План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Род и семья - исток нравственных отношений" + Рабочий лист по теме урока
Тема: Род и семья - исток нравственных отношений
Цель:
- формирование у обучающихся ценностного отношения к семье, воспитание интереса к семейным традициям.
Задачи урока:
- познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа;
- актуализировать знания обучающихся о семье, роде, о ценности семейных отношений;
- развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;
- познакомить обучающихся с терминами ближайшего родства.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- знать основные определения: «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности»
- членов своей семьи;
- различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи.
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Основные понятия: «семья», «род», «родословная», «фамилия».
Оборудование: компьютер, учебник «Основы светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (автор: М.Т. Студеникин), тетрадь, Рабочий лист по теме
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, наш урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём сегодня мы буем говорить на уроке.
1. Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама )
2. Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный. (Папа)
3. Он стар, но это ничего,
Его добрее нет
Он папа папы моего
А для меня он… (дед)
4. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
5. Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку… (бабушка)
6. Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра…, она же мне пра… (прабабушка)
2. Постановка учебной задачи
- Итак ребята, о чем пойдет речь на уроке ?
- Какие цели мы поставим перед собой?
Семья и род - тема нашего урока.
- Но что же тогда значит это слово – семья?
7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства».
- Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Как вы думаете, какую семью можно назвать счастливой? Что мы с вами можем сделать, чтобы всем членам семьи и родственникам было хорошо?
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
3. Постановка проблемы
- Зачем человеку нужна семья?
- Все ли семьи одинаковые?
- А чем они отличаются? (ответы детей)
Семьи могут отличаться своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
4. Открытие нового знания
- Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)
- В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?
- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
- У ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (дядями и тетями.)
- Родословное дерево рассказывает историю семьи. Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее.
- Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее?
Предки (те, кто перед нами) – старейшие представители рода.
Потомки (те, кто будут «потом») – младшие представители рода, за которыми будущее.
- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.
- Рассмотрите иллюстрацию «Родословная Пушкина».
-Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17.
- О чем говорит этот факт?
- А какие записи вносят в окошки?
5. Систематизация знаний
- выполнение заданий в Рабочем листе
- Откройте учебник («Основы духовно-нравственной культуры народов России», М.Т. Студеникин) и выразительно прочтите, что обозначают понятия род и семья, родословие. Найдите определения и запишите их в Рабочий лист.
- Выполните задание «Собери пословицу».
6. Включение в систему знаний
- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
- Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
- Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
1. О́тчество— часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
2. Отчество — патроним, указание на имя отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой. Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами. Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги. Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».
- Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества?
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии?
Попробуем найти ответ в учебнике на странице 98-99.
7. Рефлексия. Работа с текстом
- Откройте учебник на странице 102. Прочитайте притчу.
Китайская притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?
Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
- Как вы думаете, почему основой каждой семьи является любовь, прощение и терпение?
- Есть ли в вас такие качества?
- Но бывают и другие семьи. Послушайте одну историю.
Отрывок из рассказа Валентины Осеевой «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек... Куда же ей деться?
— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
- Ребята, можно ли назвать эту семью дружной? Какой совет вы бы дали членам этой семьи?
8. Подведение итога урока
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?(семья)
- Семья - кто это? (родственники близкие и далёкие)
- Каковы главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание)
- Где можно узнать о истории семьи? (генеалогическое древо)
- Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)
9. Домашнее задание (на выбор учащегося)
Задание в Рабочем листе:
1. Придумайте девиз своей семьи.
2. Разгадайте кроссворд.
Творческое задание:
1. Составить генеалогическое древо своей семьи.
2. Нарисовать герб семьи.
3. Узнать о происхождении своей фамилии.
___________________________________________________________________
Рабочий лист по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»
Дата: ___________
Ф.И. уч-ся ____________________________________________________________
Задание 1. Запиши определения:
а) Семья- ________________________________________________________________
б) Родословная-__________________________________________________________
в) Род - __________________________________________________________________
г) Фамилия - _____________________________________________________________
Задание 2. Объясни происхождение некоторых фамилий.
Петров __________________________________________________________________
Соколов _________________________________________________________________
Рыбников _______________________________________________________________
Кузнецов ________________________________________________________________
Задание 3. Собери пословицы о семье.
В семье разлад, | счастье дорогу не забывает. |
В семью, где лад, | счастливым быть. |
Семьёй дорожить - | не страшна и туча. |
Семья в куче, | так и дому не рад. |
Задание 4. Девиз – это короткое предложение, в котором выражена основная идея поведения, деятельности кого-либо. Придумай девиз своей семьи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание. 1. Представь фоторассказ о своей семье или подготовь ее родословную, нарисовав генеалогическое древо своего рода.
2. Напишите, какие праздники вы отмечаете всей семьёй.
Дата | Название праздника |
Дополнительное задание.
«Разгадай кроссворд!»
1. Родословное … ?
2. Вспомните китайскую притчу. Ценности, на которых строится счастливая семья, - это любовь, прощение и …
3. Слово -синоним мира, семейного благополучия.
4. Мама, папа, брат, сестра и я – это…
5. Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.
6. Последовательный перечень поколений одного рода – это … ?
7. У каждой семьи есть общие праздники, обычаи семьи. Это называется … ?
8. Младшие представители рода (будущее поколение) - ?
9. Благополучие, счастье, миропонимание семье есть …
10.Старейшие представители рода (те, кто был перед нами) – это…?