ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по финансовой грамотности Тема «Кредитование»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по финансовой грамотности
Тема «Кредитование»
Урок ориентирован на 10 и 11 классы
г. Владивосток
Пояснительная записка к уроку по финансовой грамотности для 10-11 классов
Урок разработан на основе внеурочной деятельности для практического применения в жизненных ситуациях.
Тема урока «Кредитование»
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Основные термины и понятия: кредит, ставка по кредиту.
Методические приемы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический
Оформление доски: тема урока
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
3. Изучение нового материала:
3.1 Кредит.
3.2 История возникновения кредита.
3.3 Виды кредита.
3.4 Решение задач, связанных с кредитом – ЕГЭ
Подведение итогов.
Цель: познакомить учащихся с понятием и видами кредита.
Задачи:
Образовательная: формирование представлений учащихся о текущих экономических событиях в России и в мире, разобраться с решением задач на кредитование.
Развивающая: продолжить формирование умений опираться на экономические знания и навыки работы с отдельными вопросами экономической жизни.
Воспитательная: вызвать уважение к культуре финансовой грамотности, а также умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим вопросам.
Конспект урока
1. Организационный момент (3 минуты).
Учитель: ребята сегодня речь пойдет о кредите, о его видах и мы порешаем задачи на тему: «Кредит».
Запишем тему урока в тетрадь: «Кредитование»
Цель нашего урока:
рассмотреть и проанализировать что такое кредит, какие бывают виды кредита и как рассчитать долг по кредиту
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение, функции и особенности кредита;
- ставки по кредиту.
Изложение нового материала (20 минут)
Учитель: Вам скоро предстоит выйти во взрослую жизнь, а это очень ответственный этап в жизни каждого человека и необходимо защитить себя и с юридической точки зрения. Поэтому тема урока не только интересна, но и полезна. В 9 классе мы с вами прошли тему «Процентные расчеты», где познакомились с формулой сложных процентов.
В конце урока мы попытаемся ответить на вопрос: «Для чего необходим кредит?»
Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио слова как «кредит», «ипотека», «ставка по кредиту», а ведь все эти слова связаны с таким понятием как кредитование
Вопрос: Что такое кредит или кредитование?
Примерный ответ: это займ.
Учитель: действительно это займ, но нам необходимо взглянуть на это понятие с юридической точки зрения, итак…
Под понятием "кредит" традиционно понимают оказание финансовой помощи.
Кредит — это деньги или ресурсы, которые одна сторона предоставляет другой под проценты, с условием возврата в оговорённый срок.
Учитель: ребята давайте совершим небольшое путешествие в историю и узнаем, что, как развивалось кредитование в разные время!?
История развития кредита начинается с древнейших времён.
Первые упоминания о кредитах относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры, к временам древнейших государств Ассирии, Вавилона и Египта. Тогда займы носили вещественную форму и в основном выдавались на потребительские нужды. Например, бедный крестьянин мог взять у зажиточного мешок зерна для посева, а после сбора урожая вернуть полтора — с «процентами».
В античном мире основными кредиторами выступали храмы, которые служили первыми резервными фондами — на время неурожая. В Древнем Риме заёмщика заключали в долговую тюрьму, пока он полностью не выплатит кредит, в обратном случае он становился рабом кредитора.
В Средние века церковь выступила против заработка на процентах. Считалось, что такой доход — это грех, поскольку процентные платежи служат платой за время, а временем распоряжается только Бог. Тогда итальянские банкиры изобрели вексельное кредитование — случилось это в XIV веке.
В эпоху Возрождения займы были уже полностью узаконены. В XVI веке в Европе появились первые коммерческие банки, основными их клиентами были промышленники и торговцы. Государственная власть уже не запрещала долговые операции, а пыталась регулировать рынок, устанавливая фиксированный размер максимальной ставки.
В современном понимании история кредитования ведёт своё начало со времён промышленной революции. Именно тогда на смену ростовщикам пришли полноценные коммерческие банки с развитой филиальной сетью.
В России первыми кредитными организациями стали созданные в 1754 году по указанию Елизаветы Петровны дворянские заёмные банки в Петербурге и Москве. Первый Государственный коммерческий банк, специализировавшийся на кредитовании купечества, был открыт лишь в 1817 году.
В середине XX века появились первые кредитные карты, тогда же начала развиваться концепция кредитного рейтинга (цель — сделать систему займов более безопасной и справедливой для обеих сторон).
Учитель: Ребята, а какие виды кредита вы знаете?
Примерный ответ: виды — потребительский и ипотека.
Учитель: абсолютно верно, но современное развитие финансового рынка подразумевает огромное количество разнообразных кредитов, которые различаются по самым различным параметрам и характеристикам.
Виды:
Учитель: Все большее число российских граждан, предприятий и организаций участвуют в операциях, связанных с кредитами.
Учитель: итак, ребята мы с вами совершили путешествие в историю развития недвижимости и увидели, изменения, которые происходили.
Учитель: ну а теперь отвлечемся от теории и перейдем к практическому заданию. У вас на партах лежат карточки. Мы с вами узнали, что такое кредит и что его можно получить на определенных условиях (под проценты). На карточках даны задачи по теме: «Кредит», давайте мы сейчас попробуем их решить.
Отработка материала (18 минут)
Задача № 1 АО «Вымпел» заняло у банка «Звезда» 300000 долл. на 3 месяца под 90% годовых. Проценты выплачиваются вперед. Какую сумму получит АО «Вымпел»?
Решение: Сумма процентов составит: (300000 х 90%) : (100% х 3: 12) = 67500 долл. АО «Вымпел» получит: 300000 – 67500 = 232500 долл.
Задача № 2 Стоимость факторинговых услуг составляет 2500 руб., процент за кредит – 150% годовых. Средний срок оборачиваемости средств в расчетах – 10 дней. Определить сумму кредита по операциям факторинга.
Решение: Ставка: 150% х (10 дн. : 360 дн) = 4,1 %
Размер кредита: 2500 х (100% : 4,1%) = 60975 руб.
Задача №3 В июне 2020 г. Иванов планирует взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы: - каждый январь долг увеличивается на 10% по сравнению с концом предыдущего года; - с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга. Сколько рублей будет выплачено банку, если известно, что кредит будет полностью погашен тремя равными платежами (то есть за три года) и общая сумма выплат после полного погашения кредита на 34150 рублей больше суммы, взятой в кредит?
Решение:
100%x (х) - Иванов взял кредит в июне
110%х (1.1x) - долг увеличился первый раз
у - погашение
1,1х -у - остаток долга после 1 платежа
(1,1x-y)*1.1 - долг увеличился второй раз
(1,1x-y)*1.1 -y - остаток после оплаты 2 платежа
((1,1x-y)*1.1 -y)1,1 -долг увеличился третий раз
((1,1x-y)*1.1 -y)1,1 -у =0 третьим платежом закрыл договор
при этом 3у-х=34150 -> x=3y-34150
тогда:
((1,1(3y-34150)-y)*1.1 -y)1,1 -у =0
((2.3y-37565)*1.1 -y)1,1 -у =0
(1.53y-41321.5)1.1 -y=0
0.683y-45453.65=0
y=45453.65 /0.683= 66550 - ежегодные выплаты кредита
y*3=66550*3=199650 - всего выплачено банку
Всего выплачено банку 199650 р
Подведение итогов (3 минуты):
Учитель: подводя итоги урока, нам необходимо ответить на вопрос, который мы сформулировали в начале урока: «Для чего необходим кредит?».
Ответы учащихся: 1) Это возможность приобрести необходимые товары или услуги быстрее: предоставление денежных средств в долг на условиях возвратности под проценты; 2) это удобно, они дают дополнительные финансовые возможности 3) Это единственный способ сделать большую покупку, потому что копить не получается.
Учитель: абсолютно верно, подводя итог, кредитование обладает большим спросом в современном мире.
Рефлексия (1 минуты).
1. Довольны ли вы сегодня собой?
2. Что удалось вам сегодня узнать нового?
4. Что вызвало у вас затруднение?
Учитель: спасибо за внимание!
Список литературы:
1. https://reshimvse.com/zadacha.php?id=69768
2.https://journal.sovcombank.ru/krediti/istoriya-kreditovaniya-pervie-banki-krediti-i-dolzhniki
3. https://infourok.ru/zadachi-po-teme-kreditovanie-5712098.html
Приложение (раздаточный материал)
1. АО «Вымпел» заняло у банка «Звезда» 300000 долл. на 3 месяца под 90% годовых. Проценты выплачиваются вперед. Какую сумму получит АО «Вымпел»?
2. Стоимость факторинговых услуг составляет 2500 руб., процент за кредит – 150% годовых. Средний срок оборачиваемости средств в расчетах – 10 дней. Определить сумму кредита по операциям факторинга.
3. В июне 2020 г. Иванов планирует взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы: - каждый январь долг увеличивается на 10% по сравнению с концом предыдущего года; - с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга. Сколько рублей будет выплачено банку, если известно, что кредит будет полностью погашен тремя равными платежами (то есть за три года) и общая сумма выплат после полного погашения кредита на 34150 рублей больше суммы, взятой в кредит?