План-конспект занятия «Кукольных дел мастера»
План-конспект занятия «Кукольных дел мастера»
Цель: развитие самосознания, сплочение детского коллектива
Задачи:
-
- Активизация процесса самосознания личности,
- Активизация восприятия, памяти, внимания, воображения в процессе изготовления кукол.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие смелости публичного выступления через упражнения и этюды с куклами.
Структура проведения коррекционно-развивающего занятия:
-
- Вводная часть (знакомство, разминка, игры, психогимнастика)
- Основная часть
-
- Изготовление куклы.
- Интервью с куклой.
- Знакомство куколок разных детей.
- Создание совместной истории о нескольких куклах сразу.
- Обсуждение сценария кукольного спектаклей.
- Репетиции и исполнение спектаклей.
- Обсуждение спектаклей в группе детей.
3. Заключительная часть (рефлексия, прощание).
Для решения поставленных задач на занятии используются методы:
-
- арт-терапия (изготовление плоскостных кукол)
- психогимнастика
- игровые методы
Оборудование:
Картон белый, фломастеры, цветные карандаши, ножницы
Целевая группа: от 8 лет
Число участников: 8-12 человек
Время проведения: 1,5 часа
Ход занятия
Вводная часть
1.Ритуал приветствия. Сообщение целей занятия – 3 мин
- Ребята, сегодня мы будем с вами играть, рисовать и делать кукол. Скажите, какие сказки про кукол вы знаете? (Ответы детей). Одна из сказок – «Приключения Буратино». Папа Карло вырезал из полена игрушку, и она ожила. Наше занятие будет необычным – мы превратимся в кукольных мастеров и придумаем собственную куклу, которая сможет ходить и разговаривать, а также устроим настоящий кукольный театр.
Сначала мы с вами немного поиграем.
2. Игра «Имя + движение» - 5 мин
Каждый представляется по имени и сопровождает это определенным движением. Все вместе повторяют услышанное имя и движение.
3. Психогимнастический этюд «Шалтай-Болтай» - 3 мин
«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне,
Вся королевская конница, вся королевская рать
Не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая-Болтая собрать»
По стихотворению дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» нужно резко наклонить вперед корпус, на слова «Шалтая-Болтая собрать» - распрямиться.
4. Игра «Кукольных дел мастер» - 15 мин
Дети разбиваются по парам. Один ребенок в паре – кукольный мастер, другой – кукла. Мастер выстраивает позу «кукле», положение рук-ног, говорит, что выражает лицо куклы. Ведущий расспрашивает, уточняет, как выглядит кукла. Затем смена ролей в парах.
Основная часть
5. Изготовление куклы. – 30 мин
Этап создания плоскостной куклы.
- Ребята, а теперь вам предстоит создать свою собственную куклу. В куклу мастер вкладывает частичку себя, своей души. Подумайте, какая она будет, как будет выглядеть, какой будет у нее характер.
Каждый ребенок на листе картона обводит свою ладонь – это будет примерный размер куклы и ее контур. Ведущий помогает наглядной демонстрацией – показывает этапы создания куклы на своем листе. Затем создается эскиз куклы – образ, лицо, руки, ноги. Кукла раскрашивается. Прорезаются две круглые дырочки внизу куклы (в них будут вставляться пальцы, чтобы куклу можно было передвигать).
6. Знакомство - 10 мин
Дети дают кукле имя, рассказывают о ней, ее характере, любимых занятиях.
Куклы переходят к активному общению друг с другом. Они знакомятся, задавая вопросы ("Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Где ты живёшь?" и т.п.).
7. Создание совместной истории кукол. Репетиции спектаклей – 15 мин
Участники делятся на группы по 3-4 человека. Детям нужно придумать совместную историю про кукол, придумать ее инсценировку, отрепетировать в группе.
8. Показ инсценировок – 10 мин
Все дети приглашаются в кукольный театр. Одна группа показывает свою инсценировку с куклами, другая часть – зрители.
9. Обсуждение спектаклей в группе детей – 5 мин
Небольшое обсуждение спектаклей с «артистами»: что было трудно/легко при создании спектакля? Как шла репетиция? Получилось ли действовать дружно или нет?
10. Рефлексия занятия – 5 мин
- что понравилось на занятии?
- чему научились?
11. Ритуал прощания.
- Ребята, вы стали сегодня создателями кукол. Все они замечательны - каждая кукла неповторимая, единственная в мире, непохожая на всех остальных. В них вы сложили свою фантазию, старания, свое настроение. Пусть эти куклы будут вашими друзьями и помощниками.
Литература:
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И.Буянова. – М.: Просвещение, 1990