12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демченко Екатерина Сергеевна39
Беларусь, г.Витебск
5

План-конспект урока по русской литературе «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие». Любовь к природе как выражение любви к родине»

План-конспект урока по русской литературе «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие». Любовь к природе как выражение любви к родине»

Класс: 5 класс

Цели урока:

учиться анализировать текст, составлять план текста, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, расширять словарный запас, работать над выразительностью чтения;

развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.


Оборудование: мультиборд, презентация, учебник, видеоролики.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Доброе утро ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте в самом начале поделимся друг с другом хорошим настроением. А для этого улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Молодцы!

Сегодня вместо тетрадей вы будете выполнять задания на рабочих листах, которые в конце урока мне сдадите. А вот вашу активность сегодня я проверю следующим образом: на партах вы видите коробочки с жетонами, за каждый ответ вы берёте себе жетон, в конце урока подсчитаете и общее количество запишете в рабочий лист.

2. Мотивационный этап

- Наш урок я бы хотела начать с просмотра ролика. Внимание на экран. Видеоролик. Песня «Волшебный дом»

- У каждого из нас при слове «Дом» возникает вполне конкретный образ. А какие ассоциации вызывает у вас слово дом? На листах в течение 30 с. подберите и напишите, с чем или с кем у вас оно ассоциируется. 1 ряд – имя существительное, 2 ряд – имя прилагательное, 3 ряд – глагол. (Ответы учащихся)

3. Объявление темы, сообщение ожидаемых учебных результатов

«Мозговой штурм»

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Почему я начала урок именно так? (Ответы-предположения учащихся)

- Тема нашего урока «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие». Любовь к природе как выражение любви к родине». Мы с вами продолжим учиться анализировать текст, составлять план текста, находить в тексте выразительные средства языка, будем работать над выразительным чтением, постараемся определить, что же К.Г. Паустовский вкладывал в понятие «дом».

4. Беседа на первичное восприятие текста

- Дома вы читали очерки «Мой дом» и «Бескорыстие».

-Понравился или не понравился вам текст?

- Какие эпизоды больше всего запомнились? Почему?

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Все ли слова были понятны?

5. Словарная работа

- Ребята, на доске я выписала слова, значение которых вам, может быть, было непонятно при чтении очерка «Мой дом». Давайте проверим, знаете ли вы их значение.

Обшитая серым тёсом - досками

Частокол - забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.

Западня - ловушка.

Берут дом в осаду - т. е. окружают его со всех сторон.

 Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).

Околица - изгородь вокруг деревни.

6. Аналитическая беседа по тексту очерка «Мой дом»

- Как вы думаете, очерк «Мой дом» отличается от предыдущих? Чем? (Тип речи данного очерка – повествование, а в предыдущих преобладало описание)

- Чтобы ответить на вопрос, что же Паустовский вкладывал в понятие «Мой дом», проанализируем текст и составим план.

- На сколько частей мы можем разделить это произведение ? (на 3) Почему вы так считаете?

- Прочитайте заглавие и первое предложение очерка.

- После прочтения, какие предположения возникают, о чём пойдёт речь? (Дальше пойдёт речь о каком-то здании, являющемся для автора домом)

- Прочитайте тот отрывок, где автор действительно говорит о доме как о здании? (Чтение отрывка)

- Каким вы представили себе дом?

-Как озаглавим 1 часть – ДОМ

- О чём рассказывается во 2 части? (О котах)

Обучение составлению кадроплана.

- Поднимите руки те, кто любит смотреть мультфильмы?

- Как вы думаете, из какого эпизода очерка «Мой дом» получился бы интересный мультфильм? Как мы его назовём? («Коты играют в волейбол»)

- Что такое кадроплан? (Предположение учащихся)

- Это воссоздание отдельного эпизода в движении через ряд картин, то есть кадроплан даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Кадроплан может быть тексто-описательный и изобразительный. Сейчас я вам покажу пример изобразительного кадроплана, дома вы должны будете составить свой кадроплан : картинки + описание кадров. (Демонстрация картинок кадроплана, учащиеся кратко описывают, что изображено)

- Какими словами автор характеризует котов?

- Как вы понимаете выражение “коты всех мастей”?

- Как вы думаете, писатель считает котов своими друзьями или врагами?

- Каким словом писатель характеризует кота? (Наглый)

- Что значит наглый? (Бессовестный, бесстыдный)

- Вот ещё одно подтверждение тому, что коты для писателя не друзья, а враги. Тогда почему он о них пишет так, что мы улыбаемся? (Потому что автор любит природу, и коты-воры его забавляют)

- Как вы считаете, каким настроением автора пропитана вторая часть текста? (Весёлым, озорным, энергичным)

- Как мы озаглавим 2 часть? (Коты)

Физкультминутка через 20 мин

- Какая пора года описана в тексте? (Осень)

-Представьте, как же красив этот сад осенью! Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие прекрасные пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне. (Слайды Мещёры осенью)

7. Самостоятельная работа

- А теперь давайте обратим внимание на 3 часть очерка. Можем ли мы подобрать название этой части? Почему?

Ребята, сейчас у вас будет самостоятельная работа. Вы должны обсудить с соседом по парте, на сколько картин можно разделить 3 часть. К каждой картине, которая у вас получится, дайте название и запишите на рабочих листах. Время – 3 минуты.

Беседа по 3 части произведения

1картина

- О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский? (О беседке)

- Чем беседка заросла? (Виноградом)

- В какие цвета раскрасил писатель листья винограда?

- Что значит пурпурная (мешение синего или фиолетового цвета с красным), лиловая (светло-фиолетовый)?

- Кто еще навещает писателя по утрам? (Воробьи)

- Давайте проследим за воробьями, как они себя ведут? («с удивлением заглядывают», «их смертельно занимают», «подбираются к ним»)

- Какое выразительное средство использует автор при описании воробьев? (Олицетворение)

- Давайте вспомним, что такое Олицетворение? (Перенос свойств живого существа на неодушевлённые предметы и явления природы)

- Объясните выражение «смертельно занимают». (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека)

- Как вы озаглавили эту картину - Беседка , воробьи

2 картина

- Дождь какой? (Отвесный дождь)

- Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)

- Что автор говорит о шуме дождя? (шумит вполголоса, как человек) Это как? (Неторопливый отвесный дождь)

- Как называется такой прием? (Олицетворение)

- Как вы озаглавили эту картину – Дождь.

- Послушаем музыку дождя. Видео «Идёт дождь»

3 картина

- Может ли туман шуршать? (В тумане ничего не видно, а шуршат под ногами листья)

- Какой прием использует Паустовский? (Олицетворение)

- Что нового мы узнаём об авторе? (Закаляется, принимает здоровый душ)

-Какие ещё звуки слышатся ? (Рожок пастуха) Видео «Игра на рожке»

- Как вы озаглавили эту картину - Рассвет

4 картина

- Какие звуки раздаются в бане? (Песня сверчка, шаги, звон чашек)

- Почему сверчок не обращает внимания ни на шаги, ни на звон чашки? (Увлечён пением, привык к К.Г., баня – его дом)

- Как вы озаглавили эту картину - Песня сверчка

Видео «Трещит сверчок»

5 картина

- Как зовут пса? Дивный любит своего хозяина?

- Почему он так спокойно реагирует на его уход?

- Как вы озаглавили эту картину – пёс Дивный.

6 картина

- Какие краски появились в этом мире? (Восток розовеет)

- Какие звуки наполнили картину (Никакие)

- Как об этом говорит автор? (Безмолвие воды, тишина, молчание)

- Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным? (Никого нет рядом, Паустовский оказался один на один с природой)

- В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

- Как вы озаглавили эту картину – Природа.

Вывод: – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

На доске: Посередине ДОМ – вокруг лучики и слова прикрепить на магниты: САД, КОЛОДЕЦ, ПЁС ДИВНЫЙ, КОТЫ, ВОРОБЬИ, БЕСЕДКА, ПРИРОДА.

8. Аналитическая беседа по очерку «Бескорыстие»

- Прочитайте на экране пару слов-антонимов: корысть – бескорыстие.

Определите значение этих слов.

(Корысть – выгода, материальная польза.)

- Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”.

(Бескорыстие – без выгоды, отсутствие корыстных интересов.

- Почему автор может много писать о Мещерском крае?

- Но почему он не пишет об этом?

- Перечитайте восклицательное предложение. Против чего восстает автор?

- Как вы считаете, о чем писатель будет говорить дальше?

- От имени кого выступает автор, употребляя местоимение мы?

- За что народ и автор любят родные места?

- Как вы понимаете, что «прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно»?

- Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле - Мещерскому краю?

(На все вопросы отвечаем словами из текста)

- В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил в произведении? (Любовь к Родине, родной земле – чувство патриотизма).

- Почему произведение так называется? (Это чувство Паустовский считал самым главным в любви к Родине: Бескорыстная любовь, без выгоды)

9. Подведение итогов урока

- О чём мы должны задуматься, читая произведения К.П? (Любовь к природе, к родине делает нас духовно богаче и лучше)

- Что вкладывает автор в понятие ДОМ? (Малую Родину, Родину)

- Читая произведение, можем мы предположить, что действие происходит в Беларуси? Почему? (Похож климат, проживаем в одной и той же природной зоне, похож растительный и животный мир)

Закончите фразу:

Сегодня на уроке я….

На уроке для меня было важно…

Самым интересным для меня было…

У меня хорошо получилось…

В очерках П. меня затронуло…

Скажите комплимент писателю…

10. Домашнее задание

По выбору:

1. Подобрать музыкальное сопровождение к очерку.

2. Нарисовать картину, которая вас наиболее впечатлила.

3.Пересказ понравившегося отрывка.

4. Выписать цитаты об осени, которые ее ярко характеризуют.

5. Выписать 5 олицетворений и 5 эпитетов из любых очерков.

Всем:

1. Составить кадроплан (стр.70, 3 вопрос)

2. Выразительное чтение отрывка.

11. Выставление отметок

12. Рефлексия

На доске – иллюстрация «Зелёное поле», наклеиваем картинки.

-Если вы удовлетворены занятием, и оно было полезным для вас, дерево, если урок был в определённой степени для вас полезен, если вы только почувствовали интерес к теме, выберите росток, а если пользы от занятия вы получили мало, не очень поняли, о чём идёт речь, выберите семена.

Спасибо за урок!



Приложение 1

Ф.И. ____________________________

Тема «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие».

Любовь к природе как выражение любви к родине»



ДОМ ____________________________________

__________________________________________

__________________________________________


Очерк «Мой дом»

ПЛАН:

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________





Количество жетонов_________________________


























Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 23.03.21 в 18:25 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Екатерина Сергеевна, за конспект урока! Аналитическая беседа по тексту приучает ребят читать медленно, вдумчиво. А это самое главное на уроках литературы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.