План-конспект урока «Греко-латинские дублеты и терминоэлементы: образование названий заболеваний и патологических процессов»
Конспект урока № 1.
II курс
Тема: «Греко-латинские дублеты и терминоэлементы: образование названий заболеваний и патологических процессов»
Ф.И.О. автора: Шибаева Лилия Павловна, преподаватель иностранных языков ЧПОУ МК "Авиценна"
Группа:236(1)
Продолжительность занятия:1 ч. 30 мин.
Цель: Сформировать базу теоретических и практических знаний о греко-латинских дублетах и терминоэлементах
Задачи:
Обучающие:
-ознакомление с греко-латинскими дублетами и терминоэлементами;
- ознакомление со способом образования греко-латинских дублетов и терминоэлементов;
-тренировка учащихся в употреблении греко-латинских дублетов и терминоэлементов в формировании названий заболеваний и патологических процессов;
-обучение формированию названия заболевания при постановке диагноза.
Развивающие:
- создание условий для развития таких аналитических способностей учащихся как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
-создание условий для развития памяти, внимания, воображения;
-развитие коммуникативных навыков;
- содействие формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные:
-содействие развитию интереса к изучению основ латинского языка с медицинской тематикой;
-содействие воспитанию культуры общения.
Планируемые результаты:
-формирование уважительного отношения к иному мнению;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к предмету;
-формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Метапредметные:
-умение пользоваться электронными ресурсами;
-умение ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-участие в парной работе, умение договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные:
-развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарных коммуникативных задач;
-расширение лингвистического кругозора;
-углубление знаний в области профессиональной медицинской лексики;
-умение полностью и точно понимать короткие сообщения, построенные на знакомом учащимся языковом материале;
-умение догадываться о значении некоторых слов по контексту.
Тип занятия: занятие открытия новых знаний и применения их на практике.
Формы работы учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: технология проблемного диалога, информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование: компьютер, колонки, проектор, школьная доска, мел, раздаточный материал, тематические иллюстрации.
Используемая литература и ресурсы сети Интернет:
1)Ю.И. Городкова «Латинский язык для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ», М.: КНОРУС, 2014. -256 с.
2) ppt-online.org
Структура урока:
1)Организационный момент
2)Актуализация знаний
3)Формулировка темы, постановка цели урока
4)Объяснение теоретического материала в устной и письменной формах
5) Первичное усвоение нового материала в письменной форме
6)Минутка релаксации
7)Усвоение теоретического материала в устной форме
8)Самостоятельное закрепление полученных знаний и умений в письменном виде
9)Закрепление полученных знаний и умений посредством парной и дискуссионных работ
10)Домашнее задание
11)Рефлексия деятельности
Ход практического занятия
1) Организационный момент:
-Hello, my dear students!
-How are you?
-I am glad to see you.
-Sit down, please.
2)Актуализация знаний
Обсуждение иллюстрации по теме «Греко-латинские дублеты», а также первичная работа с тематической таблицей «Греко-латинские дублеты и терминоэлементы».
3)Формулировка темы, постановка цели урока
Формулировка темы «Греко-латинские дублеты и их роль в формировании названий заболеваний и патологических процессов».
Основная цель-научиться образовывать названия заболеваний и патологических процессов посредством греко-латинских дублетов, терминоэлементов и тематических суффиксов.
4)Объяснение теоретического материала в устной и письменной форме
Преподаватель диктует лекцию по теме «Греко-латинские дублеты и их роль в формировании названий заболеваний и патологических процессов», иллюстрирует способы образования названий заболеваний на доске, обращается к тематической таблице с дублетами (Учебник Ю.И. Городкова «Латинский язык для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ»: с.125-127, параграфы 76-77).
О названиях заболеваний и патологических процессов
Терминоэлемент "-logia"
Дублет-соответствие, обозначающее название органа человеческого организма, данное на латинском и греческом языке, имеющее разное произношение и описание, но одинаковое лексическое значение.
Например,
Латинский термин | Греческий ТЭ | Значение |
Сor | Cardia | Сердце |
Vas | Angio- | Cосуд |
Pulmo | Pneum-, Pneumon- | Легкое |
Существительные 3-ого склонения образуют названия заболеваний и патологических процессов посредством прибавления к основе, которая представляет собой название органа или ткани (греко- латинские дублеты или терминоэлементы), тематических суффиксов:
I.Дублет/ТЭ+суффикс -itis (ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС):
gastr-(слизистая оболочка желудка)+ itis= gastritis(воспаление слизистой оболочки желудка),
nephro-(почка)+itis=nephritis(почечное воспаление);
II.Дублет/ТЭ+ суффикс -oma (ОПУХОЛЬ):
osteo-( кость) + -oma= osteoma( костная опухоль),
haem- (кровь)+ - oma=haematoma(кровяная опухоль);
III.Дублет/ТЭ+ суффикс -osis/iasis (ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ХРОНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС):
neur( нерв) + - osis= neurosis (невроз- функциональное заболевание нервной системы);
cholelith - ( желчный камень) +-iasis= cholelithiasis- (желчнокаменная болезнь).
Терминоэлемент –logia (с греч. " logos" -наука, учение), употребляется для образований названий наук медицинского спектра.
Медицинский термин образуется посредством прибавления к дублету/ТЭ –logia ("наука", "учение"):
Например:, haematologia(наука о крови):
"haemat" - (кровь)+" logia"(наука)=haematologia(наука о крови, органах кроветворения и заболеваниях крови);
Gynaecologia (наука о женском организме):
"gynaec" - (женщина)+"logia"(наука)=gynaecologia(наука о женском организме).
Латинский термин | Греческий ТЭ | Значение |
Intestinum | Enter- | Кишка |
Intestinum crassum | Col- | Толстая кишка |
Musculus | Myo- | Мышца |
Nervus | Neur- | Нерв |
Oculus | Ophtalm- | Глаз |
Rectum | Proct- | Прямая кишка |
Uterus | Hyster- Metr- | Матка |
Digitus | Dactyl- | Палец |
Caecum | Typhl- | Слепая кишка |
Nasus | Rhin- | Нос |
Cor | Cardia- | Сердце |
Pulmo | Pneum-, pneumon- | Легкое |
Abdomen | Laparo- | стенка живота |
Ren | Nephro- | Почка |
Os, oris | Stomat- | Ротовая полость |
Dens | Odont- | Зуб |
Vas, vasis | Angio- | Cосуд |
Glandula | Aden- | Железа |
Nodus lymphaticus | Aden- | Лимфатический узел |
Os, ossis | Osteo- | Кость |
Articulatio | Arthr- | Cустав |
Auris | Ot- | Ухо |
Cutis | Derm- dermat- | Кожа |
Sanguis | Haemo- haemat- aemia- | Кровь |
Vesica | Cyst- | Пузырь |
Cartilago | Chondr- | Хрящ |
Caput | Cephal- kephal- | Голова |
Corpus | Somat- | Тело |
Fel | Chol- | Желчь |
Pes | Pod- | Нога, стопа |
Lien | Splen- | Селезенка |
Pectus | Steth- | Грудная клетка |
Tuba uterina | Salping- | Маточная труба |
Pelvis renalis | Pyel- | Почечная лоханка |
Cornea | Kerat- | Роговое вещество, роговица |
Lingua | Gloss- | Язык |
Mamma | Mast- | Молочная железа |
Palpebra | Blephar- | Веко |
Vena | Phleb- | Вена |
Vertebra | Spondyl- | Позвонок |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ(ТЭ):
Hidro-пот
Pneumo-, pneumat- нахождение или введение воздуха, газа в полость, тело
Pneumothorax- скопление воздуха в плевральной полости
Ptosis-опущение органа
Sclerosis-склероз, затвердение
Stasis-естественная остановка тока крови или другой физиологической жидкости
Stenosis-cужение
Студенты записывают тематическую лекцию с иллюстрируемыми примерами.
5) Первичное усвоение нового материала в письменной форме:
Задание 1.
Студенты работают с письменным заданием у доски: написание недостающих элементов в таблицу:
Латинский дублет | Греческий TЭ |
Cor | |
| pneum- |
Abdomen | |
| nephro- |
Os | |
| odont- |
Vas | |
| ot- |
Cutis | |
| haemo-, haemat-, haemia |
Сartilago- | |
| aden- |
Os, ossis | |
6)Минутка релаксации
Преподаватель и студенты встают и делают зарядку под звуковое сопровождение:
Raise your hands high in the air,
At your sides, on your hair.
Raise your hands up before
While you clap: one, two, three, four.
I put my hands upon my hips,
I turn myself around.
I raise my hands above my head
And then I touch the ground.
7)Усвоение теоретического материала в устной форме
Задание 2.
Студенты расшифровывают названия заболеваний и патологических процессов в тестовой форме посредством работы у доски:
Осуществите образование названий заболеваний посредством дублета и тематического суффикса:
Nephr- + -itis=
Derm-+ -itis=
Cyst- + -itis=
Odont-+ -oma=
Chondr- + -oma=
Neur-+ -osis=
My(o)- + -oma=
Stomat-+ -itis=
Задание 3.
Студенты расшифровывают названия заболеваний и патологических процессов в тестовой форме посредством работы с электронными ресурсами:
1)Определите название заболевания:
a)keratitis b)otitis c)nephritis
2) Определите название заболевания:
a)arthritis b)podalgia c)gastritis
3)Определите название заболевания:
a)phlebitis b)mastitis c)gastritis
4)Определите название заболевания:
a)angioma b)osteoma c)myoma
5)Определите название заболевания:
a)nephralgia b)gastralgia c)podalgia
6)Определите название заболевания:
a)chondrosis b)cephalgia c)pneumonia
7)Определите название заболевания:
a)phlebitis b)enterocolitis c)angiospasmus
8)Определите название заболевания:
a)neuralgia b)hidrosis c)stomatitis
8)Усвоение теоретического материала в письменной форме:
Задание 4.
a)Студенты переписывают название медицинского термина, выделяют тематический дублет, дают расшифровку названия заболевания:
Pneumonia-
Parotitis-
Enteritis-
Cardioplegia-
Haematoma-
Glossalgia-
Bradycardia-
Тachycardia-
Spondylitis-
Periostitis-
Arthrosis-
Cholecystitis-
Hepatosis-
b)Cтуденты переписывают название заболевания на русском языке, далее дается верное произношение и написание на латинском языке:
Колит-
Миокардит-
Панкреатит-
Невроз-
Кардиосклероз-
Гингивит-
Фарингит-
Ларингит-
Геморрагия-
Лимфостаз-
Тромбофлебит-
Гистероптоз-
Ангиома-
Задание 5.
Cтуденты записывают названия терминов, обозначающие названия заболеваний и патологических процессов, далее дают толкование данного медицинского термина:
Например,
Bronchitis- воспаление бронхов
Osteoma-
Gastritis-
Gastralgia-
Cholelithiasis-
Phlebitis-
Urolithiasis-
Blepharoptosis-
Cardiosclerosis-
Otitis-
Osteochondrosis-
Myoma-
Psychosis-
Dermatitis-
Студенты работают с иллюстрациями посредством электронных ресурсов: задание на словообразование (образование названий наук).
Задание 6.
Соотнесите иллюстрацию, на которой изображен орган человека со словообразующим элементом -logia, образуйте названия медицинских наук:
+ -logia
+ -logia
3. =+ -logia
4. + -logia
5. + -logia
Студенты осуществляют перевод медицинских терминов, содержащих в себе дублет и элемент –logia (названия наук):
Задание 7.
Дайте перевод названиям наук, включающим в себя элемент -logia:
Ophtalmologia -
Stomatologia-
Psychologia-
Cardiologia-
Neurologia-
Bacteriologia-
Dermatologia-
Myologia-
Histologia-
Haematologia-
Gerontologia-
Mammologia-
Urologia-
Osteologia-
Nephrologia-
Gastroenterologia-
Abdomenologia-
Pulmonologia-
Biologia-
Anthropologia-
9)Закрепление полученных знаний и умений посредством парной и дискуссионных работ
Задание 8.
Студенты осуществляют дискуссионную деятельность на основе парной и групповой работы: обсуждают симптоматику приведенных заболеваний, далее ставят диагноз на латинском языке (название диагноза воспроизводится на основе дублетов и терминоэлементов).
1)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов (просмотр тематических видеофильмов):
А) www.med-ug.ru
B) www.gb12-barnaul.ru
C) www.naran.ru
2)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов:
Ситуация №1
Снижение или потеря аппетита;
Внезапные болезненные ощущения в животе, и чувство наполненного желудка во время употребления пищи;
Отрыжка, рвота или изжога;
Неприятный запах из ротовой полости, меняется оттенок кала, вздувается живот.
Боль в голове, учащённое сердцебиение, высокий уровень слюноотделения.
Ситуация №2
Сильный приступообразный кашель;
Дискомфорт и болезненность в грудной клетке, особенно при дыхании;
Хрипы;
Одышка при физических нагрузках, а иногда и в покое;
Слабость, вялость, апатия, повышенная утомляемость;
Головные боли;
Ознобы; усиленное выделение пота.
Ситуация №3
Небольшая ноющая боль и хруст при движении;
Ощущение дискомфорта и суставной подвижности;
Перепады артериального давления;
Головокружение, головная боль;
Деформация суставных структур;
Отеки и покраснение пораженного сустава;
Судороги и спазмы мышц.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
Задание 1.
Латинский дублет | Греческий TЭ |
Cor | cardia, cordis |
Pulmo | pneum- |
Abdomen | laparo- |
Ren | nephro- |
os, oris | stomat- |
Dens | odont- |
Vas | angio- |
Auris | ot- |
Cutis | derm- dermat- |
Sanguis | haemo-, haemat-, haemia |
Сartilago- | chondr- |
Glandula | aden- |
Os, ossis | osteo- |
Задание 2.
Осуществите образование названий заболеваний посредством дублета и тематического суффикса:
Nephr- + -itis=nephritis
Derm-+ -itis=dermatitis
Cyst- + -itis=cystitis
Odont-+ -oma=odontoma
Chondr- + -oma= chondroma
Neur-+ -osis= neurosis
My(o)- + -oma=myoma
Stomat-+ -itis=stomatitis
Задание 3.
a)Студенты переписывают название медицинского термина, выделяют тематический дублет, дают расшифровку названия заболевания:
Pneumonia-острое воспаление легких
Parotitis-воспаление околоушных желез
Enteritis-воспаление тонкой кишки
Cardioplegia-сердечная недостаточность
Haematoma-кровяная опухоль (образование полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь)
Glossalgia-боль в языке
Bradycardia-замедленное сердцебиение
Тachycardia-учащенное сердцебиение
Spondylitis-воспаление одного или нескольких позвонков
Periostitis-воспаление надкостницы
Arthrosis-патологическое хроническое заболевание суставов
Cholecystitis-воспаление желчного пузыря
Hepatosis-патологическое заболевание печени
b)Cтуденты переписывают название заболевания на русском языке, далее дается верное произношение и написание на латинском языке:
Колит-сolitis
Миокардит-myocarditis
Панкреатит-pancreatitis
Невроз-neurosis
Кардиосклероз-cardiosclerosis
Гингивит-gingivitis
Фарингит-pharyngitis
Ларингит-laryngitis
Геморрагия-haemorrhagia
Лимфостаз-lymphostasis
Тромбофлебит-thrombophlebitis
Гистероптоз-hysteroptosis
Ангиома-angioma
Задание 4.
Определите название заболевания:
1)b),2) a), 3)с), 4)a),5с), 6)b),7a), 8)c).
Задание 5.
Bronchitis- воспаление бронхов
Osteoma-костная опухоль
Gastritis-воспаление слизистой оболочки желудка
Gastralgia-желудочная боль
Cholelithiasis-желчнокаменная болезнь
Phlebitis-воспаление вен
Urolithiasis-мочекаменная болезнь
Blepharoptosis-опущение века
Cardiosclerosis-закупорка/cклероз сосудов
Otitis-воспаление среднего уха
Osteochondrosis-патологическое хроническое заболевание хрящей и межпозвоночных дисков
Myoma-мышечная опухоль
Psychosis-душевное расстройство
Dermatitis-воспаление кожных покровов
Задание 6.
1.PULMONOLOGIA
2.HAEMATOLOGIA
3.STOMATOLOGIA
4.NEPHROLOGIA
5.VERTEBROLOGIA
Задание 7.
Ophtalmologia-наука о зрении
Stomatologia-наука о ротовой полости
Psychologia-наука о душе
Cardiologia-наука о сердце
Neurologia-наука о нервной системе
Bacteriologia-наука о бактериях
Dermatologia-наука о кожном покрове
Myologia-наука о мышцах
Histologia-наука о тканях
Haematologia-наука о крови
Gerontologia-наука о старении организма
Mammologia-наука о молочных железах
Urologia-наука об органах мочеполовой системы
Osteologia-наука о костной системе
Nephrologia-наука о почках
Gastroenterologia-наука о ЖКТ
Abdomenologia-наука о брюшной полости
Pulmonologia-наука о легких
Biologia-наука о живых существах
Anthropologia-наука о человеке
Задание 8.
1)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов:
А)Dermatitis
B)Nephritis
C)Cholelithiasis
2)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов:
Ситуация №1
Gastritis
Ситуация №2
Bronchitis
Ситуация №3
Arthrosis
10)Домашнее задание
Учебник Ю. И. Городкова, с. 127, параграф 78 ( обозначение названий заболеваний, образованных посредством тематических дублетов, терминоэлементов и суффиксов): в письменном виде.
11)Рефлексия деятельности
Студенты оценивают, удалось ли им в ходе практического занятия овладеть основной целью: научиться образовывать названия заболеваний и патологических процессов посредством использования дублетов, терминоэлементов и суффиксов.
Кристина Эдуардовна Гончарова