Урок математики на тему «Умножение десятичных дробей» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 7 November 2018

Урок математики в 5 классе.

Тема урока: Умножение десятичных дробей

Класс: 5

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся умения умножать десятичные дроби на десятичные дроби.

Задачи урока:

1) Обучающие: создать условия для введения новых знаний о правиле умножения десятичной дроби на десятичную дробь; овладение учащимися правилом на уровне обязательной подготовки.

2) Развивающие:

способствовать развитию логических УУД;

способствовать развитию вычислительных навыков учащихся через использование рациональных способов;

способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях;

способствовать формированию мотивационной сферы личности.

3) Воспитательные: воспитывать в детях умение работать в паре, группе, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки;

Планируемые результаты:

предметные:

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие произведения десятичных дробей на десятичные дроби;

уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;

применение знаний в различных ситуациях.

метапредметные

понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;

контролировать свои действия в процессе выполнения;

обнаруживать и исправлять ошибки;

оценивать свои достижения;

формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.

развивать внимание, логическое мышление.

личностные

формировать учебную мотивацию;

уметь проводить самооценку;

понимать необходимость приобретения новых знаний;

уметь аргументировать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015; тетрадь, доска, карточки с заданиями; электронная физкультминутка; компьютер, проектор.

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

- настроить учащихся на активную работу на уроке;

- включить учащихся в учебную деятельность;

- создать положительный эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно.

Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».

 

- В чем смысл этой притчи? Какое

отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

Все желающие ученики встают.

Учащиеся обмениваются мнениями,

отвечают на вопросы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 

- На столах у каждого из вас таблица.

- Угадайте секрет составления таблицы.

- Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

- Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

- А чем возникли сомнения?

Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

 

1,2

2,3

0,8

1,25

4,5

5

 
 

2

3

1,4

2

2,8

7,2

3

 

2,4

6,9

       

9,9

Вопросы:

1) Как называются компоненты при умножении?

Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?

Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение.

Учащиеся приступают к заполнению таблицы.

После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу.

Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правило.

При умножении десятичных дробей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

III. Выявление места и причины затруднения.

организация коммуникации, в ходе которой

- фиксируется затруднение;

- согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

- Значит, возникло затруднение?

- В чем причина затруднения?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?

Умножить десятичные дроби.

Нет.

Да.

Нет алгоритма умножения десятичных дробей.

Научиться умножать десятичные дроби.

Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- найти алгоритм выхода из затруднения.

 

- Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить двери в кабинетах , а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь.

Ребята предлагают свои способы.

Измерить длину, ширину двери; вычислить ее площадь и узнать расход краски.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности

V. Реализация построенного проекта.

- найти алгоритм умножения десятичных дробей.

 

- Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик.

 

- Каков наш следующий шаг?

Перевести метры в дециметры

2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм.

22дм Х11дм = 242 дм2 = 2,42 м2

Формулируют алгоритм.

Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.

Да.

Учащиеся пишут в тетради.

Научиться применять данный алгоритм.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

 

- Выполните действия: а) 1,24 . 3, 6;

б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15.

физминутка

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.

- Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби?

- Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются карточками.

Самостоятельная работа

I вариант. а) 7,25 . 3,8; б) 0,6 . 0,47;

в) 5,96 . 12,84.

II вариант. а) 9,6 . 4,12; б) 0,8 . 0,59; в) 41,57 . 6,32.

Раздаются карточки – эталоны каждому ученику.

- Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.

Регулятивные контроль, оценка

Познавательные: формулирование проблемы

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Выполните № 1403 из учебника по вариантам : I вариант а); в); II вариант б) ; г).

- Каким способом вы решали?

- Какие законы математики для этого применяли?

- Решить № 1400; 1401(а).

- Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – з); 1435.

Учащиеся выполняют задание.

- Удобным.

- Сочетательный и переместительный.

Учащиеся выполняют задание.

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

- Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности?

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли её достичь?

- Что более всего понравилось на

уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.

(«5» - все плюсы; «4» - плюс – минус встречается больше одного раза; «3» - на этом уроке не ставится).

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Ученики отвечают фронтально.

Научиться умножать десятичные дроби.

Да.

Ответы учащихся.

Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

Учащиеся аплодируют.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации