговариванием новых терминов, усвоением их значений, составлением предложений)
ЗАДАНИЕ - работа в парах
У вас на партах лежат карточки с названиями водоёмов. Выберите в один столбик те, которые являются естественными. А в другой искусственные и объясните ваш выбор. (озеро, море, река, пруд, ручей, водохранилище, канал, болото, океан).
Региональный компонент. СЛАЙД №18
- Какие из этих водоемов есть в нашем городе? (озеро, река.)
Сообщение учащихся об этих водоемах опережающее задание
По территории города протекает четыре реки. Из них хорошо известна река Грушевка.
Река Кадамовка заходит лишь небольшим своим отрезком на самую отдаленную городскую окраину (поселки Даниловка и Сидоровка).
Совсем маленькая речка Атюхта (правый приток Грушевки) протекает неподалеку от железной дороги Шахтная - Каменоломни и ее хорошо видно в районе вещевого рынка поселка Мирный. Вдоль реки находится несколько знаменитых родников и живописное урочище Белая горка, там есть родник.
Левый приток Грушевки - р. Семибалочная - огибает окраины поселков Октябрьского и Красина. Имеется более двадцати различных водоемов. Крупнейший из них - Артемовское водохранилище длиной более двух километров.
В районе Поповки находятся знаменитые Лисичкины озера (большое и малое), которые являются памятниками природы.
-Хотя на земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд. В океанах и морях вода солёная, а человеку нужна пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёх литровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.
В наше время над водой нависла угроза загрязнения, заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.
Пришло время подумать, как сохранить каждый водоем, каждую каплю чистой воды. Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н.Горский «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее недостаток чистой воды».
Запасы воды могут истощаться из-за нерационального водопользования. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды. Что же делать для рационального водопользования, экономии чистой воды?
Загрязнённая вода снова попадает в реки и озёра, моря и океаны. В воде, отравленной ядовитыми веществами, гибнут рыбы, морские животные и растения. Теперь по снимкам из космоса можно определить чистоту воды в водоёмах. Обычно чистая вода на снимках тёмного цвета, а загрязнённая — светлого. Чем грязнее вода, тем светлее цвет на снимках. Получив такие снимки, экологи бьют тревогу — вода и земля в опасности.
ЗАПОМНИ!
Грязная вода вредна для человека и животных.
Что же нужно делать для спасения рек и озёр? Надо экономно расходовать воду, а загрязнённую воду очищать, прежде чем спускать в реки и озёра. Нужно больше строить очистных сооружений, хотя это и очень дорого, а очищенную воду необходимо вторично использовать в промышленности и сельском хозяйстве.
Придумай название к каждому плакату. СЛАЙД №19-21. А почему перечеркнуты красным
План по охране окружающей среды. Слайд №22
1.Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря. Своевременно ликвидировать течи и порывы водопровода
2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха. Следить за чистотой природных источников.
3.Внедрять в производство современные водосберегающие и очистительные технологии.
|
Обучающиеся смотрят на глобус и дают ответ, что воды больше чем суши
Слушают диктора и читают текст по медиаучебнику
Записывают в карту исследователя
Слайд №15 Гидросфера – водная оболочка Земли
Подводят итог – читают заполненую схему
Выполняют упражнения
Встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны, водохранилище
Проговарива-ние: естественные, искусственные. Дают им определение
Работая в паре разбирают слова в 2 столбика
Обучающиеся читают доклады о водоёмах города Шахты
Внимательно слушают учителя
Придумывают название плакатов
1.промышленные предприятиям строить очистные сооружения. Не сливать грязную промышленную воду в водоёмы
2. Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря. Экономно её расходовать.
3. Своевременно ликвидировать поломку кранов, течи и порывы водопровода
|
V. Этап закрепления изученного материала (5 мин)
УВЗЭ: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами,- умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.
Работа по карточкам индивидуально более сильным
Игра «Узнай водоем» коллективно
Широкая, глубокая, бурная… (Река)
Большое, шумное, соленое… (Море)
Узкий, быстрый, звонкий… (Ручей)
Огромный, безбрежный, бушующий… (Океан)
Топкое, непроходимое, вязкое… (Болото)
Чтение стихотворения –итог. Слайд №23
Вода - живительная влага.
Именно ей мы обязаны жизнью.
Сохраним наши реки, озёра, пруды.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студеная и чистая вода.
Что такое гидросфера? Водоём? На какие 2 группы их можно поделить? Приведите примеры.
2) Какие водоёмы встречаются в нашей местности?
|