Предварительный просмотр презентации
Проект урока 11 класс « Художественное своеобразие произведения В.В. Маяковского Клоп » Выполнил: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы Ставрополь, 2022 г.
Цель 1. Содержательные цели: продолжить знакомство с футуризмом как художественным методом; углубить способность учеников определять сатирические мотивы и их функции в творчестве В.В. Маяковского. 2. Деятельностные цели: развить умение анализировать текст; умение работать с критическими статьями; умение выявлять проблемы и выражать собственную оценку произведению.
Результаты Предметные результаты: История создания и идейно-тематическое своеобразие произведения; Понимание ключевых проблем произведения «Клоп» в историко-литературном контексте эпохи 20-х годов XX в. Личностные результаты: сформированность внутренней позиции обучающегося; поиск и установление личностного смысла знание основных моральных норм Метапредметные результаты обучения: 1. Умение формулировать для себя новые задачи в учебе; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
План Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку Эпиграф: «Светить всегда, светить везде, До дней последних донца, Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!” Задача данного этапа урока создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. И при исследовании темы урока вновь обратиться к началу урока, к отрывку из стихотворения. В данном случае это выступает как средство обучения.
Актуализация знаний как мотивация Методы и приемы: Игра «Где логика?». Формула всего (вспоминаем произведения В.В. Маяковского и постепенно подходим к теме урока) Беседа Формы деятельности: парная или групповая
Актуализация знаний. Где логика? Формула всего
Актуализация знаний. Где логика? Формула всего
Актуализация знаний. Где логика? Формула всего
Актуализация знаний. Где логика? Формула всего
Актуализация знаний. Где логика? Формула всего
Актуализация знаний. Где логика? Формула всего
Формирование новых знаний Методы приемы: беседа, анализ текста (прием комментирования литературного произведения другим внетекстовым материалом (отрывки из критики ). Формы деятельности: фронтольная
Изучение нового материала 1 вопрос: Где и когда происходит основное действие? Что значит для самого автора общественная ситуация тех лет? Беседа Форма деятельности: индвидуальная // групповая
Изучение нового материала 2 вопрос: Что автор осуждает в устройстве общества? Какими представляете образы главных героев?… Методы и приемы: анализировать текст; обратимся к критической статье Ев. Евтушенко «Огромность и беззащитность» Беседа Метапредметные понятия: Что такое самоценность человека? ….
Критика Своей огромностью Маяковский заслонял свою беззащитность, и она не всем была видна — особенно из зрительного зала. <...> Великанское в Маяковском было не наигранным, а природным. Кувшины были чужие, но голос — свой. Поэзия и проза Маяковского — это антология страстей по Маяковскому, — страстей огромных и беззащитных, как он сам. Маяковский как Лермонтов выражает ненависть ко всему тому, что уничтожает в человеке большие страсти, стремления, делая людей обезличенно похожими не только в социальных, но и в интимных отношениях. В Маяковском — и печоринский сардонизм, и отчаяние Арбенина, и задыхающийся, сбивчивый голос затравленного героя «Мцыри». Презрение к тому, что Пушкин и Лермонтов называли «чернью», было в генетическом коде Маяковского. Филистерство – вот главный объект сатиры Маяковского
Комментирование Автору ненавистно то, что во всей полноте изображено в Пьере Скрипкине ( подражание иностранному образу жизни, мещанство) анализ эпизода на базаре ( время действия, имя героя, особенности речевых характеристик главных и эпизодических персонажей) Неудачная попытка самоубийства Зои Березкиной как свидетельство полной духовной деградации Скрипкине ( диалог Скрипкина и Баяна; изречение Слесаря: Шел я верхом,шел я низом, строил мост в социализм, не достроил и устал и уселся у моста́. Травка выросла у мо̀ста. По мосту́ идут овечки. Мы желаем очень просто отдохнуть у этой речки
Комментирование III. Анализ глав 3-4. Сцена свадьбы Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс. Мотив огня. (Ритуальное очищение огнём было знаком перехода в другой мир, "реальность" 1979 года) IV. Анализ заключительных глав. (Духовное возрождение Зои Березкиной; Скрипкин и клоп как два символа буржуазной эпохи, века): Цитата: «Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! Когда трудящееся человечество революции обчесывалось и корчилось, соскребая с себя грязь, они свивали себе в этой самой грязи гнезда и домики, били жен и клялись Бебелем, и отдыхали и благодушествовали в шатрах собственных галифе. Но «обывателиус вульгарис» страшнее. С его чудовищной мимикрией он завлекает обкусываемых, прикидываясь то сверчком-стихоплетом, то романсоголосой птицей.
Изучение нового материала 3 вопрос: Какие сатирические приемы использует автор? (анализируем язык произведения): гипербола, олицетворение, метафора, окказионализмы, эвфемизмы и др. Беседа Форма работы: индивидуальная
Рефлексия Рефлексия: «Прогулка с поэтом». Учащиеся запишут свои вопросы В.В. Маяковскому. В качестве финала урока (заключительного по русскому футуризму) буду использовать стихотворение Владимира Хлебникова:
ДЗ: Сочинение Антимещанская направленность пьесы «Клоп» Образ Скрипкина как образ буржуазного века Элементы фантастики как мечта о коммунистическом будущем.
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна