Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов «Сказка «Колобок» (1–4 класс)

15
12
Материал опубликован 1 April 2019

МБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат»

г. Красновишерск Пермский край

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов «Сказка «Колобок»

Разработала: педагог-психолог

Сметанина Н.А.

Пояснительная записка.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является важным направлением коррекционной педагогики психологии. Занятия направленные на развитие психических процессов детей, приобретают огромное значение при обучении на начальной ступени. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

А так как игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся ее необходимо включать во все структурные элементы обучения. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки. 

В форме игрового сказочного путешествия на коррекционных занятиях учащихся можно развить умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы коррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).

Конспект предназначен для обучающихся с легкой умственной отсталостью, 3 класс. Также может быть использован для учащихся начальной ступени, обучающихся по 1 варианту, для учащихся обучающихся в классах с умеренной умственной отсталостью.


 

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, навыков обобщения и группировки, элементов мышления;

Образовательные: обучение умению ориентироваться на листе бумаги, закрепление понятий «вправо-влево», «вверх», «вниз»;

Воспитательные: воспитание способности подчинять свои действия инструкции, воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к окружающим.

Ход:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Посмотрим друг на друга, улыбнемся еще раз. Молодцы!

2. Определение темы и цели.

Отгадайте загадку.

«Что за чудо? - Неизвестно,- покатился шар из теста!

Этим шариком лисица на тропинке подкрепится.

Подрумянен круглый бок, - это вкусный…» (колобок).

Совершенно верно, ребята. Это – колобок! (Приложение, Колобок).

Посмотрим о колобке сказку (просматривание сказки «Колобок»).

Понравилась вам сказка? Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем ему. Не дадим колобка на съедение лисе.

Катится колобок по дорожке… Спрятался под елкой, как листок, дрожит. Глядь - по лесу зайка серенький бежит. (Приложение, Зайчик) Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь колобку.

Задание 1 «Нарисуй по точкам», цель – развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта (Приложение).

Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?

Ребята, зайчик приготовил для вас еще одно задание – игра «Четыре слова» (развитие произвольного внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

Ход игры: дети сидят на стульях, педагог договаривается с ними какие слова будут использовать, они должны быть связаны по смыслу, например: «лето, весна, осень, зима», «земля, вода, воздух, огонь»; участники договариваются какие движения будут выполнять на каждое слово. Например: «1 слово» - кладут свои руки на колени, «2 слово» - вытягивают руки вперед, «3 слово» - поднимают руки вверх, «4 слово»- производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.

Молодцы, ребята! Зайчик очень доволен, что поиграл с вами. Отправляемся дальше вместе с колобком.

Отгадайте, кого мы встретим следующим.

На собаку он похож. Зубы острые, как нож.

На луну повыл и смолк - на охоту вышел … (волк) (Приложение, Волк)

Задание 2. «Вспомни и назови», цель – развитие зрительной памяти (Приложение).

Ребята! В течение 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

Следующее задание, волк просит запомнить на слух и повторить.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.

Молодцы, ребята!

3. Динамическая пауза.

Устали? Поиграем в игру «Пожалуйста».

Я буду давать задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу волшебное слово

4. Продолжение работы.

Большой, коричневый, лохматый,

Неуклюжий, косолапый,

Любит громко пореветь,

А зовут его…(медведь). (Приложение, Медведь)

Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.

Задание 3. «Собери урожай», цель – развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления (Приложение)

Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Покажите стрелками: что надо класть в одну корзину, что – в другую.

Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с колобком.

Вот так рыжая плутовка,

След свой заметает ловко!

Кур таскать большая мастерица,

А зовут её… (лисица) (Приложение, Лиса)

Ребята, что же делать, как помочь колобку?

Задание 5. Пространственная ориентировка.

Расскажите, как колобок катился по дороге, используя слова: «вперед», «назад», «направо», «налево», «вверх», «вниз». Проведите линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги (графомоторная дорожка)

5. Итог. Рефлексия.

Как вы думаете, вы спасли колобка от лисы? Что вы для этого сделали? Какие задания вам понравились больше всего?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, попрощайтесь.

Молодцы. Спасибо вам, ребята.


 

Список литературы:

Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005г.

Тукачёва С. «Коррекционно-развивающие занятия 3-4 класс», 2004г.

Интернет-ресурсы:

http://psychology.net.ru

http://www.pedlih.ru

http://festival.1september.ru

infourok.ru

Приложение

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо Надежда Анатольевна, отличный конспект!!! Понравились разнообразные задания и иллюстративный материал!!!

1 April 2019

Спасибо за оценку.

1 April 2019

Интересный конспект. Возьму себе

1 April 2019

Как интересно можно обыграть сказку

1 April 2019

Спасибо

1 April 2019

Можно использовать для любых других сказок

4 April 2019

Спасибо. Можно брать смысл сказки и перестраивать, получиться сказкотерапия

7 April 2019
Ответ для

Спасибо за совет

7 April 2019
Ответ для

Попробуем

7 April 2019

С улыбки и мы частенько начинаем! Интересные задания и разнообразные! Мне занятие понравилось!!! Можно и аудиозапись ,мультфильм использовать!!!

9 April 2019

Ага, наша фантазия на все способна :)

9 April 2019

Спасибо, занятие очень интересное, заберу в копилочку!

1 May 2019

Похожие публикации