План-конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва, её состав. Значение для живой природы.»
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема:«Почва, её состав. Значение для живой природы.»
Цели урока:
• Формирование ценностного отношения к природным ресурсам и их охране
• Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
• Развитие познавательного интереса к изучению природы
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• Осознание роли почвы в природе и необходимости ее охраны
• Проявление бережного отношения к природным ресурсам
Метапредметные результаты:
• Использование различных источников информации для изучения почвы
• Формулирование выводов на основе наблюдений за составом почвы
• Определение значения почвы для живых организмов
Предметные результаты:
• Распознавание состава почвы по описанию и образцам
• Проведение простейших опытов с почвой по инструкции
• Объяснение значения почвы для растений и других организмов
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: Ребята, определите, что общего между следующими словами: растения, червяки, микробы, корни, вода, воздух, перегной".
Учитель: Что объединяет все эти слова?
(Дети: Все это находится в земле, в почве)
Учитель: Верно! О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети: О почве, о земле)
Учитель: Какую цель поставим перед собой?
(Дети с помощью учителя формулируют цель: узнать, что такое почва, из чего она состоит и почему она важна для живой природы)
Этап 2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Дети: О значении воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей)
Учитель: Что вы запомнили о значении воды?
(Дети: Вода нужна всем живым существам, без нее невозможна жизнь, воду надо беречь)
Этап 3. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Учитель: Сегодня мы поговорим о почве - удивительном природном образовании, без которого невозможна жизнь на Земле. Почва - это верхний плодородный слой земли, в котором есть все необходимое для жизни растений.
Давайте рассмотрим состав почвы. В почве есть:
• Минеральные вещества - это песок, глина, соли. Они образуются при разрушении горных пород.
• Перегной - это темное органическое вещество, которое образуется при разложении остатков растений и животных. Именно перегной делает почву плодородной.
• Вода - она необходима для растворения минеральных веществ, которые потом поглощаются корнями растений.
• Воздух - он заполняет промежутки между частичками почвы. Без воздуха корни растений не могут дышать.
• Живые организмы - бактерии, грибы, дождевые черви, личинки насекомых. Они перерабатывают остатки растений и животных, обогащая почву перегноем.
Почва имеет огромное значение для живой природы:
• В почве растут растения, которые дают пищу и кислород всему живому на Земле
• В почве живут множество животных - кроты, землеройки, дождевые черви
• Почва удерживает влагу, которая необходима всем живым организмам
• В почве происходит круговорот веществ между живой и неживой природой
• Почва защищает корни растений от замерзания зимой
К сожалению, почва может разрушаться из-за деятельности человека, ветра и воды. Поэтому ее нужно беречь и охранять.
2) Проверка первичного усвоения
Учитель: Давайте проверим, как вы поняли новый материал:
- Назовите основные компоненты почвы
(Дети: Минеральные вещества, перегной, вода, воздух, живые организмы)
- Что делает почву плодородной?
(Дети: Перегной или гумус)
- Какое значение имеет почва для живой природы?
(Дети: В ней живут организмы, растут растения, она сохраняет влагу)
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Применение изученного материала
1) Применение знаний в новых ситуациях
Учитель: Представьте, что произойдет, если в почве не будет воздуха?
(Дети: Корни растений не смогут дышать, погибнут почвенные животные)
2) Выполнение заданий из реальной жизни
Учитель: Как мы можем защитить почву от разрушения?
(Дети: Сажать растения, не мусорить, не допускать загрязнения почвы)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня о почве?
(Дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями)
Учитель: У вас на партах лежат три смайлика. Оцените свою работу на уроке:
- мне все понятно и интересно
- есть некоторые вопросы
- многое осталось непонятным
(Дети поднимают соответствующие смайлики)
Домашнее задание: выучить текст.
Домашнее задание
"Почва - это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят минеральные вещества, перегной, вода, воздух и живые организмы. Минеральные вещества - это песок, глина и соли. Перегной образуется при разложении остатков растений и животных. Почва имеет огромное значение для живой природы: в ней растут растения, живут животные, она удерживает влагу и защищает корни растений от замерзания. Почву нужно беречь и охранять."
"Почва - это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят минеральные вещества, перегной, вода, воздух и живые организмы. Минеральные вещества - это песок, глина и соли. Перегной образуется при разложении остатков растений и животных. Почва имеет огромное значение для живой природы: в ней растут растения, живут животные, она удерживает влагу и защищает корни растений от замерзания. Почву нужно беречь и охранять."
"Почва - это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят минеральные вещества, перегной, вода, воздух и живые организмы. Минеральные вещества - это песок, глина и соли. Перегной образуется при разложении остатков растений и животных. Почва имеет огромное значение для живой природы: в ней растут растения, живут животные, она удерживает влагу и защищает корни растений от замерзания. Почву нужно беречь и охранять."
"Почва - это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят минеральные вещества, перегной, вода, воздух и живые организмы. Минеральные вещества - это песок, глина и соли. Перегной образуется при разложении остатков растений и животных. Почва имеет огромное значение для живой природы: в ней растут растения, живут животные, она удерживает влагу и защищает корни растений от замерзания. Почву нужно беречь и охранять."
"Почва - это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят минеральные вещества, перегной, вода, воздух и живые организмы. Минеральные вещества - это песок, глина и соли. Перегной образуется при разложении остатков растений и животных. Почва имеет огромное значение для живой природы: в ней растут растения, живут животные, она удерживает влагу и защищает корни растений от замерзания. Почву нужно беречь и охранять."
"Почва - это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят минеральные вещества, перегной, вода, воздух и живые организмы. Минеральные вещества - это песок, глина и соли. Перегной образуется при разложении остатков растений и животных. Почва имеет огромное значение для живой природы: в ней растут растения, живут животные, она удерживает влагу и защищает корни растений от замерзания. Почву нужно беречь и охранять."