План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с безударными гласными в корне»
План-конспект урока по русскому языку
Учитель — Кимарская Мария Евгеньевна
Место проведения — МБОУ СШ №6, 3 «Б» класс
Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне
Тип урока — комбинированный
Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Задачи:
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование:
Презентация к уроку «Правописание слов с безударными гласными в корне»;
компьютер, проектор;
алгоритм проверки безударной гласной;
Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( к УМК «Школа России»), электронное приложение к учебнику
Ход урока
Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны "Умники и умницы". Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Актуализация знаний
-Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны отгадать зашифрованные слова и правильно записать их в свои записные книжки. (Один ученик работает у доски)
1) Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
2) Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова.)
3) Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила.)
4) Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Гора.)
5) Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)
6) Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)
7) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела.)
— Расставьте ударение, выделите корень.
— На какую орфограмму записаны слова?
Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму. (Лиса, сова, пила, гора, глаза, снежинка, пчела)
-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
Ну, как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянных меч.
-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?
-Какое правило он не знал?
-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.
с м...чом – мяч –с мячом
Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)
-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)
Первичное усвоение новых знаний
-А теперь мы оказались в долине Безударных гласных.
В этой долине живет мудрая тётушка Сова, она хочет познакомить нас с очень важным правилом. Это правило расположено в жёлтой рамке. (чтение правила, обсуждение, составление алгоритма)
Чтобы пройти это испытание, нам предстоит выполнить №194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое расположено в желтой рамке.
Алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово
-Тётушка Сова вместе со своими лесными друзьями предлагает нам выполнить интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным. (Выполнение задания на интерактивной доске.)
-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.
5. Первичная проверка понимания
Работа с упражнением 194.
-Наше путешествие по долине Безударных гласных продолжается. Тётушка Сова хочет, чтобы мы выполнили №194.
-Прочитайте слова из упражнения.
-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
( подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово. Например: дворы- двор, дворник)
Письменное выполнение задания.
-Молодцы! Вы хорошо справились. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.
Физкультминутка
-Путешествие - дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным - необходимо отдохнуть.
-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением - вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.
- Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.
Первичное закрепление
-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу «Умники и умницы». Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.
-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города «Умники и умницы»? Прочитайте. Выполните это задание.
Задание.
- Прочитайте предложения. Исправьте ошибки.
Хорашо в асеннюю пору в лису: свижо и влажно. Сежу на пиньке и любуюсь. На паляне лижит поваленная сасна, а дальше - сосновый бор.
Проверка.
- Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.
- Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
-Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями и стали полноправными жителями королевства Русского языка. Теперь Вам не составит труда выполнить любое задание. Жители королевства предлагают вам самостоятельно выполнить контрольное задание.
-На доске вы видите слова. Буквы из этих слов потерялись и им нужно найти свое место. В этом им поможете вы. Возьмите на парте чистый листок, в столбик проставьте цифры от 1 до 5. Вам необходимо найти место для каждой буквы. Если вы считаете, что в первом слове пропущена буква «а», то напишите ее под цифрой 1 и т.д.
Взаимопроверка.
-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.
Итог урока. Рефлексия
-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.
-Какая была тема нашего путешествия?
-Чему вы учились сегодня на уроке?
- Как проверить написание безударных гласных в корне слова?
-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь вверх поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.
-А сейчас я хочу проверить, кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями, кому было трудно, а у кого остались какие-либо вопросы. Кому было легко- сделает букву Л, кому было трудно- сделает букву- Т, а кого остались какие-либо вопросы- нарисует в воздухе вопросительный знак.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
-Открываем дневники и записываем домашнее задание.
1) Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова стр. 104, упр. 195 (1)
2) Творческое задание по выбору: Составить рассказ о зиме, используя слова с безударными гласными.