12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Володченко Людмила Николаевна18 |
Урок на тему «Умножение десятичных дробей»
Урок математики в 5 классе.
Тема урока: Умножение десятичных дробей
Класс: 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся умения умножать десятичные дроби на десятичные дроби.
Задачи урока:
1) Обучающие: создать условия для введения новых знаний о правиле умножения десятичной дроби на десятичную дробь; овладение учащимися правилом на уровне обязательной подготовки.
2) Развивающие:
способствовать развитию логических УУД;
способствовать развитию вычислительных навыков учащихся через использование рациональных способов;
способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях;
способствовать формированию мотивационной сферы личности.
3) Воспитательные: воспитывать в детях умение работать в паре, группе, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки;
Планируемые результаты:
предметные:
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие произведения десятичных дробей на десятичные дроби;
уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные
понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
оценивать свои достижения;
формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
развивать внимание, логическое мышление.
личностные
формировать учебную мотивацию;
уметь проводить самооценку;
понимать необходимость приобретения новых знаний;
уметь аргументировать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015; тетрадь, доска, карточки с заданиями; электронная физкультминутка; компьютер, проектор.
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | УУД | ||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности. | - настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; - создать положительный эмоциональный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».
- В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем добывать знания сами. | Все желающие ученики встают. Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | ||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | - На столах у каждого из вас таблица. - Угадайте секрет составления таблицы. - Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса. - Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? - А чем возникли сомнения? | Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.
Вопросы: 1) Как называются компоненты при умножении? Каким числом представлен первый множитель? второй множитель? Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение. Учащиеся приступают к заполнению таблицы. После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу. Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правило. При умножении десятичных дробей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. | |||||||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения. | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; - согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? - Значит, возникло затруднение? - В чем причина затруднения? - Сформулируйте цель нашего урока. - Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой? | Умножить десятичные дроби. Нет. Да. Нет алгоритма умножения десятичных дробей. Научиться умножать десятичные дроби. Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | ||||||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - найти алгоритм выхода из затруднения. |
- Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить двери в кабинетах , а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь. | Ребята предлагают свои способы. Измерить длину, ширину двери; вычислить ее площадь и узнать расход краски. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта. | - найти алгоритм умножения десятичных дробей. |
- Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей. - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик.
- Каков наш следующий шаг? | Перевести метры в дециметры 2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм. 22дм Х11дм = 242 дм2 = 2,42 м2 Формулируют алгоритм. Читают учебник, сравнивают и делают вывод. Вывести алгоритм умножения десятичных дробей. Да. Учащиеся пишут в тетради. Научиться применять данный алгоритм. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания | ||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. |
- Выполните действия: а) 1,24 . 3, 6; б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15. физминутка | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению | ||||||||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | - Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби? - Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются карточками. Самостоятельная работа I вариант. а) 7,25 . 3,8; б) 0,6 . 0,47; в) 5,96 . 12,84. II вариант. а) 9,6 . 4,12; б) 0,8 . 0,59; в) 41,57 . 6,32. Раздаются карточки – эталоны каждому ученику. | - Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы | ||||||||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 1403 из учебника по вариантам : I вариант а); в); II вариант б) ; г). - Каким способом вы решали? - Какие законы математики для этого применяли? - Решить № 1400; 1401(а). - Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – з); 1435. | Учащиеся выполняют задание. - Удобным. - Сочетательный и переместительный. Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению | ||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности. | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | - Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности? - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки. («5» - все плюсы; «4» - плюс – минус встречается больше одного раза; «3» - на этом уроке не ставится). - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. | Ученики отвечают фронтально. Научиться умножать десятичные дроби. Да. Ответы учащихся. Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки. Учащиеся аплодируют. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |