План-конспект урока по русской литературе «К.Г. Паустовский. Очерки "Мой дом" и "Бескорыстие". Любовь к природе как выражение любви к родине»
План-конспект урока по русской литературе «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие». Любовь к природе как выражение любви к родине»
Класс: 5 класс
Цели урока:
учиться анализировать текст, составлять план текста, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, расширять словарный запас, работать над выразительностью чтения;
развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.
Оборудование: мультиборд, презентация, учебник, видеоролики.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Доброе утро ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте в самом начале поделимся друг с другом хорошим настроением. А для этого улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Молодцы!
Сегодня вместо тетрадей вы будете выполнять задания на рабочих листах, которые в конце урока мне сдадите. А вот вашу активность сегодня я проверю следующим образом: на партах вы видите коробочки с жетонами, за каждый ответ вы берёте себе жетон, в конце урока подсчитаете и общее количество запишете в рабочий лист.
2. Мотивационный этап
- Наш урок я бы хотела начать с просмотра ролика. Внимание на экран. Видеоролик. Песня «Волшебный дом»
- У каждого из нас при слове «Дом» возникает вполне конкретный образ. А какие ассоциации вызывает у вас слово дом? На листах в течение 30 с. подберите и напишите, с чем или с кем у вас оно ассоциируется. 1 ряд – имя существительное, 2 ряд – имя прилагательное, 3 ряд – глагол. (Ответы учащихся)
3. Объявление темы, сообщение ожидаемых учебных результатов
«Мозговой штурм»
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Почему я начала урок именно так? (Ответы-предположения учащихся)
- Тема нашего урока «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие». Любовь к природе как выражение любви к родине». Мы с вами продолжим учиться анализировать текст, составлять план текста, находить в тексте выразительные средства языка, будем работать над выразительным чтением, постараемся определить, что же К.Г. Паустовский вкладывал в понятие «дом».
4. Беседа на первичное восприятие текста
- Дома вы читали очерки «Мой дом» и «Бескорыстие».
-Понравился или не понравился вам текст?
- Какие эпизоды больше всего запомнились? Почему?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Все ли слова были понятны?
5. Словарная работа
- Ребята, на доске я выписала слова, значение которых вам, может быть, было непонятно при чтении очерка «Мой дом». Давайте проверим, знаете ли вы их значение.
Обшитая серым тёсом - досками
Частокол - забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.
Западня - ловушка.
Берут дом в осаду - т. е. окружают его со всех сторон.
Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).
Околица - изгородь вокруг деревни.
6. Аналитическая беседа по тексту очерка «Мой дом»
- Как вы думаете, очерк «Мой дом» отличается от предыдущих? Чем? (Тип речи данного очерка – повествование, а в предыдущих преобладало описание)
- Чтобы ответить на вопрос, что же Паустовский вкладывал в понятие «Мой дом», проанализируем текст и составим план.
- На сколько частей мы можем разделить это произведение ? (на 3) Почему вы так считаете?
- Прочитайте заглавие и первое предложение очерка.
- После прочтения, какие предположения возникают, о чём пойдёт речь? (Дальше пойдёт речь о каком-то здании, являющемся для автора домом)
- Прочитайте тот отрывок, где автор действительно говорит о доме как о здании? (Чтение отрывка)
- Каким вы представили себе дом?
-Как озаглавим 1 часть – ДОМ
- О чём рассказывается во 2 части? (О котах)
Обучение составлению кадроплана.
- Поднимите руки те, кто любит смотреть мультфильмы?
- Как вы думаете, из какого эпизода очерка «Мой дом» получился бы интересный мультфильм? Как мы его назовём? («Коты играют в волейбол»)
- Что такое кадроплан? (Предположение учащихся)
- Это воссоздание отдельного эпизода в движении через ряд картин, то есть кадроплан даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Кадроплан может быть тексто-описательный и изобразительный. Сейчас я вам покажу пример изобразительного кадроплана, дома вы должны будете составить свой кадроплан : картинки + описание кадров. (Демонстрация картинок кадроплана, учащиеся кратко описывают, что изображено)
- Какими словами автор характеризует котов?
- Как вы понимаете выражение “коты всех мастей”?
- Как вы думаете, писатель считает котов своими друзьями или врагами?
- Каким словом писатель характеризует кота? (Наглый)
- Что значит наглый? (Бессовестный, бесстыдный)
- Вот ещё одно подтверждение тому, что коты для писателя не друзья, а враги. Тогда почему он о них пишет так, что мы улыбаемся? (Потому что автор любит природу, и коты-воры его забавляют)
- Как вы считаете, каким настроением автора пропитана вторая часть текста? (Весёлым, озорным, энергичным)
- Как мы озаглавим 2 часть? (Коты)
Физкультминутка через 20 мин
- Какая пора года описана в тексте? (Осень)
-Представьте, как же красив этот сад осенью! Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие прекрасные пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне. (Слайды Мещёры осенью)
7. Самостоятельная работа
- А теперь давайте обратим внимание на 3 часть очерка. Можем ли мы подобрать название этой части? Почему?
Ребята, сейчас у вас будет самостоятельная работа. Вы должны обсудить с соседом по парте, на сколько картин можно разделить 3 часть. К каждой картине, которая у вас получится, дайте название и запишите на рабочих листах. Время – 3 минуты.
Беседа по 3 части произведения
1картина
- О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский? (О беседке)
- Чем беседка заросла? (Виноградом)
- В какие цвета раскрасил писатель листья винограда?
- Что значит пурпурная (мешение синего или фиолетового цвета с красным), лиловая (светло-фиолетовый)?
- Кто еще навещает писателя по утрам? (Воробьи)
- Давайте проследим за воробьями, как они себя ведут? («с удивлением заглядывают», «их смертельно занимают», «подбираются к ним»)
- Какое выразительное средство использует автор при описании воробьев? (Олицетворение)
- Давайте вспомним, что такое Олицетворение? (Перенос свойств живого существа на неодушевлённые предметы и явления природы)
- Объясните выражение «смертельно занимают». (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека)
- Как вы озаглавили эту картину - Беседка , воробьи
2 картина
- Дождь какой? (Отвесный дождь)
- Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)
- Что автор говорит о шуме дождя? (шумит вполголоса, как человек) Это как? (Неторопливый отвесный дождь)
- Как называется такой прием? (Олицетворение)
- Как вы озаглавили эту картину – Дождь.
- Послушаем музыку дождя. Видео «Идёт дождь»
3 картина
- Может ли туман шуршать? (В тумане ничего не видно, а шуршат под ногами листья)
- Какой прием использует Паустовский? (Олицетворение)
- Что нового мы узнаём об авторе? (Закаляется, принимает здоровый душ)
-Какие ещё звуки слышатся ? (Рожок пастуха) Видео «Игра на рожке»
- Как вы озаглавили эту картину - Рассвет
4 картина
- Какие звуки раздаются в бане? (Песня сверчка, шаги, звон чашек)
- Почему сверчок не обращает внимания ни на шаги, ни на звон чашки? (Увлечён пением, привык к К.Г., баня – его дом)
- Как вы озаглавили эту картину - Песня сверчка
Видео «Трещит сверчок»
5 картина
- Как зовут пса? Дивный любит своего хозяина?
- Почему он так спокойно реагирует на его уход?
- Как вы озаглавили эту картину – пёс Дивный.
6 картина
- Какие краски появились в этом мире? (Восток розовеет)
- Какие звуки наполнили картину (Никакие)
- Как об этом говорит автор? (Безмолвие воды, тишина, молчание)
- Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным? (Никого нет рядом, Паустовский оказался один на один с природой)
- В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?
(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).
- Как вы озаглавили эту картину – Природа.
Вывод: – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)
На доске: Посередине ДОМ – вокруг лучики и слова прикрепить на магниты: САД, КОЛОДЕЦ, ПЁС ДИВНЫЙ, КОТЫ, ВОРОБЬИ, БЕСЕДКА, ПРИРОДА.
8. Аналитическая беседа по очерку «Бескорыстие»
- Прочитайте на экране пару слов-антонимов: корысть – бескорыстие.
- Определите значение этих слов.
(Корысть – выгода, материальная польза.)
- Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”.
(Бескорыстие – без выгоды, отсутствие корыстных интересов.
- Почему автор может много писать о Мещерском крае?
- Но почему он не пишет об этом?
- Перечитайте восклицательное предложение. Против чего восстает автор?
- Как вы считаете, о чем писатель будет говорить дальше?
- От имени кого выступает автор, употребляя местоимение мы?
- За что народ и автор любят родные места?
- Как вы понимаете, что «прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно»?
- Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле - Мещерскому краю?
(На все вопросы отвечаем словами из текста)
- В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил в произведении? (Любовь к Родине, родной земле – чувство патриотизма).
- Почему произведение так называется? (Это чувство Паустовский считал самым главным в любви к Родине: Бескорыстная любовь, без выгоды)
9. Подведение итогов урока
- О чём мы должны задуматься, читая произведения К.П? (Любовь к природе, к родине делает нас духовно богаче и лучше)
- Что вкладывает автор в понятие ДОМ? (Малую Родину, Родину)
- Читая произведение, можем мы предположить, что действие происходит в Беларуси? Почему? (Похож климат, проживаем в одной и той же природной зоне, похож растительный и животный мир)
Закончите фразу:
Сегодня на уроке я….
На уроке для меня было важно…
Самым интересным для меня было…
У меня хорошо получилось…
В очерках П. меня затронуло…
Скажите комплимент писателю…
10. Домашнее задание
По выбору:
1. Подобрать музыкальное сопровождение к очерку.
2. Нарисовать картину, которая вас наиболее впечатлила.
3.Пересказ понравившегося отрывка.
4. Выписать цитаты об осени, которые ее ярко характеризуют.
5. Выписать 5 олицетворений и 5 эпитетов из любых очерков.
Всем:
1. Составить кадроплан (стр.70, 3 вопрос)
2. Выразительное чтение отрывка.
11. Выставление отметок
12. Рефлексия
На доске – иллюстрация «Зелёное поле», наклеиваем картинки.
-Если вы удовлетворены занятием, и оно было полезным для вас, дерево, если урок был в определённой степени для вас полезен, если вы только почувствовали интерес к теме, выберите росток, а если пользы от занятия вы получили мало, не очень поняли, о чём идёт речь, выберите семена.
Спасибо за урок!
Приложение 1
Ф.И. ____________________________
Тема «К.Г. Паустовский. Очерки «Мой дом» и «Бескорыстие».
Любовь к природе как выражение любви к родине»
ДОМ ____________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Очерк «Мой дом»
ПЛАН:
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Количество жетонов_________________________
Селиванова Галина Геннадьевна