План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Род и семья - исток нравственных отношений" + Рабочий лист по теме урока

4
0
Материал опубликован 30 April в группе

Тема: Род и семья - исток нравственных отношений

Цель:

- формирование у обучающихся ценностного отношения к семье, воспитание интереса к семейным традициям.

Задачи урока:

- познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа;

- актуализировать знания обучающихся о семье, роде, о ценности семейных отношений;

- развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;

- познакомить обучающихся с терминами ближайшего родства.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- знать основные определения: «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности»

- членов своей семьи;

- различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости.


Основные понятия: «семья», «род», «родословная», «фамилия».

Оборудование: компьютер, учебник «Основы светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (автор: М.Т. Студеникин), тетрадь, Рабочий лист по теме


Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, наш урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём сегодня мы буем говорить на уроке.

1. Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час? (Мама )


2. Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый важный. (Папа)

3. Он стар, но это ничего,

Его добрее нет

Он папа папы моего

А для меня он… (дед)

4. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне…    (сестренка)

5. Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Я сяду с нею рядышком:

Расскажи мне сказку… (бабушка)

6. Она все на свете помнит и знает,

И бабушка мамой ее называет

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же мне пра…, она же мне пра… (прабабушка)


2. Постановка учебной задачи

- Итак ребята, о чем пойдет речь на уроке ?
- Какие цели мы поставим перед собой? 

Семья и род - тема нашего урока.

- Но что же тогда значит это слово – семья?

7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства».

- Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»: 
1. Группа живущих вместе близких родственников. 
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

- Как вы думаете, какую семью можно назвать счастливой? Что мы с вами можем сделать, чтобы всем членам семьи и родственникам было хорошо?


Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


        3. Постановка проблемы

- Зачем человеку нужна семья?

- Все ли семьи одинаковые?

- А чем они отличаются? (ответы детей)

Семьи могут отличаться своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?


4. Открытие нового знания

- Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)

- В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».   Родословное древо — что это значит?

- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

- У ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (дядями и тетями.)


- Родословное дерево рассказывает историю семьи. Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее.

- Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее?

Предки (те, кто перед нами) – старейшие представители рода.

Потомки (те, кто будут «потом») – младшие представители рода, за которыми будущее.

- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.

- Рассмотрите иллюстрацию «Родословная Пушкина».

-Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17.

- О чем говорит этот факт?

- А какие записи вносят в окошки?


5. Систематизация знаний

- выполнение заданий в Рабочем листе

- Откройте учебник («Основы духовно-нравственной культуры народов России», М.Т. Студеникин) и выразительно прочтите, что обозначают понятия род и семья, родословие. Найдите определения и запишите их в Рабочий лист.

- Выполните задание «Собери пословицу».


6. Включение в систему знаний

 - Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

- Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

- Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

1. О́тчество— часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

2. Отчество — патроним, указание на имя отца.

  Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой. Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами. Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги. Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».

- Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества?

- Знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии?

Попробуем найти ответ в учебнике на странице 98-99.


7. Рефлексия. Работа с текстом

- Откройте учебник на странице 102. Прочитайте притчу.

Китайская притча

        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

       Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.

       Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?

Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- Как вы думаете, почему основой каждой семьи является любовь, прощение и терпение?

- Есть ли в вас такие качества?

- Но бывают и другие семьи. Послушайте одну историю.

                          Отрывок из рассказа Валентины Осеевой «Бабка»

       Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень. 
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец. 
А мать робко возражала ему: 
— Старый человек... Куда же ей деться? 
— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место вот где! 
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. 

- Ребята, можно ли назвать эту семью дружной? Какой совет вы бы дали членам этой семьи?


8. Подведение итога урока

- Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас?(семья)

- Семья - кто это? (родственники близкие и далёкие)

- Каковы главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание)

- Где можно узнать о истории семьи? (генеалогическое древо)

- Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)


9. Домашнее задание (на выбор учащегося)

Задание в Рабочем листе:

1. Придумайте девиз своей семьи.

2. Разгадайте кроссворд.

Творческое задание:

1. Составить генеалогическое древо своей семьи.

2. Нарисовать герб семьи.

3. Узнать о происхождении своей фамилии.


___________________________________________________________________

Рабочий лист по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Дата: ___________

Ф.И. уч-ся ____________________________________________________________


Задание 1. Запиши определения:

а) Семья- ________________________________________________________________

б) Родословная-__________________________________________________________

в) Род - __________________________________________________________________

г) Фамилия - _____________________________________________________________


Задание 2. Объясни происхождение некоторых фамилий.

Петров __________________________________________________________________

Соколов _________________________________________________________________

Рыбников _______________________________________________________________

Кузнецов ________________________________________________________________


Задание 3. Собери пословицы о семье.

В семье разлад,

счастье дорогу не забывает.

В семью, где лад,

счастливым быть.

Семьёй дорожить -

не страшна и туча.

Семья в куче,

так и дому не рад.


Задание 4. Девиз – это короткое предложение, в котором выражена основная идея поведения, деятельности кого-либо. Придумай девиз своей семьи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Домашнее задание. 1. Представь фоторассказ о своей семье или подготовь ее родословную, нарисовав генеалогическое древо своего рода.

2. Напишите, какие праздники вы отмечаете всей семьёй.

Дата

Название праздника











Дополнительное задание.

«Разгадай кроссворд!»

t1714459400ab.png

1. Родословное … ?

2. Вспомните китайскую притчу. Ценности, на которых строится счастливая семья, - это любовь, прощение и …

3. Слово -синоним мира, семейного благополучия.

4. Мама, папа, брат, сестра и я – это…

5. Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.

6. Последовательный перечень поколений одного рода – это … ?

7. У каждой семьи есть общие праздники, обычаи семьи. Это называется … ?

8. Младшие представители рода (будущее поколение) - ?

9. Благополучие, счастье, миропонимание семье есть …

10.Старейшие представители рода (те, кто был перед нами) – это…?






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.