Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Почва. Её состав и свойства»
Урок
Близнецовой Натальи Владимировны
Окружающий мир, 3 «В» класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почва. Её состав и свойства»
Тип урока: исследование, работа в парах.
Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.
Цель урока: формирование представления о почве, её составе и свойствах.
Формирование УУД
Познавательные
Общеучебные универсальные действия
1.Обучение работе с разными видами информации :
а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .
2. Оценка достоверности получаемой информации .
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия
1) Подведение под понятие.
2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.
Коммуникативные
Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.
Регулятивные
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2).
Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс.
Тетрадь для самостоятельной работы №2.
Экран, проектор, ноотбук.
Ход урока.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Раз, два, три - слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас…
Определение темы и целей урока
Есть на Земле чудесная кладовАя. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? /ответы детей/
Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/
- Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД
- Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
- Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/
Узнать, что такое почва
Узнать из чего состоит почва
Узнать какие есть свойства почвы
Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.
Развивать умения работать в группе
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
Изучение нового материала
- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.
Слайд.
План работы:
Что такое почва и как она образуется?
Из чего состоит почва?
Свойства почвы?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?
Дети внимательно рассматривают изображение почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
3. Образование почвы.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
Физминутка
Перейдём ко 2 пункту плана.
- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1).
Возьмите стакан с водой.
Бросьте туда комочек почвы.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 2 (группа 2).
Возьмите фильтровальную бумагу.
Насыпьте на нее немного почвы.
Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
Стряхните почву обратно в стакан.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________
Опыт № 3 (группа 3).
Возьмите горшок с почвой.
Налейте туда немного воды.
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт № 4 (группа 4).
Возьмите посуду с почвой.
Рассмотрите почву через лупу
Что вы увидели?
Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/
- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы./ если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -слайд
В почве есть воздух.
В почве есть вода.
Почва не удерживает воду.
В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
- Это главное свойство почвы.
- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
IV. Обобщение урока.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. (Слайд 13).
Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Животные, которые рыхлят почву? /Черви/
Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п |
е |
р |
е |
г |
н |
о |
й |
||||
п |
л |
о |
д |
о |
р |
о |
д |
и |
е |
||
ч |
е |
р |
в |
и |
|||||||
в |
о |
з |
д |
у |
х |
||||||
г |
л |
и |
н |
а |
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике
на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.
/вернёмся к карточкам/
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.
Купцова Елена Александровна