Самоанализ урока математики «Умножение десятичных дробей на 10; 100; 1000» с сюжетной линией «Масленица» (5 класс)
Самоанализ
урока математики, проведенного в 5 классе МБОУ Касплянской СШ
учителем Богачевой Ольгой Вениаминовной
Тема урока: Умножение десятичных дробей на 10; 100; 1000
Цели урока:
Совершенствовать умение умножать десятичную дробь на натуральное число, познакомить со случаями умножения на 10; 100; 1000. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, составлять задачи с заданными требованиями.
Формировать и совершенствовать УУД:
Познавательные: умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, оценивать и отбирать информацию, выполнять логические действия.
Регулятивные: умение прогнозировать, осуществлять самоконтроль, самооценку, осуществлять волевую саморегуляцию.
Коммуникативные: умение выражать мысли, использовать математическую речь, сотрудничать, работать в паре.
Личностные: представление об ответственности за свой труд, умение делать выводы о личном продвижении, самовыражаться в творчестве.
Воспитывать организованность, трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, уважение к национальным традициям.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: ИКТ, элементы ТРКМ, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, жетоны, рабочие листы, тексты для составления задач, плакат – раскладушка с днями Масленицы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Приемы и методы обучения:
практические, наглядные, словесные;
репродуктивные; продуктивные; частично-поисковые;
индивидуальные, фронтальные.
Место урока в теме
Тема «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» рассчитана на 3 часа, данный урок является вторым. На следующем уроке запланированы коррекция и контроль знаний.
Краткая характеристика класса
В классе 14 детей, из них 4 человека способны работать творческом уровне, 5 на продуктивном уровне, 5 человек работают на репродуктивном. Класс работоспособен, дети активны, доброжелательны. Особенностью класса является низкий уровень сформированности УУД, невнимательность. При планировании урока были учтены разный темп работы детей, предусмотрены дополнительные задания, вопросы в задаче для сильных учеников.
Структура урока
Вытекает из типа и целей урока, распределение этапов и времени учитывает индивидуальные особенности детей и уровень их математической подготовки:
Оргмомент. Сообщение сюжета и темы урока, мотивация, целеполагание.
Актуализация знаний. Устные упражнения.
Работа над темой урока. Восприятие и осмысление нового материала. Первичное закрепление.
ФК пауза
Работа над темой урока. Решение текстовой задачи.
Работа над темой урока. Составление задачи по данному тексту.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Оценка содержания каждого этапа
Оргмомент был направлен на организацию внимания обучающихся, мотивацию, принятие цели учебно-познавательной деятельности (сформулировали самостоятельно). Использована сюжетная линия «Масленица», жетоны для поощрения активности, правильности ответов, волевая саморегуляция.
Актуализация знаний. Устные упражнения.
Обучающиеся вспоминали изученный ранее материал, отвечая на разнообразные по структуре вопросы, сравнивали ответы с образцом, анализировали свою работу. Основное внимание уделено изученному накануне правилу умножения десятичной дроби на натуральное число. Использовалась презентация, фронтальная работа в быстром темпе.
Работа над темой урока. Восприятие и осмысление нового материала. Первичное закрепление.
Для изучения нового материала была использована самостоятельная практическая работа (на рабочих листах) с заданиями репродуктивного, продуктивного и частично-поискового характера. Обучающиеся, самостоятельно выполняя задания и анализируя результаты, формулировали новое правило, применяли его, сравнивали с образцом, оценивали свою работу. При необходимости получали консультации товарища и учителя. Основные моменты были обобщены, составленное правило сравнено с образцом, проговорено хором.
ФК пауза проведена в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к уроку, согласованно с сюжетной линией.
Работа над темой урока. Решение текстовой задачи.
Условие задачи соответствовало теме урока, сюжету, уровню подготовки класса. Использовалась диалогическая и полилогическая формы обучения. Вопросы формулировались так, чтобы выявить опыт ученика по теме. Вычисления обучающиеся выполняли самостоятельно с последующей проверкой.
С целью стимулирования познавательной деятельности проводился анализ всех предполагаемых способов, не навязывая их обучающимся, анализировались действия каждого ученика, обсуждались наиболее рациональные способы. Оценивался и результат, и процесс работы.
Дети, работающие на продуктивном и творческом уровне, ответили на дополнительный вопрос в задаче, придумали свой вопрос.
Работа над темой урока. Составление задачи по тексту.
Обучающимся был предложен познавательный текст, связанный с сюжетом урока, «Масленица в Книге рекордов Гиннесса» и предложено творческое задание – составить задачу по тексту.
Итог урока
При подведении итога урока был использован методический прием «Рука», дети оценили предметные, метапредметные, коммуникативные, личные результаты, свое эмоциональное состояние.
Домашнее задание
Оптимальный объём. Одно задание предусматривает отработку вычислительного навыка, второе - закрепление навыка решения текстовых задач. Были даны рекомендации, инструктаж по выполнению дополнительного творческого задания (по желанию).
Оценка результативности урока
Выбранный тип урока соответствовал поставленным целям, которые в основном достигнуты.
В ходе урока реализованы следующие принципы обучения: научности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, связи с жизнью.
Реализована идея деятельностного подхода к обучению.
Большое внимание уделено формированию и развитию познавательных и регулятивных УУД; культурологической составляющей урока.
У обучающихся активно формировались навыки самоконтроля и самоанализа.
Наглядность урока учитывала специфику восприятия учащихся: динамичные задания презентации, постепенное появление названий Масленичной недели (этапов урока) на магнитной доске, обращение к ним при подведении итогов.
При подготовке к уроку использованы разные источники информации, в ходе урока - ИКТ.
Прослеживалась чёткая логика в изучении нового материала, чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости. Этапы урока были взаимосвязаны и нацелены на конечный результат, создавались условия для активного общения и взаимодействия участников учебного процесса, сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Использовалась ситуация успеха, одобрения, поощрения. Во время обучения ответы обучающихся поддерживались, оценивался не только результат, но и процесс выполнения учебного задания.
При выставлении оценки учитывалась как правильность, так и самостоятельность, оригинальность ответа обучающихся.
Дата ________________ Подпись ______________ /Богачева О.В. /